В службе «Милосердие» научились говорить с неговорящими детьми

Если ребенок не произносит слов, это еще не значит, что он не говорит. Специалисты Группы дневного пребывания для детей-инвалидов службы «Милосердие» применяют методику альтернативной коммуникации. С помощью карточек PECS особый ребенок с нарушениями речи может даже сделать заказ в кафе.

Если ребенок не произносит слов, это еще не значит, что он не говорит. Специалисты Группы дневного пребывания для детей-инвалидов службы «Милосердие» применяют методику альтернативной коммуникации. С помощью карточек PECS особый ребенок с нарушениями речи может даже сделать заказ в кафе.

Родители детей, посещающих группу дневного пребывания для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители стали лучше понимать своих детей, а у детей, которые совсем не говорят, появилась возможность общаться с миром.

Вот уже почти полгода педагоги уникального детского садика для детей с тяжелыми формами ДЦП – проекта православной службы помощи «Милосердие», обучают своих подопечных по методике альтернативной коммуникации. Эффект от таких занятий на лицо: детям стало значительно легче общаться с окружающими.

Подробностями обучения методике с нами поделилась логопед Группы дневного пребывания для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители Наталья Лаврентьева:

– Методика обучения по карточкам PECS (Picture Exchange Communication System) была разработана английскими специалистами для обучения детей с аутизмом, и она хорошо себя зарекомендовала. Например, у детей, которые не могут говорить, постепенно может появиться речь. А дети, нарушения которых настолько серьезные, что не позволяют научиться говорить, при помощи карточек могут выразить свои чувства. Ребенок может взять карточку и составить предложение, например: «Я хочу гулять», или «Я не хочу гулять». Специалисты нашего садика эту методику адаптировали для детей с диагнозом ДЦП, которых у нас большинство. И мы очень рады результатам! Дети сами составляют карточки с картинками, которые изображают то, что они видят, что хотят делать или сказать. Из-за особенностей нарушений многим нашим детям очень тяжело говорить, поскольку у них нарушена иннервация речевого аппарата, и возможно, благодаря этой методике, кто-то заговорит. Но даже если этого не произойдет, нужно постараться сделать так, чтобы ребенок мог выражать свои чувства и чтобы мы могли понимать его желания.

Сначала мы с детьми долго изучаем карточки и возможности их применения. Даю в ручку картинку с ложкой и говорю: «кушать, кушать», и так тысячу раз. Когда вижу, что ребенок уже понимает значение этой карточки, начинаю вводить постепенно больше карточек, обо всем, что его окружает. Затем, начинаем строить предложения. Например, сначала я научила ребенка различать карточки «хочу» и «не хочу», затем «есть» или «пить». И мы строим с ним предложение: «Я хочу есть» или «Я хочу пить».

Дети сами составляют карточки с картинками, которые изображают то, что они видят, что хотят сделать или сказать.

Глядя на ту или иную карточку, ребенок уже должен понять, какое это чувство. Например, на карточке «смеяться» нарисован человек, который смеется. Или может быть нарисована пачка молока, и ребенок составляет фразу: «Я хочу молоко».

Обучение происходит довольно долго, но и результат вдохновляющий. Мы несколько дней учим одной карточке, потом нескольким сразу, меняем их местами, путаем, чтобы проверить, насколько малыш их запомнил. Так мы научились с детьми составлять предложения, затем – закрепляем эти навыки в игре. Учимся делать выбор между играми: на коммуникативной доске ребенок выбирает карточку с изображением того, во что он хочет играть. Играем в магазины, а дальше – стараемся вести всю эту методику при общении ребенка с воспитателем, дома с родителем или с друзьями. Мы даже ходили в кафе с нашими детьми специально для того, чтобы научить их объяснять свой выбор. Таким образом, с детьми можно вести диалог, и они раскрываются нам, объясняют все, что не могли донести раньше.

Ребенок, который не может говорить, не должен все время молчать и только ждать, что мы его куда-то отвезем и что-то дадим. Он многое понимает и нужно дать возможность ему выразить себя. И в этом – огромный плюс развития. Можно даже вести диалог на таком уровне: класть картинки «да» и «нет», и спрашивать: «Ты любишь то-то?» или: «Ты хочешь знать, люблю ли я это?», «А тебе интересно это?» «Ты хочешь пообщаться со мной и что-то обо мне узнать?». Ребенок размышляет, работает, учится, познает, и в результате может с нами общаться практически на одном уровне, а не молчаливо сидеть. Обычно такому ребенку говорят: «Сейчас ты будешь делать это, потом сделаешь это». Никто не спрашивает: «Тебе это интересно? Тебе хочется это делать? Ты хочешь эту музыку послушать или другую?»

Для каждого ребенка составляется отдельный альбом коммуникаций, учитывая его индивидуальные особенности. Составляются подобные книги заранее, вписываем определенные фразы для каждого ребенка, и с этой коммуникативной книгой ребенок не расстается. Он может даже в магазине объяснить, что хочет купить. Если же у ребенка есть потенциал к тому, чтобы заговорить, эта методика подтолкнет его, и ребенок быстрее скажет свои . Наша девятилетняя Аня, с тяжелыми речевыми нарушениями, через два месяца обучения по карточкам PECS пришла вечером со своей коммуникативной книгой к маме и составила предложение: «Я не хочу спать, хочу смотреть ». Это были первые чувства ребенка, которые она смогла выразить за 9 лет жизни.

Группа дневного пребывания для детей-инвалидов является проектом Православной службы помощи «Милосердие». Поддержать его вы можете, став Другом милосердия.

Если вы хотите помочь проекту в качестве добровольца, обращайтесь к заведующей группы Анне Прищенко – anna.prishchenko@yandex.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?