Возращение в НИИЧАВО: как вернуть популярность профессиям «инженер» и «ученый»

Портал «Милосердие.ru» представляет обзор КСО-программ, с помощью которых крупные российские компании «прокачивают» подростков и молодежь, готовя для себя и для страны инженерные кадры

Участники Летней энергетической школы и инженер РусГидро. Фото с сайта korung.rushydro.ru

Профессии «инженер» и даже «ученый» (и тем более «техник» и «квалифицированный рабочий») не популярны среди школьников уже два десятилетия. Какие популярны? Известная триада: юрист-экономист- менеджер. Но, возможно, причина – в незнании. Молодежь остро нуждается в модели будущего, и должна вовремя узнавать, какие профессии существуют, и какие есть возможности  для развития внутри этих профессий.

Даже в градообразующих компаниях, развивающих промышленность в регионах, замечают, что подростки имеют стереотипные и устаревшие представления об образе «рабочего человека». Работник горной промышленности – это «измученный человек в грязном комбинезоне с ломом в руке». Между тем на производствах многие процессы роботизированы, и рабочий имеет дело со сложной техникой, или управляет процессами через компьютер.

Еще одна  важная проблема: молодежь не видит перспективы в собственном городе и регионе и часто не возвращается домой, окончив вуз в центре.

Поэтому крупные компании решили самостоятельно заняться популяризацией инженерных профессий и подготовкой молодых специалистов. Пусть даже не все придут на  конкретное производство – но «прокачанные» молодые кадры будут двигать вперед  науку и промышленность страны.

Норникель: когда перестает быть скучно

«В одежду из какого вещества мог бы быть одет король из сказки про голого короля?»

Или: «На складе год хранились пуговицы для военной формы. И вдруг выяснилось, что они пропали. Сторож смог доказать, что он невиновен, показав  проверяющим серый порошок. Как он доказал свою невиновность? Из чего были сделаны пуговицы?»

Эти вопросы и загадки подростки придумывают для того, что бы попасть во второй тур он-лайн викторины. А что это за викторина? Это проект АРКТИК.PRO, и его задача – увлечь подростков научной работой. Начинается все с вопросов. Их четыре категории – пространство и время, технические устройства, физические явления, вещества, и нужно набрать максимальное количество баллов за ограниченное время. Ответы оценивают эксперты. Попасть на второй этап можно, придумав свой собственный интересный вопрос. Победители – 60 человек – переходят на второй этап.

Уже два года компания «Норникель» разрабатывает программы работы с молодежью. С 2014 года в «Норникеле» действует проект АРКТИК.PRO – научно-технический  марафон для развития научно-технического потенциала для самых PROдвинутых, PROгрессивных, PROфессиональных, PROкачанных подростков в регионах. «Этот проект является частью нашей  уже известной программы «Мир новых возможностей», –  рассказывает начальник Управления благотворительных программ департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин. – И уже второй раз ПАО ГМК «Норильский никель» провел в январе этого года марафон АРКТИК.PRO для  школьников 12-15 лет из Норильска и Таймырского (Долгано-Ненецкого) района Красноярского края, Мончегорска и Печенгского района Мурманской области.  В 2014 году в марафоне участвовало 450 школьников и 10 педагогов, а в 2015 году – уже 650 ребят и 25 взрослых. С учетом косвенного участия в 2015 году презентациями в школах было охвачено около 1500 школьников. Проект реализуется в Норильске и Дудинке, Мончегорске, Мурманске, поселках Никеле, Заполярном среди подростков 12-15 лет».

А 60 школьников, показавших лучшие результаты в первом этапе, в дни осенних каникул получают возможность побывать в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Именно там происходит действие повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и специалисты смоделировали и возродили для подростков легендарный  институт. Пусть даже и в виртуальном пространстве.

Занятия здесь проходят в форме деловых игр. Подростки посещают лаборатории технического творчества ФабЛаб, открытые в Норильске и Мончегорске на гранты компании «Норильский никель», – именно здесь любые, даже самые фантастические изобретательские идеи проходят путь от проекта до реализации.

