40 лет назад стартовала самая известная антиалкогольная кампания, прозванная в народе «горбачевской» по имени инициировавшего ее генсека Михаила Горбачева.
7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совета министров СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»). 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения».
В рамках кампании существенно сократили производство крепких напитков (почти в два раза), одновременно подняв на них цены – так, самая дешевая водка до старта оградительных мер стоит 4 р.70 коп., а затем – 9 р. 10 коп., подорожав почти вдвое. Массово закрывались вино-водочные магазины, торговать спиртным можно было лишь в период с 14 до 19 часов. За распитие на рабочем месте увольняли. Параллельно велась мощная пропаганда – были попытки ввести моду на безалкогольные свадьбы, выходили телевизионные программы о здоровом образе жизни, с эфира снимались фильмы, содержавшие сцены употребления алкоголя – так, например, на несколько лет был запрещен новогодний показ комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Несмотря на скептическое отношение к строгим мерам и даже противостояние им, результаты у кампании были положительными. Так, к моменту ее начала пьянство в СССР достигло рекордного уровня: на человека ежегодно приходилось около 10,5 л алкоголя, а, с учетом самогоноварения, могло превышать 14 литров. За счет сокращения продаж спиртного, эти показатели уменьшились, хотя замерить их корректно, с учетом имевшегося «черного рынка», не представлялось возможным. Однако другие показатели свидетельствовали об оздоровлении общества: так, поднялась рождаемость и сократилась смертность населения, увеличилась продолжительность жизни, стало рождаться меньше слабых и нежизнеспособных детей. Сократилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
Анализируя этот опыт, мы решили узнать, какие еще меры борьбы с пьянством действуют в разных странах, и насколько они эффективны. Любопытные факты вы узнаете в нашей подборке.
Россия: ограничение времени продажи и борьба с алкомаркетами и «наливайками»

Сегодня Россия – пример вполне успешных антиалкогольных кампаний. Так, за последние 15 лет нашему государству удалось сократить потребление спиртосодержащих напитков на 43%. Среди эффективных мер: повышение налогов на алкогольную продукцию, ограничение часов ее продажи и сокращение производства контрафактного алкоголя.
На данный момент все внимание страны приковано к так называемому вологодскому эксперименту: с 1 марта 2025 года в Вологде стартовала программа по радикальному ограничению продаж алкоголя. По будням у горожан есть всего два часа в сутках, чтобы приобрести спиртное – с 12:00 до 14:00. По выходным и праздникам алкомаркеты работают в прежнем режиме – с 8:00 до 23:00.
Как пояснили «Милосердию.ru» в правительстве области, итоги антиалкогольной компании подводить еще рано — запрет действует всего 2,5 месяца. Но пьяных на улицах города уже стало значительно меньше, а число преступлений на алкогольной почве сократилось за пару месяцев на 7%. По мнению губернатора Вологодской области Филимонова, ограничение поможет региону приблизиться к эталону – Чеченской республике, где почти не фиксируется пьяных драк и нет смертности от последствий бурных возлияний. Политика местного правительства нацелена на разорение всех «наливаек» и принуждение крупных алкосетей покинуть этот регион.
Впрочем, есть свидетельства того, что у локальной инициативы немало негативных последствий. Так, в местных алкомаркетах на выходных выстраиваются очереди, вологжане по выходным закупаются ящиками «на всякий случай». Растет число точек нелегальной торговли. Настойки из аптек на основе спирта вновь «входят в моду». Сами горожане в шутку называют принятый закон «полусухим» и охотно рассказывают журналистам, что алкоголь можно купить у таксисов и оборотистых бабушек у подъезда.
Еще одна радикальная инициативы вот-вот стартует в Санкт-Петербурге. Очень возможно, что популярный мем «В Питере пить» скоро потеряет актуальность. С 1 сентября 2025 года в центре города, а с 1 декабря – и на окраинах барам, расположенным в жилых домах Северной столицы запретят продажу алкоголя ночью (с 22:00 до 11:00). Чтобы работать в темное время суток, нужен будет отдельный вход, кухня, туалет, минимум 5 сотрудников и 50 квадратов площади.
Таким образом, уже сейчас под угрозой закрытия оказались более тысячи питейных заведений. Дело в том, что 80% петербургских баров расположены именно в жилых домах.
США: запрет до 21 года, который не действует, и успешные «Анонимные алкоголики»

