Кейс НКО-проекта «Мария мама» — пример успешной работы с соседскими сообществами и pro bono специалистами из бизнеса

До прихода в некоммерческий сектор Екатерина Протопопова работала в Госдуме — в комитете по вопросам семьи, женщин и детей. В комитет стекается много обращений и просьб, связанных с материнством, с проблемами воспитания детей, поддержкой семьи. По ним видно, что женщины, находящиеся в декрете, больше всего боятся потерять работу и, как следствие, средства к существованию. Их тревожит невозможность оплатить услуги няни, невысокие пособия на детей, нехватка ясельных групп или доступных ко-воркингов для мам с детьми.

Екатерина, сама мама двоих детей, нашла ресурс для решения проблемы в соседских сообществах, прежде всего, — родителей.

Не сервис по подбору нянь

Фото с сайта bezformata.com

Так чуть больше года назад появилось мобильное приложение «Mariamama» — оно знакомит семьи, живущие по соседству, например, на одной улице или в одном районе. Цель — выручать друг друга: взять на прогулку не только своих детей, но и чужих, посидеть с малышом в течение целого дня или пару часов. Разные параметры поиска дают возможность выбрать подходящего человека.

Основные пользователи — мамы, но, уже сейчас на портале регистрируются и папы, и бабушки, и те, кому просто хочется общаться, знать всех в своем дворе, поддерживать друг друга. Оказалось, что желающих помогать немало. На данный момент в Москве 1200 родителей пользуются сервисом.

«Для нас принципиально, что приложение абсолютно бесплатно, — говорит Екатерина Протопопова. — Мы закрыли возможность для помощников выставлять себе оплату. Вознаграждение возможно, но его вправе назначить только тот, кто обращается за помощью. Поэтому наш проект – не сервис по подбору нянь».

Первую версию делали за свои деньги

 

Разработка двух мобильных приложений в системах Android и Google Play – удовольствие не из дешевых. Екатерина и ее команда решили искать компанию-разработчика за пределами столицы — с бюджетными расценками, но чтобы при этом качество было высоким. Обдумывали смету, старались в формате переговоров влиять на ее понижение. В итоге, бюджет на разработку составил около 800 тыс рублей. Хотя изначально разговор шел о 1 млн рублей.

Тем не менее, приложение пришлось создавать за собственные деньги — специалистов про боно не нашлось. «НКО — это работа на длительную дистанцию, первый год – выживание, на второй год уже должны быть промежуточные результаты, — говорит Екатерина. — Именно результаты помогают привлекать деньги в проект через грантовую поддержку и благотворительные пожертвования. В нашем случае необходимо было показать, что социальная услуга эффективна и показывает спрос. Для этого нужно вложиться и хорошенько поработать».

Школа первой помощи

На занятии Школы первой помощи с добровольцами МЧС

В процессе работы над приложением пришла еще одна мысль — научить родителей предотвращать несчастные случаи, а уж если что-то случилось, уметь оказать первую помощь своему малышу.

Идея логично вписывалась в проект, ведь чрезвычайные ситуации как раз возникают чаще всего, когда мама вынуждена оставлять ребенка дома одного или не может забирать его с учебы. «Мой собственный ребенок сильно подавился, я сильно испугалась за него и поняла, насколько мне не хватает знаний о спасении в критических ситуациях, — говорит Екатерина. — Затем посмотрела данные Росстата о бытовой детской смертности от утопления, падения с высоты, отравления и поняла, что нужно это явно не мне одной».

Так у «Мария мама» появилась Школа первой помощи – и стала двигателем приложения, хотя изначально авторы об этом даже не думали.

Школа пользуется огромным спросом. С 2017 года — за время существования проекта — более 1500 человек прошли обучение, сейчас филиалы открываются в Московской области, Питере и Ростове-на-Дону.

На сайте можно записаться на занятие. В течение 4 часов аттестованные спасатели МЧС учат родителей быстро и правильно оказывать помощь и спасать жизни. Одной теории мало — каждый участник обязательно пробует на манекенах накладывать жгут при кровотечениях, осуществлять сердечно-легочную реанимацию, оказывать помощь, если ребенок или взрослый подавился, и многое другое.

Штат и аутсорсинг

В штате «Мария мама» два сотрудника. Екатерина Протопопова совмещает сразу несколько функций — генеральный директор, маркетолог и PR-специалист — чтобы средства максимально шли на развитие проекта.

Второй человек в компании – бухгалтер, занимается отчетностью, бюджетным планированием, юридическими документами. Деньги на оплату 2 штатных сотрудников собирают благодаря благотворительным пожертвованиям на сайте организации. Эти суммы равны минимальному размеру оплаты труда.

На разных этапах проект приглашает программиста, дизайнера, проектного менеджера и других профессионалов под конкретные задачи. А еще  помогают волонтеры. Например, добровольцы из МЧС проводят занятия в Школе первой помощи, около 20 мам оказывают разную ресурсную помощь по мере необходимости.

«Нас раскрутили добровольцы из бизнеса, — говорит Екатерина. — Мы обращались, например, к коммерческим полиграфическим компаниям за помощью в изготовлении печатной продукции, сложных макетов для выставок. Кроме того, есть добровольческие, волонтерские организации, которые готовы разработать для НКО логотип, сделать макеты флаеров, пригласительных, провести бесплатную съемку. Юридические компании бесплатно для НКО могут подготовить документы. Мы шли именно по этому пути — привлечения добровольцев».

Обновление каждые три месяца

Сложность мобильных приложений в том, что с ними нужно все время работать — развивать, упрощать интерфейс. Это живой организм. «Примерно раз в 3 месяца мы проводим фокус-группу с целевой аудиторией, после чего снова погружаемся в программирование, — говорит Екатерина. — В данный момент работаем над выпуском рестайлинговой версии, это будет стоить порядка 200 000 рублей».

Сейчас главная задача — развитие проектов и обеспечение всех его нужд. С мобильными приложениями — это программирование и увеличение пользователей. Задача на 2018-2019 годы с 1200 пользователей увеличить аудиторию до 10 000 человек. На сайте скоро появится кнопка «sos. первая помощь» — на ней просто, в картинках, будет показано, как действовать до приезда скорой в случае травм. За недолгую историю «Мария мама» уже бывали случаи, когда благодаря полученным навыкам родители смогли спасти жизнь своим детям.

Мнение мамы:

«Светлое открытое пространство, мягкие пуфы, на столе печенье, вода — на занятиях группы первой помощи чувствуешь себя очень комфортно. Сюда приходят родители с маленькими и не очень детьми, и просто люди, которые хотят быть готовыми оказать помощь, если это понадобится. Профессионалы рассказывают о сложном просто, все демонстрируют, дают возможность пробовать и обязательно комментируют твои действия, поправляют. В итоге появляется уверенность, что при необходимости ты знаешь, что делать и в тоже время понимаешь границы, осознаешь, что ты не врач и есть вещи, которые ты делать не можешь и не должен».