В «Пути милосердия» с друзьями

25 ноября состоялась вторая встреча в рамках открытого лектория Друзей милосердия. В этот раз она прошла в день памяти святителя Иоанна Милостивого – день рождения Друзей милосердия. Встречу вел прот. Аркадий Шатов, настоятель храма св. блгв. цар. Димитрия при Первой градской больнице

25 ноября состоялась вторая встреча в рамках открытого лектория Друзей милосердия. В этот раз она прошла в день памяти святителя Иоанна Милостивого – день рождения Друзей милосердия. Встречу вел прот. Аркадий Шатов, настоятель храма св. блгв. цар. Димитрия при Первой градской больнице.


Перед лекцией проходила регистрация участников и выдача карточек Друзьям милосердия. Они выдавались тем, кто заполнил в прошлом году соглашения с обещанием перечислять каждый месяц 1% дохода на дела милосердия. Эта карточка означает продление контракта и дает возможность посещать все мероприятия для Друзей милосердия


Также карточку можно было получить, подписав соглавшение прямо на месте


По этой карточке можно будет попасть на благотворительный концерт 2 декабря. Остальные получают флаейры


Отец Аркадий начал рассказ с того, что такое программа Друзья милосердия и зачем она была создана год назад: «Когда появился храм св. блгв. цар. Димитрия при Первой градской больнице в Москве (это был первый больничный храм, открытый на постсоветском пространстве), к нам стало приходить много женщин, которые хотели помогать нуждающимся. За 18 лет наша деятельность разрослась, появились люди, которые поддерживали нас. Но год назад разразился финансовый кризис и наши благотворители предупредили нас, что они не смогут больше помогать нам так, как они помогали, их пожертвования сократились в три раза. Мы стояли перед угрозой закрытия наших детских домов, патронажной службы, богадельни. И мы собрались год назад решать, что же нам делать. У нас появилась мысль открыть программу Друзей милосердия для тех, кто своими небольшими, но постоянными пожертвованиями хотел бы поддержать эти проекты и сообщить нам о своем участии. И сегодня мы празднуем годовщину этой программы. Мы прожили этот год благодаря тем, кто собрался в этом зале, благодаря вам, дорогие Друзья. Конечно, нам помогают и многие анонимные благотворители, очень много добрых людей, которые не хотят вступать ни в какие общества, которым не нужны никакие карточки, они не хотят участвовать ни в каких мероприятиях, потому что у них не так много времени.

Был случай летом. Пришел какой-то молодой человек, сказал, что хочет видеть только меня, ждал целый час.
– Я, – говорит, – хочу пожертвовать деньги на вашу деятельность.
– Как вас зовут?
– Это неважно… Сережа.
И вытаскивает пакет с деньгами, дает листочек, вырванный из журнала «Нескучный сад» с просьбой о помощи какой-то семье – этой семье столько-то, другой лист показывает – этой столько-то, а это для Друзей милосердия – на вашу деятельность.
Час человек ждал, чтобы деньги отдать!

Бывает очень трогательно, когда приходят пожилые женщины, приносят пожертвования от какого-то храма. Я стараюсь поминать всех на проскомидии, прихожу пораньше, чтобы успеть вынуть частички за всех тех, кто пожертвовал деньги в течение недели. Мне к каждому воскресенью готовят список с именами наших жертвователей, иногда там нет имен и фамилий, а написано, что от такого-то храма собрали, например, 10 тысяч рублей.
Конечно, без вашей помощи было бы невозможно содержать наши детские дома, гимназию, богадельню, патронажную службу, сестер по уходу и другие проекты. Мы очень благодарны, и поэтому решили собраться сегодня, чтобы отметить этот день общей встречей, рассказать о нашей службе, о том, какие у нас люди, сестры, и показать вам небольшой фильм. Мы готовили этот фильм к приезду Святейшего Патриарха Кирилла в наш храм, приглашали всех вас тоже в этот день прийти, но, к сожалению, эта встреча отложилась. Мы надеемся, что Патриарх еще приедет к нам, и увидит этот фильм. А пока вы будете первыми зрителями, сегодня у нас премьера фильма «Пути милосердия».

