Рождается малыш. Одни родители закутывают его в пеленки и боятся взять на руки, другие — наоборот. Какую родительскую стратегию выбрать?

Как правильно? Нужна ли физическая активность новорожденному? Что делать, чтобы не навредить? Мы собрали мнения специалистов, чтобы разобраться в этом вопросе.

Ускоренное развитие

Рассказывает Леонид Китаев, создатель системы динамической гимнастики, отец троих сыновей:

– Когда все начиналось, в середине 1980-х годов, мы находились под обаянием ускоренного, опережающего развития, вдохновлялись опытом семьи Никитиных, и хотелось в физическом плане детей тренировать. Потом идея ускоренного развития ушла, но детям заниматься понравилось.

Никитины, кстати, сами гимнастику не практиковали, они обращались к врожденным рефлексам ребенка и просто эти рефлексы развивали. К примеру, есть у ребенка шаговый рефлекс, давай постараемся, чтоб он пошагал. Есть хватательный рефлекс, давай постараемся, чтобы он держался покрепче.

В родительской тусовке, возникшей вокруг семьи Никитиных, это все естественным образом начало развиваться. Ребенка просто взяли за ручки и вывели вниз, начали его покачивать. Глядя на реакцию ребенка, продолжили, или перестали. Из таких элементарных вещей стали постепенно формироваться упражнения.

Справка
Основное отличие техники динамической гимнастики от традиционной – большее количество движения, которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. Задействованы не только руки и ноги малыша, но и все тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а висит, «летает», переворачивается. Сейчас в динамической гимнастике насчитывается порядка 700 отдельных упражнений.

Папа, покрути меня!

– Совместное движение взрослого и ребенка было всегда. Всегда родители в уходе за ребенком, в игре как-то подкидывали малышей, покачивали, самолетики всякие делали.

Самое раннее, что мне попадалось, это книжка датчанина Йоргена Мюллера «Моя система для детей», в русском переводе она издавалась в 1913 году. Он сам был атлет, в книге описаны комплексы физических упражнений, развивающие мускулатуру, связки, детям уже с первых месяцев жизни предлагались упражнения на весу.

Я считаю, нет родителей, которые не занимаются со своими детьми динамической гимнастикой. Когда берут малыша на руки, начинают шевелить ручками-ножками. Я вижу, как из этих естественных движений вырастают более сложные упражнения. Все начинается с первого прикосновения. Именно так и надо осваивать.

А к страху своему и неуверенности — относиться с уважением! Если вам страшно, делать нельзя!

Неправильно относиться к динамической гимнастике, как к некой программе, которую дали снаружи, а вы ее исполнили и получили результат. Это не программа, а только инструмент, который помогает сделать общение с ребенком более насыщенным.

Я более 30 лет занимаюсь динамической гимнастикой и могу сказать: все, за что ее ругают – правильно. С единственной оговоркой, это не пороки динамической гимнастики, а примеры ее неправильного применения. В каждом конкретном случае я вижу, в чем была неправильность и как можно было избежать последствий.

Шокировали прохожих

В феврале 2019 года в Малайзии были задержаны полицией двое россиян после жалобы прохожего: «Они жонглируют ребенком на потеху публике и собирают за шоу деньги!» С четырехмесячной Серафимой папа занимался динамической гимнастикой на улице.

Екатерина и Михаил, супруги из Петербурга, путешествовали по Азии. Много солнца, свежие фрукты, доброжелательные люди вокруг. Как-то в Куала-Лумпур встретили своих знакомых – музыкантов, которые играли на улице и как раз-таки зарабатывали на этом деньги. Михаил решил показать им упражнения, и стал заниматься с Серафимой. Вокруг собралась толпа.

«Это не было шоу, получилось абсолютно случайно и было неправильно истолковано всего одним человеком, который выложил видео и обратился в полицию. Деньги мы ребенком не зарабатываем», – рассказывает Михаил в специально записанном видео. Серафиму в госпитале осмотрели врачи – девочка была абсолютно здорова и даже опережала сверстников по своему физическому развитию. Родителей отпустили.

