Водный мир

Сегодня мы решили вспомнить некоторые сюжеты о наводнениях, вымышленные и не только

Интенсивные июльские дожди, пролившиеся в Краснодарском крае, привели к тому, что несколько населенных пунктов, в особенности город Крымск, оказались под водой. Разгул стихии обернулся многомиллиардными разрушениями и гибелью нескольких сотен людей. Пока вся Кубань вместе с приехавшими отовсюду волонтерами работает над восстановлением нормальной жизни, мы решили вспомнить некоторые сюжеты о наводнениях, вымышленные и не только.

Ноев ковчег (Noah’s Ark, 1999)

Человечеству известно несколько картин, а также мультиков и даже телесериалов, называющихся «Ноев ковчег». Самая, возможно, ранняя экранизация всемирного потопа относится к 1928 году, а самую на сегодняшний день позднюю – под кратким названием «Ной» – должен выпустить в следующем году режиссер Даррен Аронофски. Мы выбрали наиболее солидную версию – с Джоном Войтом в роли библейского праведника. Могучий праведный старец, по Божьему велению построивший вместе с тремя сыновьями гигантское укрытие, чуть было не становится объектом людских насмешек, когда вместо обещанных осадков с неба начинается многодневная засуха. Но смеяться шутникам приходится недолго – разгневанный Господь вскоре насылает сильнейший ливень, который в течение сорока дней и сорока ночей (Бытие 7:4) накроет все живое, кроме семьи Ноя и счастливых «меньших братьев», укрывшихся в его ковчеге.

Шкала времени. Забытые наводнения (Time Watch. Forgotten Floods, 2008)

Бывают территории повышенной опасности наводнения – та же Кубань или королевство Таиланд, которое чуть не смыло полностью с лица Земли прошлогодними муссонными потоками. Но на самом деле от водной ярости на нашей планете не защищен никто. Так, во всяком случае, считают британские исследователи – профессора Саймон Хаслитт и Тед Брайант, снявшие картину о бристольском катаклизме 1607 года, в одночасье унесшем дома и жизни тысяч англичан. Авторы «Шкалы времени», выпущенной BBC, всячески доказывают, что причиной тогдашней катастрофы стало ни что иное как могучее цунами, якобы никогда не наблюдавшееся и маловероятное в этом регионе.

Приключения «Посейдона» (The Poseidon Adventure, 1972)

Под веселым, завлекательным названием скрывается напряженная психологическая пьеса. Большая вода – этот «древний душегубец», по выражению Пушкина, – способна не только падать с неба или выходить из берегов. Она также может стать непреодолимой стеной – ловушкой, из которой нет выхода. Ситуация усложняется тем, что далеко не все герои – среди попавших в эту западню – те, за кого себя выдают…
Экранизация Ирвином Алленом одноименного романа Пола Гэллико, опубликованного в 1969 году, сразу после выхода на экраны была признана классикой жанра, завоевала множество призов и в дальнейшем породила еще несколько продолжений и ремейков, среди которых отметим сиквел «Пленники «Посейдона»» (1979) с Майклом Кейном.

Водный мир (Waterworld, 1995)

Культовый научно-фантастический блокбастер. В главной роли – Кевин Костнер. После того, как в результате глобального потепления полярные льды растаяли, и Земля ушла под воду, выжившие люди переместились на океанскую гладь. Как и в большинстве антиутопических повествований подобного рода, живописные изображения нового непривлекательного быта служат удобной площадкой для проигрывания различных драматических коллизий и этических конфликтов, через которые героям обязательно придется пройти в своих хаотических поисках твердой почвы под ногами.

