Люди, работающие у несправедливого начальника, жалуются на мигрени, обострения псориаза, бессонницу, выпадение волос, непонятные боли в животе, депрессию и прочие неприятности

Фото с сайта rte.ie

Умереть за зарплату

Ни для кого не секрет, что значительная часть стресса, переживаемого современным человеком, связана с его работой. Проблема эта глобальная, но, как всегда, общую тенденцию первыми осознают и начинают изучать страны опережающего развития, те, где она уже успела проявиться особенно ярко.

В своей последней книге «Умереть за зарплату» (Dying for a Paycheck), вышедшей в 2018 году, профессор Стэнфордской школы бизнеса Джеффри Пфеффер подробно рассказывает, как психологически тяжелые условия труда сокращают жизнь наемных работников.

За 2 года до этого, в марте 2016, Пфеффер вместе с коллегами опубликовал большое исследование. Авторы выделили 10 опасных для здоровья стрессоров, связанных с работой.

Это безработица, отсутствие страховки, посменная работа, длинный рабочий день, нестабильная занятость, конфликт между работой и семьей, низкий уровень собственного контроля в процессе выполнения работы, завышенные требования руководства, низкий уровень социальных гарантий со стороны работодателя, несправедливость начальника.

Ученые проанализировали данные социологических обзоров и эпидемиологических исследований, отсекли крайне оптимистические и крайне пессимистические результаты, и пришли к выводу, что

Джеффри Пфеффер, «Умереть за зарплату». Обложка оригинального издания. Изображение с сайта bennybutton.com

в США порядка 120 000 смертей в год и порядка 5-8% годовых затрат на здравоохранение связаны с нездоровым стилем общения руководителей компаний со своими работниками.

Популярный американский интернет-ресурс Huffington Post опубликовал статью, основанную на изысканиях Пфеффра и данных ряда медицинских исследований, после чего издание получило сотни писем от своих читателей.

Писали люди, работающие по найму в коммерческих компаниях и в государственных структурах. Они жаловались на мигрени, обострения псориаза, бессонницу, выпадение волос, непонятные боли в животе, депрессию и прочие неприятности.

Читатели признаются, что не сразу связали свои болезни с нелюбимой работой и несправедливым начальником, однако те счастливчики, у которых была возможность поменять ее или просто бросить, обнаружили, что проблемы со здоровьем разрешились.

«Я бросил работу, и волосы не только перестали выпадать, но стали активно расти и даже слегка виться.

А кроме того, я не страдаю в воскресенье вечером от того, что завтра все начнется сначала», – пишет Тони, бывший чиновник невысокой должности.

«В момент приближения начальницы, мне становилось физически плохо, и даже когда я просто видела в почте сообщение от нее, моя кожа покрывалась крапивницей. Я утратила сон и дошла до того, что после срочной госпитализации получила диагноз “тревожное расстройство”. Уйдя с работы и посвятив себя семье, я чувствую себя здоровой и счастливой», – рассказывает Джоан.

Но давайте не просто пройдемся по списку жалоб, но поподробнее рассмотрим, что и как происходит с нами в токсичных, как теперь принято говорить, рабочих условиях.

Все начинается в голове

Фото с сайта psychologytoday.com

«Несправедливость – это особенно вредный стрессор, ведь он бьет по самой сердцевине представления человека о себе самом. Когда на рабочем месте мне не воздают по заслугам, это прямая атака на мое человеческое достоинство, ведь мне дают понять, что я не заслуживаю такого же справедливого обращения, как остальные», – говорит Кевин Келлоуэй, профессор Канадского исследовательского центра психологии и эргономики.

Большой мета-анализ, опубликованный в 2012 году американскими исследователями в Журнале прикладной психологии (Journal of Applied Psychology), свидетельствует о том, что несправедливость руководства у большого количества наемных работников приводила к ментальным расстройствам (депрессии, перееданию, выгоранию), а вслед за ними вела и к физическим заболеваниям. Для этого есть два пути.

Во-первых, нервная система напрямую связана с иммунной и эндокринной, а значит рабочий стресс снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и вызывает эндокринные нарушения.

Во-вторых, удары по достоинству и самолюбию требуют определенной компенсации и подталкивают человека к нездоровым типам поведения: злоупотреблению спиртным, курению, перееданию. А это ведет ко множеству хронических заболеваний.