«Я думаю, что неслучайно так получилось, что эта программа Друзей милосердия началась в день памяти святителя Иоанна Милостивого, – продолжил после премьеры фильма отец Аркадий. – Этот великий святой, Александрийский Патриарх отличался удивительным бескорыстием и несомненной верой в то, что любовь Божия всесильна и, как говорят на Руси: «У Бога всего много». Если человек живет с Богом, то Господь никогда его не оставляет одного». Поскольку многие из присутствовавших в зале не читали житие этого святого, отец Аркадий пересказал некоторые эпизоды: про одеяло, о том, как жадный епископ Троил стал милостивее, о том, как святителю Иоанну явилось само Милосердие. Рекомендуем нашим читателям познакомиться с полным текстом жития.

Кроме памяти святителя Иоанна Милостивого в это день праздновалась память преподобного Нила Мироточивого. Этот монах жил в пещере на Афонской горе. После его кончины, его мощи стали мироточить. Его ученик, который жил на этом месте, возмутился, потому что очень много людей приходило к мощам преподобного Нила и смущали его покой, не давали подвизаться в безмолвии. Он взмолился преподобному Нилу, и мироточение прекратилось.
«Поскольку сегодня память и афонского великого святого, мы хотели рассказать вам немножко про святую гору Афон, – сказал отец Аркадий. – Я был в этом году на святой горе Афон, мы жили в замечательном русском скиту Фиваида, он находится в самом начале пути на Афон. В этом скиту совершенно особый устав. Там вместе служат только раз в неделю – Литургию ночью в воскресенье. А вместо вечерни, утрени, часов живущие в этом скиту читают по четкам Иисусову молитву определенное время. В этом скиту очень тихо, хорошо. Со мной были замечательные московские батюшки: отец Владимир Воробьев, отец Димитрий Смирнов, отец Александр Салтыков, другие священники.

Мы приготовили небольшой слайд-фильм про Афон (некоторые кадры из него уже опубликованы на сайте Милосердие.Ру), состоящий из фотографий, сделанных на Афоне. Мне кажется, они очень отражают афонскую жизнь, когда я на них смотрю, я вспоминаю Афон, ту афонскую атмосферу, которую здесь в городе почувствовать все-таки нельзя. Кроме того, в библиотеке мы нашли книгу начальника этого скита – иеромонаха Симона. У него две книги: «Дневник инока» – книга стихов, духовных, о любви к Богу и «Таинственные беседы или Сокровенные истины. Дорога, освященная солнцем» – краткие толкования на Евангелия, послания Апостолов, псалмы. Эти толкования в форме притч, кратких изречений ценны не только как толкования Священного Писания, но и сами по себе удивительно глубоки и обличают нашу нерадивую жизнь. Фотографии и стихи мы объединили в слайд-фильме.







После показа слайд-фильма отец Аркадий ответил на вопросы присутствующих.
– Афон – это, конечно, особое место, особая страна. Я там сейчас бываю каждый год, и там я прихожу в сознание своей греховности, сознание тех милостей, которые Господь явил мне, там получается молиться, там отступают искушения, их проще побеждать с помощью афонских святых. Об Афоне я много читал и много мог бы рассказать, но я боюсь, что это будет не очень вам интересно, я даже не знаю, что рассказывать. Афон стал для меня таким же необходимым, как воздух. Если вдруг рыбы, которые не дышат воздухом, попросят людей рассказать им про воздух, трудно будет прочитать рыбам лекцию про воздух. То, что для нас привычно и естественно – об этом очень трудно рассказывать.

На Афон пускают только мужчин, а куда же ехать женщинам. Есть ли такие места для нас, чтобы помолиться и отдохнуть?
У нас есть такое место, которое мы называем Воскресенское, в 100 километрах от Москвы. Мы решили сделать там женский Афон. Можно туда поехать.

