При поступлении в психиатрическую больницу с православных насильно снимают нательные кресты – якобы для безопасности. Но это отговорка, т.к. больной сперва поступает в надзорную палату, где за ним 24 часа в сутки пристально наблюдает дежурный санитар. Как к этом относиться и что можно сделать, чтобы оставить крестик у пациента? Лена
Василий Глебович КАЛЕДА, кандидат медицинских наук, замглавврача Центра психического здоровья РАМН:
– Если больной поступает в психиатрическую больницу в остром состоянии, то его попросят снять все ценные вещи, в том числе нательные кресты. Также могут снять крест, если он на толстой нитке, потому что на ней теоретически можно повеситься. Если у мужчины золотой крест на золотой цепочке, то его тоже попросят снять, потому что это дорогая вещь и если он потеряется, то у администрации буду лишние проблемы, которых никому не хочется.
Просьба снять крест не является религиозно-мотивированной, то есть его просят снять не как религиозный символ, а как ценную вещь. В психиатрической больнице просьба снять нательный крест не является требованием отречься от Христа. Точно также попросят снять шестиконечную звезду или украшение у женщины. Это действие регулируется внутренними правилами больниц и имеет начало в советском времени: больной в остром состоянии не должен на себе что-то иметь, на нем должны быть только рубашка и штаны. Все ценные вещи с него снимаются, описываются и убираются на хранение. Через несколько дней, если больной выйдет из острого состояния, ему должны вернуть его крест.
Такое правило действует не во всех случаях. Если человек поступил в больницу, чтобы пройти комиссию от военкомата, то при поступление в санаторное отделении ему разрешат оставить крестик при себе.
Эти требования, мне кажется, немного устарели. У нас в Центре психического здоровья, если человек не находится в остром состоянии, а крестик носит на тонкой нитке, на которой невозможно повеситься, то ему разрешают его носить. Но к просьбе снять крест нужно относиться со смирением, главное в душе остаться христианином.
Протоиерей Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах:
– Эта практика идет с советского времени. Если крест снимают ради правил о безопасности, нужно подчиниться, но сказать, что ты остаешься христианином. Потом, если его не вернут, можно нашить крест нитками на одежде, как делали многие в советское время. Если у человека требуют снять крест именно как религиозный символ, если это форма отречения от Христа, то этого делать нельзя: нужно быть верным Христу до смерти.
Подготовил Александр ФИЛИППОВ