В атмосфере этой удивительной лаборатории дети-изобретатели знакомятся с основами робототехники и технологии автоматического управления, и всего за один день могут собрать собственного подвижного робота и даже могут научить играть своих роботов в футбол.

День PROкосмос начался с мастер-класса по сборке, а потом и запуску ракет

Игорь Сухотин: в представлении молодежи «наука», «техника», «поделать ручками» – это скучно и не про них. Наш проект работает для детей 12-15 лет. В этом возрасте мы еще не можем подготовить их в вузы, но зато можем заинтересовать «скучными» школьными предметами: физикой, химией, математикой и вовлечь в научно-техническое творчество

Начальник Управления благотворительных программ департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин

Финальный этап марафона –  зимняя школа. В этом году в январе 20 подростков стали участниками Зимней научно-технической школы в Красноярске. «Красноярск для проведения школы выбран не случайно. Во-первых, «Норильский никель» – крупнейшее и системообразующее предприятие  для Красноярского края.

«Во-вторых, Красноярск – культурный, экономический, промышленный и образовательный центр Сибири, стартовая площадка для научно-технических прорывов, – рассказывает Игорь Сухотин. – Каждый день школы тематический, посвящен погружению в какую-то тему (космос, энергия, творчество, Красноярск, недра, наука), открытиям окружающего мира и собственных возможностей.

Например, день PROкосмос начался с мастер-класса по сборке, а потом и запуску ракет. Мастер-класс вел профессор кафедры летательных аппаратов Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) Вадим Кольга».

Потом все отправились на экскурсию в Научно-производственный комплекс «Радиосвязь», где используются самые передовые технологии, после – отправились в производственный цех. Затем побывали в Музее ракетно-космической техники, а завершился день мастер-классом по живописи, на котором все рисовали космические галактики».

А еще в течение недели сражались в «Битве идей» и отстаивали свою точку зрения в «Научных дебатах», узнавали Красноярск через автоквест, прослушали курс научно-популярных лекций, пообщались с учеными,  пробовали на вкус молекулярные коктейли, и были активными участниками разных тренингов и мастер-классов.

«Вопрос привлечения квалифицированных инженерных кадров всегда был для «Норникеля» первостепенным, ведь наши предприятия являются градообразующими для городов Норильск, Мончегорск, Заполярный, Никель, – говорит Игорь Сухотин. – Поэтому деятельность компании в сфере профориентации имеет давние традиции и не теряет своей актуальности и по сей день. К сожалению, преподавание точных наук в общеобразовательных школах сводится к изучению теоретического материала, а технические кружки в большинстве своем не отвечают современным тенденциям. Поэтому в представлении молодежи «наука», «техника», «поделать ручками» – это скучно и не про них. Вот почему в 2014 году мы приняли решение подойти к проблеме развития научно-технического творчества и возрождения интереса к рабочим и инженерным профессиям комплексно». На сегодняшний день направление «Инновации» Благотворительной программы «Мир новых возможностей» «Норникеля» включает в себя не только научно-технический марафон «АрктикPRO», но и лаборатории научно-технического творчества Фаблаб-Норильск и Фаблаб-Мончегорск, фестиваль научных открытий «ARCTIC WAVE». Также компания поддерживает Всероссийский фестиваль науки МГУ им. М.В. Ломоносова.

  «Такие активные, практические мероприятия – благодатная почва для профориентации, – говорит Игорь Сухотин. – Это помогает подросткам сформировать интерес, который в будущем может перерасти в профессию. И для развития инженерного будущего страны это крайне важно. Ведь для качественного развития российским компаниям нужны инженеры нового поколения: хорошо образованные, творчески мыслящие, мотивированные на профессиональные достижения».