Батюшка, есть ли аналог Афона в женских монастырях и где?
У нас нет, не может быть женского священства, поэтому женские монастыри без священников – это не монастыри. Поэтому женщинам надо подвизаться в окружении этого города, делать добрые дела, спасаться рождением и воспитанием детей своих или чужих, уходом за другими. У женщин гораздо больше запас любви, милосердия, сострадания. Поэтому женщины призваны к другому служению. Но если хочется отдохнуть, конечно, можно и нужно куда-то уехать, где можно побыть в одиночестве. У кого-то есть дача, кто-то может поехать к нам в Воскресенское. Надо найти для себя такое место, куда можно было бы время от времени из города уезжать, иначе очень трудно биться с этим городом и мы в этой битве обречены на какое-то поражение.

Возможна ли молитва в городе?
Конечно, когда город обступает, как бы побеждает нас, в это время молитва делается особенно горячей. Когда мы чувствуем, что мы терпим поражение, мы должны слезно молить Бога о милости и помощи. Есть такие слова: кто в море не бывал – тот Богу не молился. Если мы ощущаем всю гибельность этого города. Если мы ощущаем всю гибельность этого города, то можно сказать, что кто в городе не жил – тот плохо молится. Я не знаю, как на Афоне монахам удается молиться, наверное, у них есть какие-то свои искушения. Когда в городе чувствуешь весь этот мрак, конечно, хочется и нужно обязательно молиться. К сожалению, у нас мало времени находится для молитвы. Многие вместо молитвы читают или смотрят телевизор, или болтают по телефону, или занимаются делами до упаду. Но нужно обязательно находить время для молитвы и не только молиться в отведенное для молитвы время, но и стараться молиться все время. Есть такое понятние: молитва, как хождение перед Богом. Молитва должна быть непрестанной, но это не значит, что надо все время читать про себя какие-то молитвы наизусть или по книжке, это значит всегда помнить, что Господь тебя видит, что Господь ждет от тебя чего-то доброго, что Господь рядом, не бояться, не унывать, никогда не забывать о Христе.

В чем смысл путешествий? Почему так хочется иногда уехать в прекрасные края, хотя настоящая жизнь здесь?
Я как-то уже цитировал стихотворение своего друга:
О Англия, владычица морей!
Я в Англию поехал бы скорей,
Когда б не знал, что в Англии сейчас,
Такая же петрушка, как у нас.
На самом деле, конечно, везде одно и тоже. Когда человек приезжает на Афон, он, конечно, сначала видит все эти красоты, он поражен бывает тишиной, особенной обстановкой, мужское общество все-таки отличается от общества женского. Конечно, можно и нужно иногда куда-то уезжать, но, к сожалению, эта новизна, новый взгляд на мир, на людей очень быстро проходят. Слишком много путешествовать не стоит, но иногда можно куда-то поехать. Если человек не умеет находить эту новизну в своей внутренней духовной жизни, конечно, ему иногда нужно куда-то поехать, чтобы посмотреть на что-то другое. Но есть люди, которые сознательно затворялись в пещерах, закрывали все входы, не видели красот этого мира, где находили новизну в своем сердце. Но это, конечно, особенный подвиг. У иеромонаха Симона, чьи стихи и притчи цитировались в слайд-фильме, есть слова, где он говорит, что сердце человека безгранично и в этом сердце есть много такого чего мы не замечаем, не знаем. Если человек отказывается от внешнего, погружается в свое сердце, то там он обретает и новизну, и безграничность бытия. Об этом не надо забывать, не надо только внешнее видеть вокруг и этим разнообразием утешаться.

А зачем нужны паломничества, если Литургия везде одна и та же?
Григорий Богослов был против паломничеств, он писал, что паломничества не нужны. Просто люди разные. Одни думают, что им не надо никуда ехать. Преподобный Серафим говорил про свои святые места: здесь у нас и Святая Земля, и Иерусалим. Некоторые святые так говорили о тех местах, где они подвизались. Некоторым людям хочется поехать, поклониться каким-то святыням, иногда они дают душе какое-то утешение, иногда это бывает полезно. Я думаю, надо смотреть, что духовно более полезно для тебя и так делать. Если надо затвориться – затвориться, если надо в паломничество – в паломничество. Лучше советоваться с духовником.

