В Русских Казылях даже мусульмане ходят в храм

Через какой забор должен перелезть зависимый человек, чтобы выздороветь? Репортаж из центра социальной помощи «Благовещение»

Майя ставит на стол круглый зур бэлиш, или «большой пирог» по-татарски. День сегодня постный, а потому начинка не традиционная: вместо мяса рис с зеленым луком.

Повариха Ольга наготовила еды на три дня вперед. Завтра ее дочка выходит замуж за одного из сотрудников центра реабилитации, Алмаза. Оставить голодными подопечных нельзя, кастрюли с супами переносят в большой холодильник.

Мы в селе Русские Казыли, в 75 км от Казани. Здесь находится храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и центр социальной помощи, куда привозят бездомных и зависимых людей со всего Татарстана. Год они живут в ритме православного календаря, ходят на службы, работают в кузне и на огороде, ухаживают за животными, разговаривают с психологом.

Пробуют изменить себя и свою жизнь.

«Семен, а ты стихи выучил, батюшке рассказал? И не забудь переодеть шорты, когда пойдешь на службу», – Майя останавливает на пороге дома девятилетнего сына, он спешит чинить велосипед. Майя Шильникова в центре директор, правая рука отца Силуана, все лето вместе с детьми в деревне. И на клиросе поет, и заявки на гранты пишет, и журналистов встречает.

Деревья росли на крыше храма

Отец Силуан
«У меня сейчас мусульман в центре больше, чем православных», – говорит отец Силуан

«В одну сторону – татарская деревня, в другую – кряшенская. Везде жизнь, у татар возле ворот у кого трактор, у кого комбайн. И наша русская деревня – выжженная земля. 30 лет назад здесь 500 домов было, две школы, а сейчас чистое поле», – рассказывает отец Силуан (Цапин).

12 лет назад отец Силуан, тогда еще предприниматель Сергей, приехал в Русские Казыли поработать в православной общине, о которой услышал по телевидению. Дела тогда шли неважно, строительную фирму пришлось закрыть, объявил себя банкротом. Думал, поживет неделю, а потом выключил телефон и остался на год.

«Тогда здесь был один домик, где жили алкоголики. Копали огород, что-то делали, козу завели. В храме ни окон, ни дверей. Деревья на крыше выкорчевывали», – вспоминает отец Силуан.

Домой не поехал, отправился в монастырь, Нилову пустынь. И через четыре года вернулся в Казыли уже иеромонахом.

Гусиный край

Общение с животными учит терпению и пробуждает чувства. Житель центра с теленком
Общение с животными учит терпению и пробуждает чувства

С тех пор храм заметно похорошел. И крыша есть, и купол, и колокольня. Полное внутреннее убранство. Осталось привести в порядок снаружи.

На улице жарко, +32 в конце августа. Трава сухая, желтая и жесткая. В тени храма бродят коровы, объедают все, что каким-то чудом еще уцелело на клумбах. «Они у нас гуляют везде, не справляются наши пастухи, неизвестно, кто за кем бегает», – сетует Майя Шильникова.

Казыли в переводе с татарского – «земля гусей», но вот гусей здесь и нет. Только утки, куры и черные смешные вьетнамские поросята.

Как-то подарили овец, но от них шел такой запах, что на курбан-байрам их с облегчением выменяли у татар на корову, с которой и началось нынешнее стадо. Живность в центре прежде всего для терапии. Общение и уход за животными помогают пробудить чувства, учат терпению. Пока вокруг птичника не натянули сетку, спасения не было от лис. Среди бела дня наведывались в курятник.

Бабай в тюбетейке

Майя и Табрис готовят овощи к празднику Преображения Господня, яблоки в этом году не уродились. Майя и Табрис с кабачками на пороге двери
Майя и Табрис готовят овощи к празднику Преображения Господня, яблоки в этом году не уродились

Заходим в храм. Простор и долгожданная прохлада. Идет уборка. Солею подметает Табрис, он мусульманин.

«Я самый старший здесь, мне уже 66 лет. Меня бабай зовут, дед, значит, по-вашему. Я у батюшки попросил благословения тюбетейку носить. В храме, конечно, снимаю, – Табрис говорит медленно, с паузами. – Я на службе стою, только не крещусь. Тяжело было сначала, у нас только ураза-байрам и курбан-байрам, а у русских много постов. По вечерам свои молитвы читаю, Майя мне книгу дала на татарском».