– Когда динамической гимнастикой занимаются публично – это не очень хорошо, – комментирует этот случай Леонид Китаев, – когда работа адресована не ребенку, а окружающим, есть желание их поразить, показать себя.

Динамическую гимнастику нельзя определять только по внешним формам. Когда мы видим, как человек щелкает по клавиатуре, это вовсе не значит, что он пишет текст, верно? Можно посадить обезьяну, она также уверенно будет по клавишам бегать, но осмысленного текста не получится.

Мы не ставим экспериментов с ребенком даже в процессе освоения динамической гимнастики. Мы не делаем ничего из серии, давай попробуем, а вдруг получится? Альтернатива ведь какая – а вдруг нет?

Бэби-йога

Динамическую гимнастику часто путают с бэби-йогой. Терминология не устоялась. Кто как понимает – так и называет. Одни родители считают бэби-йогу вариантом обычной хатха-йоги, только для детей. Другие говорят, что бэби-йога – это образ жизни, включающий в себя и динамическую гимнастику, и акватренинг, и закаливание, естественную иммунизацию, грудное вскармливание и так далее.

– В моем понимании, это принципиально разные вещи, – говорит Леонид Китаев. — Бэби-йога – одноразовая, достаточно глубокая процедура, которая проводится с ребенком как можно ближе к моменту его рождения. Ее цель – проработка последствий рождения, компенсация родового стресса. И это работа именно профессиональная, выполнять должен специалист.

Отношение официальной медицины

Официального мнения о динамической гимнастике и бэби-йоге в медицинском сообществе нет. Есть только частные мнения отдельных специалистов. Объективных исследований никто не проводил. Нет даже формального медицинского определения, что такое динамическая гимнастика, иными словами, не определен сам предмет изучения.

– У традиционной медицины отношение к динамической гимнастике высокомерное, как к любой инициативе снизу. Это ведь родительская практика, – говорит Леонид Китаев. – На частном уровне врачи, реабилитологи интересуются постоянно, приходят и задают правильные вопросы, осваивают технику. Я уверен, что когда-нибудь динамическая гимнастика найдет своего исследователя.

Малыш – не тамагочи

– Когда спрашивают про динамическую гимнастику, то обычно возникает две группы вопросов. Первое – безопасно ли это? И второе – если это безопасно, то чем это полезно? – говорит Андрей Столов, врач-педиатр, ведущий экспертного блога в Инстаграм, многодетный отец.

– Если мы говорим про безопасность, то понятное дело, что динамическая гимнастика требует ее исполнения с определенной квалификацией, то есть, человек должен быть правильно научен. Априори это подразумевается. Если техника правильная, нет ли избыточной нагрузки, не может ли это быть травматично для связочно-суставного аппарата? Не слишком ли кровь приливает к голове, когда малыш вниз головой висит? Это самые частые вопросы, которые я слышал.

Если начинать занятия с первых дней жизни, это самое безопасное время. У детей после рождения присутствует физиологический гипертонус, для ребенка нормальная поза, когда поджаты ручки, поджаты ножки. И вот этот физиологический гипертонус как раз защищает мышечно-связочный механизм и суставы. Вес у ребенка маленький, а тонус мышечный высокий. И более безопасного времени для нагрузки просто не придумаешь.

Про перевернутые позы. Опять же, абсолютное большинство детей перед рождением месяца три как минимум висели вниз головой, это для них тоже не является экзотикой. Когда ребенок рождается, для него весь мир необычен, все, что в нем происходит, он изначально воспринимает как данность, как базу для дальнейшего анализа.

Что касается пользы. Дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, не боятся резкого изменения положения в пространстве. И далее при падениях с высоты, не дай Бог, их реакция становится не панической, а ориентировочной, а это лучше с физиологической точки зрения, более безопасно. Кроме того, нагрузка на мышечно-суставной аппарат важна для усвоения кальция. Кальций хорошо усваивается костями, когда есть нагрузка. Например, когда космонавты находятся в невесомости, после возвращения на землю у них низкая минерализация костей. В отсутствии нагрузки кальций начинает вымываться. И соответственно, концептуально, когда нагрузка больше, кальций интенсивнее усваивается.