И в «Норникеле» уже отмечают рост активности молодежи в регионах! Мероприятия проекта стали поистине «школами лидерства» – энтузиасты, принимавшие участие в АРКТИК.PRO, становятся лидерами в своих школах, побеждают на олимпиадах, реализуют собственные проекты, обретают единомышленников, готовых менять школьную и городскую среду к лучшему. Многим школьникам проект помог определиться с выбором будущей профессией. Теперь уже сами подростки постепенно становятся драйверами изменений и инициаторами новых проектов.

РусГидро: свой университет и три корпоративных лифта

Школьница Евгения Клюкина придумала цветочный горшок с системой автоматического полива. А в соавторстве с Анастасией Чирковой – катамаран с ручным приводом. Вячеслав Соболев разработал стельки для обуви с подогревом – отличная идея для обуви в условиях холодного климата. Эта разработка вызвала большой интерес посетителей выставки «Интеллектуальные лидеры России», прошедшей в прошлом году в Ярославле. «Складной ветродвигатель», авторы которого – ученицы Мария Донцова и Виталина Журавлева, был отмечен медалью Московского международного салона образования в 2015 году. Сейчас девушки доработали заявку и ожидают окончательного решения экспертов. А пока работают над проектом «Мобильная плавающая микроГЭС», и у каждой из юных изобретательниц своя версия.

Все эти подростки занимаются  в Центрах технического творчества РусГидро – придумывают и защищают отличные проекты.

В школах девяти регионов присутствия РусГидро  действуют Центры технического творчества, сегодня в них занимаются 334 человека. Кроме этого, школьники участвуют в олимпиадах «Энергия образования», а программа «Энергия развития» работает уже 7 лет для студентов профильных вузов.

«Таким образом, получается, что с первых классов дети знакомятся с профессиями, в средних классах – развивают свои компетенции, познают все на практике, руками, а в старших классах готовятся в профильные техникумы и вузы. Цепочка начинается с 7-ми лет, и мы ребят доводим до 25 лет», – отмечает директор КорУнГ Елена Аксенова.

КорУнГ – Корпоративный Университет гидроэнергетики (филиал ПАО « РусГидро») – был создан  в 2007 году для  специальной инженерно-технической подготовки сотрудников РусГидро.  «На внешнем рынке не было центров, которые готовили специалистов с таким типом специализации, – рассказывает директор КорУнГ Елена Аксенова. – В нашем университете преподают сотрудники РусГидро, ведь никто лучше самих гидроэнергетиков не понимает с какими проблемами можно столкнуться в работе. Каждый сотрудник компании прошел в КорУнГе минимум одну программу». А в 2010 году, для того чтобы обеспечить РусГидро новыми кадрами, компанией была разработана Концепция опережающего развития кадрового потенциала «От новой школы к рабочему месту».

Елена Аксенова, директор КорУнГ

«В рамках концепции мы выстроили систему трех корпоративных лифтов и растим будущих гидроэнергетиков прямо со школьной скамьи, – рассказывает Елена Аксенова. –  Наши обучающие программы для школы используются на уроках по девяти предметам, от физики до истории, желающие могут в центрах технического творчества заниматься проектированием, моделированием». Для 9-11 классов были созданы гидроэнергоклассы.

Здесь подростки уже целенаправленно учатся на инженера, энергетика, гидроэнергетика. После окончания таких классов большинство выпускников школ поступают в технические профильные вузы, половина – в энергетические.

С начала учебного 2015/2016 года, например, 452 школьника учатся в гидроэнергоклассах.

А летом в каникулы КорУнГ организует для школьников Летнюю энергетическую школу: в течение двух недель ребята с разных концов страны приезжают на какой-либо из объектов РусГидро (в прошлом году ЛЭШ проходила на Каме, в этот раз будет на Саянах) и развивают командные навыки, учатся общаться. А так же подтягивают физику, химию и математику. Преподавателями приглашаются ведущие ученые и популяризаторы науки. Итоги занятий в школе – созданные детьми проекты для энергетики будущего. В этом году подростки построили маленькую гидростанцию: модель работающая, и все самые мельчайшие детали сделаны детьми – они сами выпиливали роторы и наматывали катушки».

