Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Я думаю, это были святые люди…

Православные солдаты из русских деревень знали только одно: в Болгарии живут их единоверцы, которых угнетают, отнимают детей, уводят жен, разоряют и уничтожают храмы и они пришли их освобождать

Православные солдаты из русских деревень знали только одно: в Болгарии живут их единоверцы, которых угнетают, отнимают детей, уводят жен, разоряют и уничтожают храмы и они пришли их освобождать.


2 марта, накануне Дня независимости Болгарии, у часовни – памятника Героев Плевны (ст.м.Китай-город, пл.Ильинские ворота, д.2), определенной Святейшим патриархом Алексием II в статус патриаршего подворья, состоялось традиционное поминальное торжество, посвященное 132-й годовщине победы освободительной русской армии над османским войском в Болгарии.
Еще до начала мероприятия место вокруг часовни было взято под охрану милицией, гостей ожидалось около ста человек.




В часовне Героям Плевны все готово к архиерейскому богослужению


Настоятель часовни протоиерей Александр Салтыков, он же настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, член Союза художников России. На снимке: отец Александр приветствует представителя Министерства Обороны РФ полковника Фомичева Алексея Владимировича, который на сегодняшних торжествах будет командовать воинами почетного караула


«Участником русско-турецкой войны, героев которой мы сегодня поминаем, являлся полковник Чичагов, – сообщила нашим читателям староста часовни, координатор нынешнего мероприятия Наталья Борисовна Степанова (на снимке – справа), – После победы над турками, он вышел в отставку, принял монашество с именем Серафим, был рукоположен во священики и дослужился до сана митрополита. В эпоху красного террора, в 1937 году он был расстрелян в Бутово. Как потом выяснилось из архивов, это случилось 10 декабря – в день 50-летия битвы под Плевной». (Материалы исторической справки, составленной Натальей Борисовной использованы для подготовки этого репортажа)


Панихиду по погибшим воинам в День незавизимости Болгарии Святейший Патриарх Кирилл поручил провести викарию Московской епархии, наместнику Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископу Павло-Посадскому Кириллу. На снимке: архиерей прибыл к месту торжеств прежде прочих официальных лиц


Епископ Кирилл хиротонисан во епископы – 29 ноября 2009 г. С 2 февраля 2010 г. входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. На снимке: облачение прибывшего архипастыря


Два раза в год – 10 декабря – в день взятия Плевена и 3 марта – в день окончания русско-турецкой освободительной войны здесь у часовни, Церковь совместно с армией в торжественной обстановке возглашают «Вечную память вождям и воинам на поле брани живот свой положивших». Заупокойную службу украшал голос дьякона Владислава, возгласы которого навевали мысли о сладкозвучных голосах дореволюционных архидьяконов



Часовня была сооружена на пожертвования гренадеров. Чтобы привлечь жервователей, в феврале 1878 г. была открыта добровольная подписка на памятник. На устройство часовни внутри памятника был принесен щедрый дар почетным гражданином города, купцом 1-й гильдии, старостой храма Христа Спасителя в Москве, Иваном Алексеевичем Кононовым. На ближайшем каменном постаменте надпись: «В пользу увечных гренадер и их семейств»


Епископ Кирилл поздравил собравшихся с праздником и признался, что София и Болгария особенно близки ему еще и потому, что он провел там несколько лет своей жизни, учась с 1988 года в Софийской духовной академии


Посол республики Болгарии в Российской Федерации Пламен Грозданов. По признанию высокопоставленного гостя, День независимости в Болгарии имеет такое же огромное значение, как для российского народа – 9 мая – День Победы. 3 марта 1878 года представитель русской армии граф Игнатьев подписал документ о капитуляции турецких захватчиков «и этот договор, – продолжил Пламен Грозданов, – не только увенчал конец русско-турецкой войны, но и возвестил воскресение болгарского государства из небытия османского ига. Существует примета, – продолжил дипломат, – для того, чтобы здание было прочным, необходимо встроить в него что-то дорогое и близкое сердцу. Основы современного болгарского государства были закреплены кровью множества дорогих жертв. Мы шлем низкий поклон и выражаем вечную признательность тысячам погибших бойцов российской армии и болгарского ополчения, которые отдали за нашу свободу самое дорогое – свои жизни»


Болгарская диаспора в России насчитывает около пятидесяти тысяч человек


Со словами приветствия обратился к собравшимся первый заместитель председателя Союза друзей Болгарии, вице-адмирал в отставке Кир Георгиевич Лемзенко. В конце 70-х годов – при министре обороны Гречко – он служил в Москве в генеральном штабе. В 1992 году занял пост военного атташе при посольстве Российской Федерации в Болгарии. «Чувство патриотизма, – заявил вице-адмирал, – главная движущая сила любой нации, народ не может существовать без патриотизма, мы не можем жить без нашего прошлого. Сегодня мы собрались у памятника и вспоминаем о славе русского оружия, о массовом героизме тех людей, которые противостоя подчас семикратно превосходящему противнику (как это было при Шипке), не щадя своих жизней, добились освобождения Болгарии. И очень хорошо, что здесь присутствуют молодые люди, и тоже вспоминают об этом


Замечательно, – заметил бывший атташе, – что здесь находятся и военные. Нам – общественным организациям, Союзу друзей Болгарии, не смотря на поминальную грусть в этой дате, очень радостно и приятно сознавать, что продолжается жизнь, продолжается дружба между нашими народами и память эта увековечивается в памятниках. В Болгарии доныне сохраняются 450 памятников павшим русским воинам, которые принесли освобождение Болгарии. В России, к сожалению, таких монументов не так много


