Волонтерство эффективнее, чем бизнес-тренинги

Шесть плюсов от вложения времени и сил в добрые дела – для карьеры, бизнеса и личностного роста

Фото с сайта 1line.info

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Корпоративное волонтерство рождается на стыке интересов сотрудника, компании и общества. Компании задействуют его как инструмент работы с персоналом – чтобы привлекать, удерживать и продвигать лучших, а сами волонтеры приобретают качества, благодаря которым дорожают как специалисты на рынке труда.

Вот несколько бонусов добровольной безвозмездной работы – на примерах из практики, представленных экспертами Шестого московского международного форума «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество», организованного Ассоциацией менеджеров.

О них важно знать, если вы хотите попробовать свои силы про боно или работаете в НКО и ваша цель – привлекать и мотивировать сторонников-добровольцев, а также убеждать партнеров из бизнеса, что им необходимы совместные с фондами волонтерские проекты.

Воспитание лидерства

Хотите укрепить самооценку, стать увереннее в себе – вложите время и силы в доброе дело. «Практика показывает, что волонтерские инициативы гораздо эффективнее воспитывают лидерские качества, чем специальные бизнес-тренинги, – говорит Татьяна Эндеко, руководитель по внутренним коммуникациям корпорации Русские машины. – Чтобы повысить профессионализм и мотивацию сотрудников, компании все чаще делают ставку на про боно, а не тренинговые программы».

На счету самих Русских машин, а также других крупных компаний, где развито корпоративное волонтерство, таких как ОМК, Норникель, PepsiCo, Леруа Мерлен и других, множество историй успеха: превращения сотрудника – «серой мышки» в звезду завода или корпорации.

В «Русских машинах», например, работники завоевали всеобщее признание, инициировав такие проекты, как онлайн-платформа помощи коллегам, у которых был диагностирован рак груди, и программу помощи онкобольным детям. В этой компании считают, что волонтерские проекты, направленные на поддержку сотрудников корпорации, эффективнее для повышения приверженности бренду и производительности труда, чем помощь внешним НКО.

Усиление навыков и новая «ветка» бизнеса

Фото с сайта galganogroup.com

Полтора года назад IT-компания КРОК начала про боно сотрудничество с фондом «Большая перемена»: фонду требовалась помощь по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, кадровому аудиту. «За короткий срок наши эксперты-волонтеры из отдела кадров проделали огромную работу – помогли построить полноценную систему охраны труда, провели аудит всех кадровых документов и оценку эффективности процессов, разработали целый ряд необходимых инструкций – и получили невероятный драйв, потому что занимались любимым делом и у них была полная свобода действий, – говорит Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом КРОК. – Кроме того, интеллектуальное волонтерство помогло нашим экспертам получить опыт в неизвестной области». Благодаря новой экспертизе и компетенциям волонтеров в компании возникла дополнительная «ветка» бизнеса: теперь КРОК готова брать на себя платный кадровый аудит по заказу НКО.

Обмен навыками – еще один способ повысить профессионализм через волонтерство. Например, в Леруа Мерлен мастеровые компании регулярно в свободное время проводят ремонтные работы для детдомов и каждому не раз приходилось выполнять новые задачи: маляр берется за рубанок, столяру случается клеить обои. В итоге выигрывают все – ребята получают уютные светлые комнаты, а сотрудники обмениваются ценными умениями.

В PepsiCo работники могут закрепить навыки, полученные в ходе обучения, в волонтерской программе «Герой PepsiCo». Скажем, водители компании, пройдя тренинг повышения навыков вождения, готовят уроки безопасного вождения для школьников, а специалисты-дегустаторы после лекций по здоровому питанию помогают малоимущим и незащищенным в социальном плане семьям составить сбалансированный рацион из доступных продуктов.

Профессиональная и личностная зрелость

Фото с сайта pinterest.co.uk

Представьте, что вы на 4-6 месяцев оказались в чужой стране – ваши навыки специалиста могут помочь облегчить жизнь десяткам и сотням людей, но у вас нет времени глубоко изучить проблему и общаться приходится на чужом языке, не зная местных обычаев. Тем не менее, ваш вклад, если действовать обдуманно, принесет огромную пользу.

Именно в таких условиях работают участники стажировок – добровольцы международной компании Джонсон & Джонсон. Внутри компании есть фонд «Социальная ответственность» (Corporate Citizenship Trust) – в него приходят заявки от международных НКО о том, где в данный момент требуется помощь высококвалифицированных сотрудников-волонтеров (аналитиков, финансистов). Обычно это социальные проекты в странах Африки и Восточной Европы, например, как поддержать девочек-подростков, ставших матерями в 15 лет, и их семьи, чтобы они не отказывались от детей.