Команда РусГидро из Новосибирска собирает схему «Запуск прямого пускодвигателя». Фото с сайта korung.rushydro.ru

 

АФК «Система»: банк талантливых выпускников школ

16-летний Долун Попов из Якутска защищал проект «Модульный дрон», котрый он разработал вместе с группой юных соратников. Основная идея  в том, чтобы сделать беспилотный дрон собирающимся как конструктор, по модулям, в зависимости от задачи. Это даст возможность  частному лицу  или компании купить только ту комплектацию дрона, которая им нужна. Допустим, нужна просто функция наблюдения – это облегченная комплектация; а если необходимо перевезти какой-то груз, то количество модулей увеличивается.

«Такой дрон может использоваться в сельском хозяйстве – для  наблюдения за труднодоступными земельными участками, для переноса удобрений, сырья. Специалисты уже отметили, что проект может быть востребован и МЧС, и в системах видеонаблюдения», говорит Елена Чернышкова, президент Благотворительного фонда «Система».

Елена Чернышкова, президент Благотворительного фонда «Система»

Семнадцатилетний Вусал Салманов из Биробиджана, и шестнадцатилетние Ира Кузьмина из Уфы и Даниил Веловатый из Новосибирска подготовили проект «Система сенсорного замещения», который был поддержан фондом помощи слепоглухих «Со-единение».

Дети создали сенсорный рукав, который надевается на предплечье, и, когда слепоглухому человеку на телефон приходит смс, это сообщение автоматически переводится в сенсорные сигналы, которые человек может принять и «прочитать». Ребята придумали систему декодирования, перевода текстового сообщения в дактильную азбуку, и сделали специальные микропривод. Система была опробована профессором Александром Суворовым, знаменитым слепоглухим ученым, действительным членом Международной академии информатизации при ООН.

А Саша Гончаров из Волгограда, тоже семнадцати лет, разработал проект «мониторинга качества сотового сигнала». Сейчас , что бы протестировать качество сигнала сотового оператора в каком-либо отдаленном месте, нужно оправить туда  машину со специальным оборудованием, которая  катается по пересеченной местности и фиксирует уровень сигнала. Это затратно, и всю территорию так не проверишь.Молодой изобретатель предложил сделать мобильное приложение, в котором сами пользователи сети  станут автоматическими «счетчиками» по снятию уровня сигнала в разной местности: и покрытие больше, затраты меньше. Идея уже поддержана Минкомсвязи России.

Все эти проекты – перспективные и интересные – были созданы в научно-технических творческих мастерских программы «Лифт в будущее». В рамках программы работают научно-образовательные школы для учащихся 7–11 классов, и мастерские, в которых «школьники на три недели погружаются в инновационное проектирование».

 Компания АФК «Система» для работы своих благотворительных программ создала Благотворительный фонд «Система». С 2012 года существует программа по работе с талантливыми детьми и молодежью «Лифт в будущее»  (Государственным партнером программы выступает МГУ имени Ломоносова). Программа создана для школьников старших классов и студентов, которым интересно изучать естественно-научные, точные и прикладные дисциплины. Идея создания проекта принадлежит главному акционеру и председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову и продиктована требованием времени.

«По уровню производительности труда Россия отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от США – примерно в 2,6 раза. Быстрыми темпами растет спрос на инженерные и научно-технические специальности» – говорит Елена Чернышкова,  – Поэтому компания решила объединить на площадке «Лифта в будущее» школьников, студентов, представителей бизнеса, власти и науки.

