Прочитала в последнем номере вашего чудесного журнала заметку о миссионерском дежурстве возле святого источника и пришла в ужас. Несчастным мальчикам, которые отвечают на вопросы, зачастую проводят по восемь часов на ногах, на обед отводится всего 10 минут! Наверное, кто-то улыбнется — какая, мол, ерунда, стоит ли говорить?! Но я совсем не считаю, что это ерунда. Сначала семинаристы в возрасте 20 лет будут запихивать в себя еду за десять минут и хвастаться тем, что еще за это время успевают погулять на крыльце, а потом в журнал «НС» будут приходить вопросы читателей: «А почему у нас все батюшки толстые?» Ясно, что они будут толстыми к сорока годам и, возможно, даже рано и в муках умрут, потому что обмен веществ и вообще здоровье подрывались у них смолоду и сознательно.
Я вообще хотела бы предложить посмотреть на жизнь в православном сообществе именно с этой точки зрения. Мне часто приходилось по долгу моей работы наблюдать взаимоотношения в коллективах, полностью состоящих из воцерковленных людей. Деятельность этих коллективов чаще всего заключается в разнообразных служениях (воскресные школы, сестричества, приюты для престарелых и в таком роде). Почти всегда работа в таких учреждениях строится по принципу «на износ». Отношение к рядовому персоналу, даже не так: к личному времени, здоровью и потребностям персонала — крайне пренебрежительное. Принято задерживаться на работе до глубокой ночи, оставаться без отпуска, не успевать пообедать. Само собой, что все эти подвиги надо совершать за очень низкую зарплату. Много раз мне приходилось видеть, что человек, который просит своего начальника об отгуле или прибавке к жалованью, натыкается на реакцию: «О Боже, это просто неприлично говорить о таких низких и эгоистичных вещах! Мы служим ближнему, мы служим Господу! А ты всерьез рассуждаешь о том, что два месяца не можешь выбраться в гости к маме…» (конечно, это не прямая цитата, я все несколько утрирую, но смысл такой).
Понятно, что с розовыми щеками и набитыми кошельками в Царство Божие не возьмут, но неужели обязательны такие перегибы?
Мария
Мы попросили прокомментировать этот отклик протоиерея Аркадия ШАТОВА, настоятеля храма св. блгв. царевича Димитрия:
— Ключевой вопрос здесь — это вопрос меры. Этим определяется, сколько времени нужно молиться, сколько времени нужно уделять семье, а сколько работе, сколько времени и как строго нужно поститься. А меру может определить только духовный человек. Если делать меньше своей меры — впадешь в леность, если больше — можно впасть в уныние.
Мне кажется, для православных людей вопрос меры важен не потому, что они, образно говоря, хотят пожить подольше и здоровенькими умереть, а потому, что если они на себя берут нагрузку выше своей меры, то начинают болеть, унывать, теряют мир в душе, делаются злыми, раздражительными. И тогда дело — то, которое человек делает зачастую из последних сил, обесценивается.
Жизнь православного человека — это подвиг. Но подвиг — это дело добровольное, этого один человек от другого не может требовать, в том числе и начальник от подчиненного. На работе должны соблюдаться какие-то нормы нагрузки, а сверхурочная работа должна оплачиваться. Обеспечить же нормальные условия работы должно начальство. Начальник должен быть своим подопечным не просто начальником, но еще и отцом, должен заботиться о том, чтобы им было хорошо, комфортно работать, должен вникать в их трудности. И если начальник загоняет своих сотрудников так, что они страдают, болеют, это плохо.
Начальник должен стремиться сделать так, чтобы подчиненные больше отдыхали, а сам подчиненный должен стремиться больше работать. В православных коллективах, если человек не наемник, а действительно понимает важность того дела, которое он делает, он сам старается делать все как можно лучше. Поэтому и получается часто, что не хватает времени на свои личные дела, иногда даже некогда и пообедать.
Важно ли то, как это скажется на физическом здоровье, для православного труженика? Это снова вопрос меры. Бывают разные ситуации. Ведь есть профессии, связанные с постоянным стрессом. Например, профессия врача-реаниматолога или реанимационной сестры, спасателя, учителя. Надо сознавать, что им очень тяжело работать. Конечно, если человек православный, если он живет с Богом, ему легче переживать и стресс, и нагрузки. Все очень зависит от ситуации. Вот вспоминают же, что после лагерей, после тех мучений, которые довелось там испытать, люди долго живут, а есть люди, которые всю жизнь ничего не делают и умирают рано. Я читал, например, что люди, которые спят семь часов, живут дольше, чем люди, которые спят восемь часов.
Конечно, если есть такая нужда, то человек должен действительно не жалеть своего здоровья, своих сил. Но — подчеркиваю! — если есть такая нужда. Совсем не заботиться о здоровье — это неправильно. За этим, кстати, тоже начальник должен следить. Начальник может сам умирать на работе, сгорать, но должен следить, чтобы его подчиненные не перенапрягались. К тому же необходимо подумать и о душе.
В православных коллективах стоит не столько вопрос отдыха, сколько вопрос служения Богу. Ведь есть заповедь о том, что надо шесть дней работать, а «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 10). А если человек православный не уделяет времени молитве, чтению Евангелия, он становится только Марфой и совсем не совершает служения Марии. Тогда происходит синдром выгорания, силы души истощаются, и весь смысл работы выхолащивается.
Работа или молитва, что важнее? Их сочетание. Каждый человек должен совместить эти два вида служения в себе. Я думаю, что если человек выбирает преимущественно молитву, то надо идти в монастырь. А в миру мы спасаемся делами милосердия. Всякий труд — это дело любви, что бы человек ни делал, он должен делать это для других.
См. также: Осторожно: самопровозглашенные мученики!
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.