Есть ли на Афоне социальное служение: больницы, приюты для мальчиков и т.п.? Есть ли нам чему поучиться у них?
На Афоне есть школа для мальчиков – Афониада. Она находится в Андреевском скиту, который раньше принадлежал Русской Церкви. Школа небольшая, в ней живет около 50 мальчиков. Они уезжают на летние каникулы домой, мало кто из них становится монахами, но воспитываются они там в строгости.
Социальное служение на Афоне выражается в том, что каждого, приходящего в монастырь встречают с любовью, Афон славится гостеприимством. Там есть специальный человек, который встречает гостей, у нас в русских монастырях я такого не видел. Ты приходишь, тебе дают кофе, стакан холодной воды, рахат-лукум. Раньше в монастырях можно было оставаться по три дня, сейчас, поскольку количество паломников увеличилось, надо заранее договариваться, но в некоторых монастырях и так принимают: дают ночлег, не заставляют работать, там не обязательно ходить на службы, никто за тобой не следит. Паломников на Афон приезжает огромное количество. Один мой знакомый жил на Афоне в Ильинском скиту (тогда он был русским, сейчас стал греческим). В этом скиту жило 4 человека, а паломников иногда набиралось до 10, в 2 раза больше насельников скита. Они должны были их принимать, готовить для них. Так с любовью встречать и принимать людей, я думаю, это и есть социальное служение на святой горе Афон.

Чьи стихи и афоризмы были использованы в слайд-фильме?
Были использованы стихи и афоризмы иеромонаха Симона. Я вам уже немного о нем рассказывал. Он является начальником скита Фиваида. Раньше он жил в Абхазии, был отшельником, подвизался недалеко от Нового Афона. Он знал замечательно старца, который там тоже жил – отца Тихона Агрикова. Когда отец Симон пришел к нему, отец Тихон сказал тем людям, которые были там: «Я монах наполовину, а вот он – настоящий отшельник.

Много ли на Афоне цивилизации, сильно ли она наступает? В чем смысл житья без электричества и дорог?
Цивилизация наступает очень сильно. Первый раз был на Афоне в 1993 году. С тех пор прошло не так много времени. Я застал в живых еще отца Паисия и мне удалось с ним немножко побеседовать. Я тогда не знал, что он великий старец, мне просто сказали, что здесь есть такой старец Паисий, никакого внешнего впечатления он на меня не произвел, но он ответил на очень важный для меня тогда вопрос.
Тогда дорог было намного меньше и электричества не было почти во всех монастырях. В русском Пантелеимоновом монастыре был один душ для монахов и рядом с ним висело расписание, кто когда им пользуется и кто убирает. Сейчас там душей – огромное количество, лифт даже есть. Почти во всех монастырях сделан евроремонт. Евросоюз дает им деньги на реконструкцию зданий. Сейчас там много дорог, много машин. Это, конечно, не очень радует. Я помню Афон 16 лет назад, и тогда он был другим. Надо было ходить, были тропы, сейчас в любое место Афона можно доехать на машине. Остались только рядом с самой горой некоторые места, где живут монахи, куда надо подниматься по тропам. Они поднимают туда и еду, и воду. К горе у них прикреплены цепи, веревочные лестницы.
В чем смысл жизни без всех эти благ цивилизации? Спокойнее, жизнь становится менее комфортная, более естественная. Комфорт человека расслабляет, человек, окруженный трудностями, чувствует себя бодрее.
Несмотря на все эти блага цивилизации, на Афоне сохраняется тот дух, который там и был всегда.



Во время лекции было собрано пожертвований – 22 580 рублей



Прикрепив на машину наклейку Друга милосердия, вы проинформируете о программе многих

Как стать другом милосердия, читайте здесь.

Беседу записала Ирина РЕДЬКО
фото – Екатерина СТЕПАНОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?