«Лифт в будущее» помогает развиваться творческим способностям подростков. И, по сути, действительно является для них системой «социальных лифтов». Здесь прекрасно работает институт наставничества. Школьники и студенты получают возможность дополнительного образования в сфере проектной инновационной деятельности.  Программа получила поддержку в 19 регионах России. За  четыре года уже 200 тысяч школьников и студентов стали участниками программы, кураторами проекта стали более 300 представителей бизнес-структур, научно-исследовательских и образовательных организаций, более 8 тысяч школьников и студентов стали победителями и призерами различных конкурсов. 50 победителей конкурса студенческих работ, юные химики, биологи, инженеры, и 4 молодых ученых со своими проектами стажировались на высокотехнологичных предприятиях Европы, 250 педагогов-кураторов получили гранты на организацию проектной работы со школьниками в лабораториях ведущих вузов России.

А еще есть конкурс «Система приоритетов».  На него могут подать заявки школьники со всей России в возрасте от 14 до 17 лет. «Обязательный критерий – новизна. Это могут быть как проекты, так и идеи. Например,  обзор актуальных проблем отрасли энергетики из региона, в котором проживает ребенок, и его предложения путей их решения; может быть, видео, фото, схема или чертеж его изобретения, видео действующего образца.

Кто-то из конкурсантов выдвинул на конкурс, например, программное обеспечение для электронного учебника по физике, а кто-то придумал проект по ремедиации почвы от тяжелых металлов. Важно, чтобы юный гений не транслировал чей-то опыт, а предложил своё оригинальное решение», – отмечает Юлия Селюкова, директор НП «Лифт в будущее». –  Один из ярких примеров проекта, который удалось довести до конца, это идея выпускницы школы  из Пятигорска, 20-летней Ксении Гнитько, которая сегодня является соучредителем своей собственной компании: девушка сумела реализовать стартап в области IT-технологий и сейчас разрабатывает продукты для систем безопасности.

Юлия Селюкова, директор НП «Лифт в будущее»

Большинство участников первых «сессий» школ проекта сейчас студенты, учатся на третьем- четвертом курсах институтов. И вполне возможно, что в будущем их идеи удастся воплотить в жизнь, в массовом производстве. «Но вообще, основная задача, которую перед собой ставит программа, –  не ведение каждого особо удачного проекта, а формирование осознанного профессионального выбора у всех тех детей, которые попадают в наши школы, передача им универсальных мыслительных инструментов, позволяющих им быть успешными в любом виде деятельности, – подчеркивает Елена Чернышкова. – Наши воспитанники достаточно рано определяются с делом всей своей жизни».

А это действительно чрезвычайно важно –  рано понять, чем ты хочешь в жизни заниматься.

Проект «Лифт в будущее» формирует банк данных талантливых выпускников школ. «Мы рассматриваем возможность внесения всех наших талантливых детей в единую базу данных – банк талантов, которое  в ближайшее время планирует создать Минобрнауки России. – рассказывает Юлия Селюкова. – Например, ежегодно в Ярославле по инициативе президента России проходит всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», и на форуме собираются самые талантливые и одаренные дети со всей России. Оргкомитет форума в том числе пользуется нашим банком как очень надежным источником талантливых детей».

Северсталь: онлайн-игра для школьников «ВКонтакте»

А Северсталь придумала универсальный инструмент «Карьерный трек». Это инструмент и профориентации, и привлечения,  и дальнейшего развития молодых людей. «Карьерный трек –  это   визуализация пути, по которому может развиваться карьера выпускника. У молодежи есть стереотип, что в масштабной производственной  организации нельзя построить карьеру быстро: нужны либо связи, либо нужно работать лет  десять, чтобы получить продвижение, – отмечает Анна Бутова, руководитель направления по работе со студентами и молодыми специалистами АО «Северсталь – Менеджмент». – Но трек показывает молодому человеку как на самом деле может строиться карьера.

Анна Бутова, руководитель направления по работе со студентами и молодыми специалистами АО «Северсталь – Менеджмент»

Мы наглядно демонстрируем на этих схемах основные ступени карьерной лестницы, средний срок работы на каждой из них, и те требования, которые позволяют человеку перейти с одной ступени на другую. Так же самих маршрутов может быть несколько – если у человека хорошие лидерские качества, организаторские способности, то он может построить успешную операционную карьеру, а если у человека аналитический склад ума, ему нравится заниматься разработками,  техническим творчеством, то ему больше подойдет экспертная карьера». В итоге, поясняет Анна, ребята получают четкое представление  о возможных перспективах.