Бессонница

Нарушение нормального ночного сна очень часто имеет причиной рабочий стресс. Эта связь хорошо изучена. Например, в марте 2019 года была опубликована работа группы американских ученых из центров медицинских и социальных исследований.

Ученые использовали большую базу данных 20-летнего социологического исследования MIDUS и установили, что эффект несправедливости, переживаемой респондентом на работе, в 14 раз превышал влияние на ночной сон таких факторов, как возраст или длина рабочего дня, и в 2,4 раза – влияние физического здоровья.

Происходило это через «выплескивание рабочих проблем в домашнее пространство». У респондентов, испытывавших рабочий стресс, снижалась активность в домашних делах и ухудшались отношения в семье.

Мигрени и мышечные боли

Когда человек находится в недружелюбной среде, его мышцы напрягаются. Если вы ждете очередной атаки босса, шея и плечи будут болеть больше, чем если вы просто проводите много времени, сидя за компьютером.

Болеть будут не только спина и шея, но и голова, приток крови к которой нарушается. Такие боли называются «болями напряжения», но возможны и мигрени, которые часто напрямую связаны со стрессом.

Гормональные нарушения

Помимо функции надпочечников, вырабатывающих гормоны стресса, страдает выработка половых гормонов.

У мужчин снижение продукции тестостерона может приводить к нарушениям половой функции. У женщин, как демонстрируют новейшие исследования, стресс, весьма вероятно, может приводить к бесплодию.

Интересно, что некоторые читательницы Huffington Post рассказали о том, как смена работы на более спокойную помогла им забеременеть после многих лет неудач.

Изменения микробиома

Мозг и кишечник закольцованы: наше эмоциональное состояние влияет на кишечную микрофлору, а кишечная микрофлора – на настроение. Попав в этот порочный круг, из него очень трудно выбраться.

Рабочий стресс может приводить к болям, изжоге, запорам. Профессор Келлоуэй признается, что на определенном этапе своей карьеры сам стал жертвой подобной ситуации:

«Через шесть месяцев на новом рабочем месте я заметил, что каждое воскресенье ближе к вечеру я испытывал боли в желудке. Это происходило именно в то время, когда я начинал думать об утре понедельника.

Это совпадение и навело меня на мысль, что причина боли – рабочий стресс. Все прошло, когда я сменил работу».

Изменения аппетита

При длительном стрессе надпочечники продуцируют избыточное количество кортизола, который может повышать аппетит. Но дело не только в количестве, но и в качестве того, что вы едите.

Исследователи Гарвардской медицинской школы сообщают о том, что стресс повышает тягу к сладкому и жирному, а это сказывается и на фигуре, и на здоровье.

Что же делать?

Фото с сайта editus.lu

Легче всего дать такой совет: смените работу, расстаньтесь с начальником, который вас эмоционально угнетает, и найдите такого, который бы оказывал вам должное уважение и ценил ваш труд. Это, однако, проще сказать, чем сделать.

Понятно, что рабочие места на дороге не валяются, и многие из нас, уволившись, могут оказаться в очень непростом положении, особенно, если их некому поддержать материально.

Есть ли какой-то способ минимизировать вред рабочего стресса? Клинический психолог Центра исследований тревожности и поведенческих изменений (Роквилл, США) Моник Рейнолдс считает, что этому способствуют дружеские отношения и разнообразные социальные связи за пределами рабочего пространства. Они возвращают уважение к себе, чувство собственной значимости.

Бихевиористы (специалисты по поведению) рекомендуют технологию под названием «рефрейминг», которая заключается в переосмыслении ситуации и изменении отношения к ней.

Но есть в вашем арсенале и более простой путь, хотя и не гарантирующий успеха.

Попробуйте… посочувствовать начальнику! Он ведь тоже находится под давлением, а может быть, у него еще и какие-то домашние проблемы. Скажите ему, что понимаете, как это сложно – руководить коллективом, как тяжело бремя ответственности, а потом поделитесь своими переживаниями и вежливо попросите скорректировать стиль общения.

Есть шанс, что это сработает.

Источники:

8 Times People Hated A Job So Much It Made Them Ill

This Is What Happens to Your Body When You Hate Your Job