США – пьющая страна: по данным Национального института по борьбе со злоупотреблением алкоголем и алкоголизмом (NIAAA), употребление алкоголя здесь растет с 90-х годов прошлого века, а в последние 25 лет темпы ускорились. При этом среднестатистический американец в год потребляет около 535 порций «стандартных напитков» (стандартный напиток – около 350 мл пива, 150 мл вина или 50 мл крепкого алкоголя). Есть пьющие и трезвые штаты. Среди антилидеров – Калифорния и Нью-Гемпшир, а отличники – южные штаты и те, где обитает много мормонов.
Законы, регулирующие потребление алкоголя, различаются в разных штатах. Общее у них только одно – запрет на продажу лицам в возрасте до 21 года. При этом хранение и употребление горячительных напитков несовершеннолетним не запрещено. Интересно, что в реальности мера не действует. Так, в 2023 году в ходе опроса около 14,6% американских подростков в возрасте от 12 до 20 лет сообщили о том, что употребляли алкоголь в прошлом месяце. В абсолютных цифрах это порядка 5,6 миллионов молодых людей. При этом около 10% старшеклассников употребляла горячительные напитки в большом количестве – около 10 порций за 2 недели. В целом, именно в этой возрастной группе высок интерес к «запретному плоду». Существует своеобразный культ пьяных вечеринок в старшей школе и университетских кампусах.
Антиалкогольной кампании, которая бы покрывала всю страну, в США не было со времен сухого закона. Но меры все-таки принимаются. Одна из самых известных, и, в целом, работающих – это движение Анонимные алкоголики. Согласно исследованиям https://www.recovery.org/alcoholics-anonymous/, 67 % людей, которые посещали собрания АА не менее 27 недель в течение первого года лечения, продолжали воздерживаться в течение 16 лет, и лишь 34 % из тех, кто не участвовал в программе АА, смогли сохранить трезвый образ жизни.
Но есть и оригинальные меры. Например, еще недавно речь шла о создании генной терапии, которая могла бы избавлять людей от алкогольной зависимости. Коллектив ученых провел испытания на приматах: В экспериментах с обезьянами животным вводили подобие вектороной вакцины, седержавшей аденовирус-транспорт и копию гена GDNF. Таким образом в организме восстанавливался необходимый уровень дофамина, и интерес макак в выпивке резко падал. Ожидалось, что людям будет достаточно одного введения такого препарата. Но до опытов на них пока не дошло.
Норвегия: самый низкий уровень пьянства в Северной Европе и самые высокие цены на алкоголь

По данным ВОЗ, сегодня уровень потребления алкоголя в Норвегии и других странах Северной Европы – один из самых низких в Европейском союзе. Но так было не всегда.
К началу XX столетия Норвегия считалась самой пьющей страной в мире. Пили от бедности, от безысходности и тоски, а холодный климат способствовал тому, что выбор норвежцы делали в пользу крепких напитков. В результате нация оказалась буквально на грани вымирания.
В 1914 году в Норвегии приняли «сухой закон», запрещающий варить пиво и гнать самогон из картофеля и зерна. Затем был проведен народный референдум, на котором 62% голосовавших высказались за полный запрет производства, перевозки, импорта и продажи крепких спиртных напитков. Однако продержался он недолго и уже в 1926 году был отменен: оказалось, что запреты не работают, а люди продолжают пить из-за развитой контрабанды, благодаря которой из Дании и Швеции рыбаки завозили аквавит – картофельный самогон.
Во времена действия «сухого закона» также появились так называемые «водочные врачи», которые назначали своим пациентам спирт практически от всех болезней, например, от пневмонии, боли в суставах и даже мигрень. В реальности, разумеется, речь шла не о лечении, а о банальном пьянстве.
Осознав, что строгие запреты не работают, норвежское государство хоть и ослабило драконовские меры, но при этом взяло под полный контроль производство, импорт, продажу всех спиртных напитков, а также ценообразование. Итогом этой политики стало кардинальное сокращение торговых точек, в можно приобрести горячительное. Вскоре тягу к крепким напиткам норвежцам удалось обуздать за счет дефицита алкогольной продукции – все это время действовал и продолжает действовать запрет на самогоноварение.
В 1960 году в 33 городах Норвегии действовало лишь 59 магазинов подконтрольной государству компании Vinmonopolet. Спустя 30 лет их стало 110. С 1990 году в стране действует запрет на продажу крепкого алкоголя лицам до 22 лет, и полный запрет – для покупателей моложе 18 лет.
В будние дни норвежские алкомаркеты работают с 10:00 до 18:00, в субботу – до 15.00, а в воскресенье закрыты. И лишь пиво крепостью 2,5 градусов можно найти в любом продуктовом магазине, но после 18.00 его не продадут никому. Продажа алкоголя в киосках и на бензозаправочных станциях запрещена.
Но главное – пить в Норвегии очень дорого. Например, пол-литра водки стоит 214,90 крон (более 2200 рублей), а пол-литра аквавита – 299,90 крон (около 3100 рублей).
Венгрия: пьют много, но борются только с пьяным вождением