Веру менять Табрис не собирается. В Казыли его привезли волонтеры из Набережных Челнов. Он несколько месяцев жил на улице, запил, чуть не отморозил ноги. Приехал с заработков, а к женщине, с которой он жил 12 лет, вернулся бывший муж. Свою же квартиру Табрис давно подарил сыну.

С непривычки на длинных вечерних службах стоять тяжело. Жители центра в храме
С непривычки на длинных вечерних службах стоять тяжело

Сын умер в пандемию от коронавируса, его жена квартиру продала, и где сейчас она и внуки, Табрис не знает. Так он и оказался бездомным. «Остался как-то вот так… Хочется внука и внучку увидеть, помогать, но не знаю как…

Так-то здесь все хорошо, но умереть здесь не хочется», – говорит Табрис.

Батюшка обещал, когда построят социальную деревню, новый проект центра, где будут жить те, кто закончил реабилитацию и кому некуда пойти, первым там поселится Табрис. Но пока залили только фундамент дома.

На службе надо летать

Сын Майи, Семен с пяти лет помогает в алтаре. Семен и отец Силуан
Сын Майи Семен с пяти лет помогает в алтаре

«У меня сейчас больше мусульман, чем православных. И чаще бывает, что пришел мусульманин Альберт – уйдет православным Андреем. Молиться ты можешь не молиться, но на службе стой. И Псалтырь все читают, – рассказывает отец Силуан. – Альтернативных организаций нет, если ты пьешь – ты не мусульманин. Вот они здесь в православных центрах все и прячутся».

Программа реабилитации состоит из трех шагов: прийти в себя, прийти к Богу и вернуться к людям. Шаги непростые и небыстрые.

«Прийти в себя – вернуться в нулевое физическое состояние, которое у тебя было до употребления. Потом идти к Богу осознанно. Вернуться к людям – это не выйти за ворота, а войти в социум», – продолжает батюшка.

Вечерняя служба идет долго. В храме всего несколько человек, но это летом в центре немноголюдно, а как наступят холода, места будет не хватать. Они переминаются с ноги на ногу, присаживаются на корточки, садятся вдоль стены. С непривычки стоять тяжело. Богослужения в Казылях каждый день, утром и вечером.

Богослужения в Казылях проходят два раза в день, утром и вечером
Богослужения в Казылях проходят два раза в день, утром и вечером

«Для нас что такое год? Он каждому святому молится. Мы их учим – летать надо на службе, земли не касаться, тогда и ноги не болят. Научись молиться и не заметишь, как четыре часа пройдут. К вере нельзя прийти через батюшку, через канал «Союз», к вере можно прийти только через свою молитву, если ты в нее погрузился, ее руками потрогал, – делится отец Силуан.

– В чем проблема человека – он не может управлять собой, пошел в аптеку, а пришел в винно-водочный, хотя не хотел. Большинство людей нормально воспринимает алкоголь, пьет немного по праздникам, потом идет на работу, а есть малый процент, который пробку понюхал и месяц его потом не найдешь. И вот эти люди здесь.

Эта его страсть, которую он побороть должен, это его забор, через который ему надо перелезть. А у других людей другие заборы».

Центр социальной помощи «Благовещение»

Центр социальной помощи «Благовещение» основан в 2009 году по благословению владыки Анастасия, митрополита Казанского и Татарстанского. Каждый год более 100 человек проходят в центре программу восстановления личности.

В основе программы – православное мировоззрение, отказ от греховного саморазрушения и становление на спасительный путь. Процесс восстановления построен вокруг жизни церковной общины. Ежедневно, утром и вечером, в храме проходят богослужения, присутствие воспитанников обязательно. Постоянно проходят занятия с психологами, беседы со священниками, воспитанники работают по программе реабилитации от зависимости Романа Прищенко.

В столярной и кузнечной мастерской можно получить новые профессиональные навыки. А работа на огороде и ферме, уход за животными развивают ответственность, учат заботиться о ком-то, кроме себя.

После прохождения основного этапа реабилитации воспитанники закрепляют полученные навыки трезвой жизни уже в городской среде под присмотром специалистов, которые помогают с трудоустройством и следят за психологическим состоянием реабилитантов. Идет работа и с семьями зависимых людей, проходят группы поддержки.

Здесь дают шанс тем, от кого все отказались, бездомным. Нужны средства на зарплату соцработника центра

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?