«Мы объясняем, что если делать правильные шаги, развиваться, осознанно подходить к  своему обучению и времени, то есть реальный шанс через 10 лет стать руководителем. У нас в компании есть примеры, когда и в 28 лет человек  становился генеральным директором производственного предприятия. В институте надо не бить баклуши, не расслабляться. Можно потратить эти годы эффективно и сократить минимум три года своей карьерной лестницы».

Мы наглядно демонстрируем на этих схемах основные ступени карьерной лестницы

Одна из ошибок студентов в том, как показывает опрос и опыт прямого общения с ребятами, что они считают неважными те предметы, которые не относящиеся напрямую к выбранной профессии. Например, без внимания относятся к экономике, обучаясь на геолога или горного мастера.

«Мы говорим – нет, если ты хочешь быть успешным руководителем, то в современном мире определяющим является слово «эффективность». Даже будучи горным мастером, важно не только обеспечить технологический процесс, но и эффективность: ты должен понимать, из чего складывается себестоимость продукции, как сократить затраты, какой вклад конкретно твой участок делает в  прибыль компании. Поэтому, экономика – это важно».

Карьерный трек – это визуализация пути, по которому может развиваться карьера выпускника

«Важно постоянно быть в диалоге со студентами. – говорит Анна, – Мы приезжаем к ним в вуз, спрашиваем, как идут дела, рассказываем о новостях в компании, об изменениях. Например, много было вопросов от наших студентов о сокращениях, которые проходили в компании несколько лет назад. Конечно, ребята волнуются. Мы объясняем, что в компании существует процесс планирования численности персонала.Рассказываем, как  этот процесс идет, почему упраздняются одни должности и открываются новые вакансии. Поэтому, уже начиная со школы, мы рекомендуем выбирать перспективную специальность и готовиться к ней,  это гарантирует  работу в будущем».

За последние 3 года увеличилась потребность компании Северсталь в выпускниках вузов. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, численность трудоспособного населения в городах присутствия «Северстали», особенно на территории Крайнего Севера, постепенно снижается. При этом уровень знаний и технических навыков современных студентов достаточно низкий. Также  снижается интерес самой молодежи к работе в регионах. Работа на производстве может восприниматься ими как непрестижная, неперспективная. По результатам опроса студентов, проводимого «Северсталью», молодые люди считают, что их ждет низкий заработок,  а продвижения по карьерной лестнице можно добиться только «по знакомству». Молодых специалистов останавливает отсутствие в регионах привлекательных жилищных программ, компенсирующих недостаточный уровень заработка. Отвечая на современные вызовы, «Северсталь» решило повышать интерес молодежи к металлургической отрасли и науке через  профориентацию.

«Еще одно ноу-хау «Северстали» – онлайн-игра для школьников «Мир профессий». Это  интерактивная игра в социальной сети «ВКонтакте». «Мы понимаем, что соцсети – это важная часть жизни современной молодежи и не могли не использовать этот ресурс», – отмечает Анна Бутова.

Участник игры сначала выбирает героя, за которого он будет играть – бригадира, рабочего или руководителя, далее выбирает цех, сферу работы. Игра предлагает стартовые условия и ставит перед героем задачу.  Для получения преимуществ, игрок должен повышать свою квалификацию, знакомиться с материалами, подтверждать знания тестами.

Команда будущих лидеров

Игра была запущена в 2013 году, и за год в ней приняло участие порядка 50-и школ.  Некоторые школы по результатам игры прошли в финальный этап, где соревновались сильнейшие.  На следующий год мы провели соревнования между студентами сузов. Вот несколько отзывов:

  • «Я узнала из чего состоят разные сплавы и как проходит работа на производстве».
  • «Понравилось, что можно не только поиграть, но и узнать много нового о Северстали, о профессиях. Игра позволяет виртуально узнать о процессах металлургического производства, познакомиться с действиями, которые выполняют на работе наши родители».
  • «Чувствуешь себя в команде и видишь поддержку членов бригады. И это классно!».