Я сам занимался с шестью моими сыновьями динамической гимнастикой в том или ином объеме, не видел никаких отрицательных последствий лично со своими детьми и не сталкивался у других, про кого я знаю, что они занимаются.

Тут еще важный момент взаимоотношения родителя и ребенка. Мы перестаем воспринимать малыша как некоего тамагочи – только кормить и менять пеленки. Отец включается в общение с ребенком не тогда, когда ему пора покупать велосипед, а значительно раньше.

Что касается оценок различными специалистами – все они носят субъективный характер по одной простой причине – никто никаких сравнительных исследований не проводил. Понятно, почему людей пугают младенцы, висящие вниз головой, потому что это необычно. Если бы я только менял подгузники своим детям, я бы тоже сказал: «Что вы делаете с ребенком!» А у меня вот ребенок, постоянно запакованный в пеленки, вызывает тревогу и сочувствие.

«Почему-то в этой теме много фанатиков»

– Я не могу однозначно сказать, за я или против динамической гимнастики, – говорит Олег Леонкин, детский реабилитолог, специалист по сенсорной интеграции и массажу, многодетный отец. – Надо смотреть, кто конкретно делает и как. В интернете миллион роликов, по которым я вижу, что ребенок не успевает среагировать, что с ним обращаются, как с куклой.

Почему-то в этой теме много фанатиков. И поскольку не очень умные обычно самые громкие, по ним судят про всех.

Вместо того, чтобы по делу применять эту практику, они используют ребенка, как флажок, как гимнастка – ленточку.

Если абстрактно говорить, это реально хорошая штука. Я регулярно сам рекомендую ребенка, который руки не выставляет, лицом в диван окунать, например. Если он не научится руки выставлять, а пытается ползать или сидеть, это реально опасно. Я упрощаю, в динамической гимнастике есть и посложнее вещи, ротационные, которые помогают потом учиться ходить. Но это все нужно делать в темпе, который ребенок воспринимает.

Если в нормальном темпе, это и общение с родителем – можно плюшек условных нарисовать безумное количество. Даже если это не развивает ребенка, то может стать таким ритуалом общения. Папа крутит ребенка, папа при деле, и ребенок с папой общается. Переоценить-то сложно общение родителя и ребенка, когда оба счастливы.

«Экспериментальный образец»

– Мне кажется, я это всегда знала, – рассказывает мама троих детей, телевизионный продюсер, певица и педагог Наталья Романова.

В 14 лет Наташе случайно попала в руки книга Никитиных «Мы, наши дети и внуки». И чем-то она зацепила девочку-подростка. Прочла от корки до корки и с тех пор точно знала, как надо воспитывать детей. И когда в 1999 году родился первый сын, даже вопросов не было, что делать. Конечно, закаливать, развивать физически, быть с ним «здесь и сейчас».

– Я четко понимала, вот Миша родился, он уже личность. У меня на руках маленький мужчина, – рассказывает Наталья Романова. Сейчас Михаилу 21 год, он учится на режиссера и в шутку говорит друзьям, что был у мамы с папой «экспериментальным образцом», на котором они тренировали родительские навыки.

С маленьким Мишей ходили в баню, бегали босиком по снегу, обливали холодной водой и с рождения занимались динамической гимнастикой.

– Эти настолько гармонично для меня было – такой симбиоз мамы и ребенка. Я занималась с Мишей, и сама подкачивалась. Была в прекрасной форме благодаря динамической гимнастике, — смеется Наталья. – Мише было скучно просто лежать и смотреть по сторонам. Хотя у меня все стены были увешаны разными полезными картинками. В три месяца он уже гонял в ходунках – есть такая фотография. Я не могу сказать, что это было раннее развитие, скорее своевременное. У меня не было такой цели. Само собой получалось.

Я шла от своей интуиции. Мне хотелось говорить с Мишей на английском, я говорила. Как и младший Николай в два года стал петь «Фуникули-фуникуля» не потому, что он гениальный ребенок. Просто я учила свои партии, а он слушал. Это просто стиль жизни семьи, когда с детьми интересно, когда они всегда рядом, и вы прислушиваетесь к ним и даете возможность для развития.

Иллюстрации Оксаны Романовой