Пройдя жесткий конкурсный отбор (высокий профуровень и аналитические способности, не меньше двух лет работы в компании, должность не ниже младшего менеджера), добровольцы отправляются на стажировку. Возвращаются – другими людьми.

«Мы посылаем на стажировки наших «звездочек» – менеджеров, у которых есть большой потенциал, но по какой-то причине они еще не проявили себя», – говорит Елизавета Князева, руководитель направления обучения и развития Джонсон & Джонсон.

Уникальный плюс стажировки, помимо повышения лидерских качеств, стрессоустойчивости, навыков переговоров и умения быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке (качеств, которые сегодня особенно ценятся работодателями), – происходит тренировка осознанности. «В больших корпорациях мы часто наблюдаем у людей на руководящих позициях стратегичность мышления, но при этом нехватку ответственности, – отмечает Князева. – Когда ты понимаешь, что никто, кроме тебя, не отвечает за твои решения, и вскоре тебе нужно будет показать результат, ты быстро учишься соотносить стратегии и реальность».

Волонтерский проект обходится компании дорого (оплачивается командировка и зарплата сотрудника, во время стажировки либо сам доброволец, либо его коллеги продолжают выполнять часть его или ее обязанностей), но результат стоит того. «Помимо высокой оценки наших стажеров НКО и благодарности за труд, мы получаем зрелые в профессиональном и личностном плане кадры, – подчеркивает Князева. – Сто процентов вернувшихся волонтеров идут на повышение или мы существенно расширяем зону их полномочий».

Развитие коммуникабельности

Фото с сайта leaderchat.org

И на работе, и в личной жизни нам часто не хватает умения общаться, находить контакт с разными людьми, выстраивать горизонтальные связи. Волонтерство, по наблюдениям менеджеров по персоналу, отлично тренирует эти качества, поэтому незаменимо как инструмент построения эффективной команды.

Яркий пример – Норникель. В компании работает более 82 тысяч человек, они участвуют в самых разных форматах добровольчества – от благомарафонов и эко-марафонов (акции по охране природы) до благотворительных спектаклей, посещения больниц и программы личных пожертвований сотрудников matching gift.

«Наши производства расположены в моногородах, это локальные закрытые сообщества, поэтому очень важно предложить людям возможности для профессионального и личностного роста, варианты проведения досуга и одновременно сплотить коллектив, – говорит Ольга Тухватуллина, руководитель проектов корпоративного волонтерства в Заполярном филиале компании Норникель. – Благодаря волонтерству зарождаются отношения и формируются устойчивые связи как между сотрудниками разных департаментов, так и с внешними партнерами, местными сообществами и органами власти».

Карьерный и социальный лифт

В ОМК в числе прочего успешно работает формат осознанного волонтерства – самые сильные проекты сотрудников получают мини-грантовую поддержку от компании. «Человек оказывается в полевых условиях и приобретает опыт в совершенно новых для себя сферах, например, социального проектирования, краудфандинга, – говорит Ольга Миронова, руководитель направления по КСО Дирекции по взаимодействию с госструктурами и КСО ОМК. – Часто он или она становится звездой не только коллектива, но и местного сообщества – о наших волонтерах пишут в газетах, рассказывают по ТВ.

То есть, благодаря развитию лидерских качеств и новых компетенций, признанию коллег и руководства, происходит карьерный рост и срабатывает социальный лифт. Это ценнейшая нематериальная отдача от волонтерской деятельности, конечно, мотивирует участников».

Фото с сайта canadianbusiness.com

Послы бренда

Волонтеры становятся внешними и внутренними коммуникаторами, послами брендов – и в большинстве случаев делают для продвижения гораздо больше, чем традиционные рекламные инструменты, делится опытом Татьяна Эндеко. Активисты заражают энтузиазмом коллег вокруг и тем самым служат внутреннему пиару компании.

«Небольшой, казалось бы, про боно проект нашего отдела кадров очень сильно повлиял на корпоративную культуру компании, стал ее драйвером, – отмечает Полина Хабарова. – Коллеги из других подразделений интересовались, поддерживали, присоединялись и видели результат уже своей работы. Все это принесло огромную пользу не только фонду «Большая перемена», но и нашему коллективу – людям приятно быть частью такой команды».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?