И, наконец, с 2015 года «компания ввела новый инструмент – портфолио «Моя карьера в Северстали». Ученик, студент, принимая участие в разных мероприятиях от компании, получает где-то диплом, где-то сертификат,  где-то рекомендации. Или, например, он занимается спортом – пусть также вложит в портфолио информацию о своих победах, так как это говорит о его личностных качествах, умении достигать результат.

«В итоге, придя к нам в компанию на собеседование, он имеет  портфолио своих достижений. Для чего мы это сделали? У многих выпускников часто возникает ступор: я просто выпускник школы или вуза, думают они, у меня еще нет опыта, что же я могу написать в своем резюме?  А такое портфолио  помогает правильно рассказать о себе и своих сильных сторонах».

Молодежь остро нуждается в модели будущего: мнения экспертов

Почему поддержка науки и молодежи важна для наших крупных промышленных компаний?

«Мы как работодатели, ждем, чтобы к нам пришли люди с профессиональным взглядом. К сожалению, сегодня только 10-15% детей после школы способны к обучению в инженерных вузах. Принцип «инженерного мировосприятия» должен быть заложен в ребенке очень рано. В старших классах уже поздно. Вот почему важна ранняя специализация, – поясняет, например, Елена Аксеновадиректор КорУнГ (РусГидро)

Молодежь остро нуждается в модели будущего, и должна вовремя узнавать, какие профессии существуют, какие возможности для развития есть.

«Включение высокотехнологичных индустрий в образовательный процесс является правильным шагом, – считает Олег Подольский, кандидат психологических наук, PhD,  руководитель группы «Проектирование обучения и развития компетенций» Института образования НИИ ВШЭ.

Олег Подольский, кандидат психологических наук, PhD,  руководитель группы «Проектирование обучения и развития компетенций» Института образования НИИ ВШЭ

И чем раньше такая ориентация будет предложена, тем правильнее будет сделан выбор. Представители науки отмечают, что общей школьной подготовки действительно не хватает. «Все это индивидуально, но есть тенденция, что ребятам не хватает ключевых компетенций: умения принимать решения, ориентироваться в сложной технологической среде, работать в команде, решать какие-то задачи, – говорит Олег Подольский.

По мнению представителя ВШЭ, действительно, есть в стране депрессивные районы и местности, где низок уровень трудоустройства. Но в то же время вся молодежь стремится остаться в крупных мегаполисах. «Есть правильные кейсы, когда компании, ориентированные на молодежь, предлагают нужный мотивационный пакет – он не просто денежный, а тот, что помогает адаптироваться и реализоваться нужным образом. Если компания, совместно с государством и образовательными структурами этот путь нащупывает, это прекрасно».

В профессиональной среде, – говорит Вадим Ковалев, член Общественной палаты России, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, – сейчас идет дискуссия о том, что более актуально: договариваться с вузами о совместных программах или создавать собственные университеты. Раньше многие компании создавали собственные университеты – но это дорого, поэтому нынешний тренд – развитие коммуникации между вузами, сузами (средними учебными заведениями, колледжами и техникумами) и собственно бизнесом и производством.

Из-за кризиса таких программ сейчас может стать меньше, опасается Вадим Ковалев: у нас в стране уже более 1 миллиона официальных безработных, и все, что связано с «выращиванием» новых кадров, может быть отложено «до лучших времен». «Но в то же время в 2017 году наша страна упадет на дно демографической ямы – это зависит не от кризиса, а от войн в 20-ом веке, многие работники уйдут на пенсию, и компаниям придется восполнять трудовые ресурсы. И тут задача найти самых лучших на рынке будет первоочередной и актуальной. Это важный процесс для устойчивости бизнеса и производства».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?