Венгрию называют самой пьющей европейской страной. По данным за 2022 год, проблемы с алкоголем здесь наблюдаются у 21% населения. Дело не только в культурных традициях: горячительные напитки здесь крайне дешевы, примерно на 30% ниже, чем в среднем по ЕС, а к самогоноварению местные власти относятся более чем лояльно. При этом, по статистике. венгры тратят на алкоголь почти вдвое больше, чем средний европеец. И до настоящего момента такие показатели никого не смущают.
Меры по борьбе с употреблением в Венгрии самые мягкие. Действует запрет на продажу алкоголя до 18 лет, в ночные часы, и в некоторых локациях – например, поблизости от школ и детских садов. Есть штрафы за распитие спиртного в общественных местах. Единственное, с чем тут активно начали бороться – это с пьяным вождением.
Действующие с 2007 года в Венгрии правила не допускают даже минимальной дозы алкоголя в крови водителей. Все начиналось с больших штрафов, но затем власти пошли еще дальше: в случае, если водителя поймают и зафиксируют нарушение, права изымают сразу, без суда и следствия, независимо от количества выпитого алкоголя.
Впрочем, меры помогают незначительно. Так, в 2024 году число пьяных ДТП снизилось лишь на несколько процентов, при этом число погибших и тяжело раненных по-прежнему высока: в год гибнет почти тысяча человек, и получает увечья – более 5000 человек.
Южная Корея: борьба с корпоративами дает свои плоды

В Южной Корее наблюдается высокий уровень потребления алкоголя, который традиционно связан с профессиональной жизнью и общественными мероприятиями. По данным Государственного центра статистики Южной Кореи, около 69,1% мужчин и 53,2% женщин в возрасте 30–39 лет употребляют алкоголь ежемесячно. При этом 20% пьющих корейцев являются запойными алкоголиками. Виной всему – местная корпоративная культура.
В Корее есть традиция обязательных встреч после работы для распития алкоголя с коллегами. У этого ритуала есть свое название – хвесик. Формально участие в хвесике не обязательно, но в реальности отказаться почти невозможно. Иногда все заканчивается трагично: не привыкшие к обильным возлияниям сотрудники получают сильнейшие отравления, случается, что и гибнут. Так, в 2018 году 27-летний сотрудник Hyundai скончался после корпоративной вечеринки из-за отравления алкоголем, а в 2022 году охранник, перепивший во время хвесика, упал и получил травмы, не совместимые с жизнью.
Государство предпринимает меры для регулирования корпоративной культуры: было законодательно закреплено, что травмы и инциденты, произошедшие во время или после хвесика, являются зоной ответственности компаний.
Поначалу эффект был не слишком заметен. Так, в 2023 году в общественную организацию Gapjil 119, которая занимается вопросами токсичных практик на рабочих местах, обратились 305 человек с жалобами на унижения во время хвесика, при этом лишь 12 из них решили обратиться в органы правопорядка.
Однако со временем практика дала свои плоды: в 2025 году было отмечено, что потребление алкоголя в Южной Корее по сравнению с 2015 годом сократилось на 12%. Местные бары опустели, а офисные сотрудники теперь предпочитают ужинать дома (в основном заказывая доставку готовых блюд), и таким образом экономить деньги, отказываясь от посещения баров.
Япония: альтернативные напитки как государственная стратегия

Японские культурные традиции весьма располагают к чрезмерному употреблению алкоголя: здесь самое мягкое отношение к пьяным людям, их появление в общественных местах никого не шокирует. Обычная картина в Японии: спящий на газоне или тротуаре мужчина в дорогом костюме, который прилег вздремнуть после сложных переговоров с возлияниями.
Около 21% взрослого населения страны пьет ежедневно. Самый популярный алкогольный напиток у японцев – это пиво, его пьют и мужчины, и женщины. Обычно японец покупает каждый день после работы пару баночек пива на вечер. Пиво не является средством для опьянения – это просто напиток для расслабления после трудового дня. Также употребление алкоголя считается обязательным офисным ритуалом на переговорах и корпоративах с коллегами.
Размышляя над этой извечной проблемой: дань традициям и алкоголизация страны, правительство Японии начало поощрять разработку альтернативных напитков, которые имитируют вкус и текстуру спиртосодержащей продукции. Такие напитки призваны предложить вариант отдыха без алкоголя, обращая внимание на здоровые и экологичные способы расслабления. При этом продукция должна иметь вид, вкус и запах алкоголя или хотя бы приближаться к этим параметрам: это важно для того, чтобы поддерживать социальную функцию выпивки.
В 2023 году японские ученые провели исследование, которое доказало эффективность подобной стратегии. Группе из 123 участников в возрасте от 20 лет и старше бесплатно доставляли безалкогольные и содержащие малый процент алкоголя напитки – в основном пиво и коктейли. Затем за испытуемыми наблюдали еще несколько недель и в результате отметили, что уровень потребления горячительных напитков у них снизился – сработала привычка получать удовольствие от «заменителей».
Авторы исследования подчеркивали, что подобная тактика не может быть распространена на всех, но, вероятно, подходит японцам, причем только тем, кто пока не болен алкоголизмом. Но результаты опытов в любом случае выглядят обнадеживающе.
Вот почему все большую популярность в стране восходящего солнца приобретают церемонии чаепития и медитации. В некоторых центрах ментального здоровья они даже становятся частью официальной оздоровительной программы. Кстати, Япония — единственная страна, где у пациента наркологической клиники должно быть разрешение от работодателя для прохождения лечения от алкоголизма.