Неравнодушные люди, стремясь помочь, часто размещают в социальных сетях ложную или устаревшую информацию. Будем называть вещи своими именами – глупости распространяют в сети умные образованные люди. А вам случалось копировать посты в соцсетях, не читая?
Глеб из подъезда
«МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ!!!!!!!!!!!!!!
Сегодня ночью по ул. Заречная 4 подъезд 5 был найден ребенок!
Зовут Глеб, 4 года!
Где мама не знает, и где живет – тоже!
Сейчас находится в отделении полиции!!!
РЕБЯТА, СДЕЛАЙТЕ МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ – МОЖЕТ, КТО УЗНАЕТ МАЛЫША!!!!
У ВАС ЗАЙМЕТ ЭТО МИНУТУ, А МАЛЫШУ ЭТО БУДЕТ ОГРОМНОЙ ПОМОЩЬЮ!!!!!!!!!!!!!!»
Эта история произошла в начале 2016 года, в новогодние праздники. Родителей мальчика Глеба нашли быстро:
«Женщина с мальчиком приехали из Алтайского края, в Новосибирске они были в гостях. Мама ушла по делам, оставив малыша под присмотром своего сожителя. Мужчина уснул, и в это время ребенок смог как-то открыть дверь и выйти в подъезд.
Днем его там заметил сосед. Не найдя ответственных за мальчика взрослых, он вызвал полицию, ребенка забрали в отделение. Мама мальчика пришла домой ближе к ночи. Не обнаружив малыша, сразу обратилась в правоохранительные органы, рассказали в управлении МВД по Новосибирской области.
Ребенок за время пребывания в подъезде не пострадал. Тем не менее, на женщину составили протокол по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» – сообщается на сайте Сибкрай.ru.
Но тема этой статьи – не мальчик, которого, разумеется, очень жалко, а распространение информации в сети.
Мальчик, найденный в подъезде, поселился в интернете
В первых числах января о мальчике, сидящем в подъезде, написал на страничке в соцсети кто-то из соседей. Количество репостов увеличивалось в геометрической прогрессии.
Лавина сообщений о потерянном ребенке покатились по сети, сметая на своем пути остатки здравого смысла. Особенно отзывчивыми оказались жители Тюмени и Нижнего Новгорода. Судя по городским форумам, жители обоих городов считали мальчика своим. И никого не смутило, что в Тюмени нет улицы Заречной.
Феномен бытования информации в интернете – тема для исследований. Но кое-что заметно и журналистам. Даже после того, как инфоповод исчерпал себя, информация о событии продолжает циркулировать в сети. Это может длиться годами.
Информация распространяется с помощью репостов. В какой-то момент историю подхватывает ради трафика «новостной» сайт или известный человек, не подумавши опубликует ее в своем блоге и новые тысячи перепостов обеспечены. И конца этой карусели не предвидится.
Очередная волна репостов может накрыть внезапно, эпидемически, как грипп. Но с гриппом мы все как-то боремся, а в бездумных репостах не видим особой проблемы.
Печально, что в ХХI веке люди автоматически нажимают кнопку «репост». Почему они так делают? Вопрос для психологов и других специалистов. А еще печально, что дальнейшая судьба информации их не интересует. Даже узнав, что они распространяют фейк, большинство не удаляют пост со своей странички.
Любую информацию, найденную в сети, надо проверять. Это – просто!
А был ли мальчик
Крылатая фраза «А был ли мальчик?» – цитата из романа «Жизнь Клима Самгина» классика советской литературы Максима Горького. Главный герой, катаясь на коньках по замерзшему пруду, становится свидетелем того, как мальчик проваливаются в полынью. Во время поиска Клима поразил «чей-то серьезный недоверчивый вопрос: “Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?”»
Именно этот вопрос нужно задать себе, увидев очередную душераздирающую новость. Если выяснится, что мальчик был – можно делать репост.
Если мальчика не было, или он был, но давно и в другом городе, то репост делать ГЛУПО.
Проверять информацию умеют журналисты. Как они это делают? Мы решили раскрыть некоторые секреты.
Алгоритм проверки новостей
Увидев ужасную, интересную или страшную новость, нужно задать себе несколько вопросов, прежде чем нажать кнопку «Крепость». Мы же не зомби, чтобы копировать все подряд.
- Прочитайте. Внимательно. До конца. Принцип такой – чем больше побудительных предложений и нелепых знаков препинания: «!!! РЕПОСТ!!! Давайте! Скорее! Он сейчас умрет!!!! ПОМОГИТЕ!!!!!!!!», тем больше вероятность что перед нами какая-то утка а не новость. Хотя бывает всякое. Но пожалуйста не копируйте, не читая. Это же буквы, а не картинки, а нам с вами не по пять лет.
- Кто это сказал? Источник. Кто сообщил новость? Это конкретный человек, организация, блогер или аноним. Можно ли доверять этому источнику? (сайты с названиями типа хрюхрюмяу.com и контентом, состоящим из прикольных фотографий – НЕ источники).
- Когда это было? Дата. Посмотрите на дату. Она свежая? На этом этапе часть репостов «отваливается» сама собой.
- Где это? В каком городе происходят события?
- Что делать? Что именно нужно сделать, чтобы помочь герою публикации? К чему вы, собственно, призываете своих знакомых (собрать средства, усыновить ребенка, взять собаку) и почему вы не можете сделать этого сами хотя бы частично. Публикация с предисловием: «Смотрите какой щенок, настоящий хаски, сам бы взял, но у меня аллергия» имеет гораздо больше шансов.
- Что будет? К какому результату должен привести ваш репост?
- Хорошо ли это? Какую пользу принесет распространение информации? Какой вред эта информация может принести?
- Это – необязательный пункт. Хотя и несложный. Особенно для тех, у кого в детстве любимым героем был Шерлок Холмс. Как можно проверить информацию? Наберите в поисковике первую фразу новости. Вы узнаете много действительно интересного. Более вдумчивые люди могут поискать в Тюмени улицу Заречную. Привычка проверять информацию – полезная привычка.
Чем больше среди нас Шерлоков Холмсов, тем чище сеть.
Есть еще один удобный инструмент – поиск по картинке. Это для продвинутых пользователей, но, с другой стороны, этот пункт может быть единственным для проверки.
Нужно загрузить изображение в поисковик, имеющий функцию «поиск изображений», например, Googl и посмотреть на результаты. Для относительно свежих событий это выводит на источник фото. Если это новость, таким образом можно узнать, как все завершилось, например, нашелся ли человек. Но в случае, когда информация уже «пошла в народ» (как с мальчиком из подъезда), или даже гуляет там не первый год, поиск по картинке дает сотни страниц довольно бесполезных ссылок, из которых понятно только, что это фото, как говорят в интернете, «боян», то есть очень-очень старое.
Вообще-то, поиск по картинкам – сервис полезный, в жизни не раз пригодится. С его помощью можно, например, проверить объявление о продаже. С помощью поиска по картинкам можно найти объект, о котором вы кроме фото ничего не знаете. Но находки, сделанные таким образом, могут быть довольно грустными.
Например, владельцы породистых собак с удивлением узнавали, что их питомца кто-то «продает», то есть использует его фото. Судьба личных фотографий, которые вы по неосторожности загрузили в интернет, может неприятно вас удивить – чего только ими не иллюстрируют.
Правила информационной гигиены
- Сначала подумай. Не делайте репостов на волне эмоций. Действительно ли эту информацию, нужно ли это копировать и распространять?
- Убери за собой. Если вы случайно сделали перепост фейка, признания в этом в комментариях к посту – недостаточно. Обязательно удалите свой пост.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.