У микрофона – руководитель патриотических программ Центра национальной славы России Валерий Анатольевич Латынин:
– У народа, который живет на нашей земле, не было легких времен. Не было их и тогда, когда из братской Болгарии пришел свет Православия, мы помним, что его носители – первосвятители Кирилл и Мефодий были болгарскими представителями. Помним и что первые русские святые родились от Владимира-крестителя и его жены-болгарки. Поэтому как бы сложно не складывались исторические обстоятельства, какие бы новые угрозы не возникали перед нашими народами в XXI веке, мы всегда будем помнить о своем духовном единстве, и благодаря этой памяти, наши братские узы всегда останутся нерасторжимыми… Центр национальной славы, – рассказал Валерий Анатольевич, – восемь лет подряд собирает международный лагерь Славянских витязей. Дети в него приглашаются из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии. Мы посещаем поля ратной славы, привозим их и к этому памятнику, совершаем паломничества по российским монастырям. Но, к сожалению, делается это пока исключительно подвижниками. Но после воссоздания организации ДОСААФ, в последнее время, начала создаваться концепция военно-патриотического воспитания молодежи, и я надеюсь, что она поможет в патриотическом воспитании и на государственном уровне



Под звуки военного оркестра, исполняющего гимны Болгарии и России, почетным военным караулом были возложены венки к памятнику – часовне


С болгарской стороны в церемонии возложения участвовали генерал вооруженных сил Болгарии и посол в РФ Пламен Грозданов. Со стороны России – представитель Министерства обороны полковник Фомичев А. В.


Помощник военного атташе Болгарии в Российской Федерации майор Семенов (в фуражке) считает за высокую честь, что в России, как и у него на родине, почитается День освобождения Болгарии. На церемонии среди приглашенных присутствовала Татьяна Боровикова – председатель всероссийского сообщества «Много деток – хорошо». Татьяна проводит смелые исторические параллели, утверждая, что сейчас стали похищать деток также как и в старинные лихолетные времена. Она имеет ввиду ювенальную юстицию и заявляет, что к ним поступает десятки жалоб из многих регионов России на действие органов опеки, которые, еще до введения закона о ювенальной юстиции, начали отнимать детей из бедных православных семей


Автор проекта, архитектор академик В.И.Шервурд, осуществил задуманную идею памятника четырьмя горельефными фигурами, углубленными в нишах: «Разъяренный башибузук режет болгарскую семью (на снимке); согбенный старик, русский крестьянин, возмущенный, указывает сыну – солдату на эту группу и иконой Владимирской Богоматери, издревле воодушевлявшей русских войнов, благословляет его на подвиг христианской любви; мужественная фигура гренадера останавливает бегущего турка, готовясь нанести ему последний удар; умирающий гренадер срывает с болгарской женщины цепи рабства».

«Памятник есть безмолвный проповедник, который может быть превосходней говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и, таким образом, он доходит до целого народа и до многих последовательных родов. Памятник есть книга, которую не надо искать в книгохранилищах, потому что она лежит на пути, и, таким образом, читается и теми, которые не думали раскрывать ее. Приметив сие, мудрость государственная благоприятствует устроению памятников, дабы они, в свою очередь, внушали народу ту самую любовь к Отечеству, которая внушила мысль устроить их. И дабы, возвещая добродетели и подвиги предков, к тем же добродетелям и подвигам поощряли потомков» – эти слова свт. московского Филарета гренадеры поставили эпиграфом к книге «Плевна и гренадеры», изданную ко дню открытия и освящения памятника – часовни в 1887 году


Внутреннее убранство часовни представляет собой майоликовую облицовку древнего орнамента, со множеством икон, писанных по керамической крошке с обжигом. Внутри часовни установлены памятные доски с изложением истории сражения под Плевной и с именами погибших в этом сражении воинов. В часовне регулярно служатся панихиды, читается Псалтырь, поминаются «вожди и воины живот свой на поле брани положившие»


Прот. Александр Салтыков: «Два раза в год у стен этой часовни мы вспоминаем день освобождения Болгарии. В советское время часовня была закрыта, осквернена и разграблена, в ней хранились метлы, какой-то инвентарь. Ее собирались снести и из ее же материала соорудить памятник Куйбышеву. В Москве были уничтожены все часовни. Эта же часовня почему-то продолжала стоять. Не смотря на то, что напротив высилось здание ЦК коммунистической партии, с другой стороны располагалась академия им.Куйбышева, а с третьей – замыкало кольцо окружения здание ЦК ВЛКСМ. В 1992-93 гг. на наших глазах часовня стала проседать. Металл состарился, она протекала, но продержалась до момента освобождения, когда ее уже можно было восстанавливать. Если бы она стала разрушаться от стихийных сил раньше, то спасать бы ее не стал уже никто. То что ее не разрушили, отец Александр может объяснить только духовными причинами. Решения о ее сносе принимались неоднократно. Правда, в списках охраны памятников, она стала проходить не как здание, а как монумент. Многие даже не знали, что внутри – богослужебное помещение

Но главное в том, что была пролита кровь. «Кровь, – считает настоятель, – увы – это самый крепкий фундамент. И когда в начале девяностых годов сюда приехал один из болгарских епископов – его имя тоже Кирилл, в своей речи, которая была произнесена здесь после советского времени едва ли не впервые, начал со слов: «На этом святом месте…». Действительно, хотя в этом сквере и не проходило сражений, , но место святое потому, что памятник воздвигнут в честь героев, которые страдали за других. Это были простые люди, православные солдаты из русских деревень, и знали они только одно: что в Болгарии живут такие же, как и они – православные, которых угнетают, притесняют, не дают верить, отнимают детей, уводят жен, разоряют, уничтожают храмы и они пришли их освобождать. Таковым было всенародное сознание. За это они сознательно проливали свою кровь. Поэтому, я думаю, что это – святые люди.

Андрей РАДКЕВИЧ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?