Бездна (The Abyss, 1989)

Героям «Водного мира» худо-бедно удается оставаться на плаву, но так повезло далеко не всем пленникам Нептуна. В районе Ямайки и Каймановых островов терпит незримое крушение американская атомная подводка «Монтана», у которой на борту ядерное оружие. Кажется, все, конец, приплыли, однако кораблекрушением беды экипажа не заканчиваются, а только начинаются.
Творение одного из лучших постановщиков всяческих техногенных аварий – Джеймса Кэмерона, который уже отличился первым «Терминатором», но еще только подбирался ко второму – «Судному дню», «Бездна» снята в сравнительно докомпьютерную эру, ввиду чего канадцу понадобилось происходящее на экране не столько рисовать, как это делают сейчас, сколько воспроизводить вживую. В роли «Монтаны» снялась недостроенная электростанция, залитая тоннами воды. Заслуженный «Оскар» за спецэффекты. Имеется также авторская, более драматургически детализированная версия картины.

О, брат, где же ты? (O Brother, Where Art Thou? 2000)

Иной раз гибель одних несет спасение другим, казалось бы, – стопроцентно обреченным. У нас и в мыслях нет насмехаться над жертвами наводнения, но искусству знаком и такой специфический жанр, как черный юмор, в частности – черная кинокомедия. В головокружительном и остроумном мюзикле братьев Коэн, посвященном переосмысленному гомеровскому эпосу, возвращение – или скорее бегство – Одиссея (Джордж Клуни) к его горячо любимой жене обставлено красочными интерьерами американского Юга времен Великой Депрессии, а спонтанный натиск H2O в финале переворачивает все вверх тормашками, но парадоксальным образом приносит героям избавление от чокнутого мира, словно вывернутого наизнанку.

Жила-была одна баба (2011)

Внушительный двух-с-половиной-часовой эпос о крестьянстве начала XX века от создателя «Белорусского вокзала» и телеведущей Авдотьи Смирновой уже находился в центре нашего внимания, когда в прошлом году состоялась его премьера. Большая вода, хлынувшая под самый занавес со всех сторон и то ли затопившая, то ли укрывшая, словно Китеж-град, огромный мир русской деревни, символизирует здесь сразу и невыносимость красного террора, и неумолимое течение времени, и уход в загробный мир, из которого умершие продолжают ревниво следить за живущими. Схожими функциями наделена вода и в фантасмагории Эмира Кустурицы «Андеграунд».

Когда рушатся плотины: реквием в четырех актах (When The Levees Broke: A Requiem In Four Acts, 2006)

Особенно страшной становится вода в союзе с воздушными массами. Ураган Катрина, зародившийся где-то около Багамских островов, в течение недели достигает Мексиканского залива и прорывает дамбы Нового Орлеана. Тяжелейшая природная катастрофа за всю историю США высветила не только общее бессилие человечества перед стихией, но и множество других проблем: растерянность, медлительность и преступную халатность государственных чиновников; недостаточную техническую защищенность, несмотря на миллионы выделенных средств; социальное неравенство, при котором богатых всеми силами спасают, а бедных откровенно оставляют на произвол судьбы… и многие другие беды, о которых смотрите в подробнейшем публицистическом расследовании (четырехчасовом мини-сериале) американского режиссера Спайка Ли. Сосредоточенная на «их» забугорных проблемах, эта картина – к большому несчастью россиян – стала и у нас поистине страшно актуальной.

Семнадцать (1998) + «Ленский экзамен Алроса» (2001)

Документальная дилогия режиссера К. Николаева о трагических событиях в Якутии. Первая картина рассказывает о майском наводнении 1998 года в городе Ленск. До боли похожие факторы, что были зафиксированы в фильме Спайка Ли, наблюдаются и здесь – природную безжалостность дополняет человеческое легкомыслие и управленческая бездарность. Но еще страшней стихии – наше умение ничему не учиться, с необъяснимым упорством продолжая вновь и вновь наступать на грабли. Несмотря на то, что после первого потопа местным жителям пришлось строить город практически заново, природа вскоре – спустя три года – взбунтовалась снова… и подтвердила не только свое превосходство, но и тот ужасный факт, что никаких выводов из ранее случившегося сделано не было. Об этом – второй фильм того же автора «Ленский экзамен Алроса».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.