В больницах будут лечить только лекарствами отечественного производства

Зарубежные лекарства не смогут участвовать в тендерах на госзакупки, если в российском лекарственном реестре есть более одного аналога медицинского препарата

Миноэкономразвития решило довольно интересным образом поддержать отечественных фармацевтических производителей и подготовило проект приказа, согласно которому зарубежные лекарства не смогут участвовать в тендерах на госзакупки, если в российском лекарственном реестре есть более одного аналога медицинского препарата.

За свои деньги и по своему желанию вы по-прежнему сможете купить все, что хотите. А вот в медучреждениях получите только лекарства отечественного производства. О том, насколько эта норма адекватна в условиях современного российского фармацевтического рынка, мы поговорили с экспертами.

Саверский Александр Владимирович, президент Лиги защиты пациентов:
– У меня сразу возникает масса вопросов. Начиная с прописанного в Конституции РФ права на равенство экономических субъектов, заканчивая нарушением антимонопольных норм и норм ВТО тоже. Вообще, можно сразу выходить из сотрудничества с европейской экономической зоной. Не говоря уже о правах пациентов, ведь многие зарубежные лекарства лечат лучше, чем их российские аналоги. На днях же было заявление министра Скворцовой о том, что будет делаться ревизия всего рынка отечественных лекарств на предмет их эффективности и безопасности.

По ее данным восемьдесят процентов препаратов не проверены. А я скажу, что не восемьдесят процентов, а почти все российские лекарства не имеют ни доказанной эффективности, ни доказанной безопасности. Подавляющая часть не подтверждена современными исследованиями.

Недавно Гарвард провел исследование. Я бы даже сказал исследование исследований. Они взяли результаты пятисот клинических исследований и сравнили их с результатами аналогичных, только одни по заказу государства, а другие по заказу фарминдустрии. Так вот исследования, сделанные по заказу фарминдустрии показали эффективность положительных результатов в два раза выше. Это прямо указывает на заинтересованность экспертов в завышении результатов. Что уж говорить о России…

Геннадий Павлович Ширшов, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций:
– Документ называется «проект постановления». До тех пор пока документ не будет подписан, говорить, что это норма – нельзя, потому что он должен пройти антикоррупционную экспертизу, экспертизу на соответствие нормам ВТО, статье 94 о государственных закупках для государственных нужд. Это вполне логичная попытка повернуть все потоки в сторону российского производителя. Главное, чтобы при закупках основное внимание уделялось качеству и безопасности лекарств.

Беспалов Николай, директор по исследованиям и консалтингу компании «Фармэксперт»:
– Такие приказы уже были, но вступали в силу на полгода позже и, таким образом, опаздывали к госзакупкам, которые уже проходили. Это попытка дать преференции российским производителям. Но при этом нужно учитывать две вещи. Прежде всего, далеко не все зарегистрированные лекарства есть на рынке. Ну и нужна проверка качества. Особенно это касается дженериков.

С 2014 года в России вводится необходимость соответствия лекарств международным требованиям GNP. То есть реально оценить наши лекарства можно будет только после 2014 года. Либо нужно вводить специальный институт, который будет заниматься этой оценкой. Сейчас это делает Минздрав.

Нужно разделять качество и взаимозаменяемость. Качество проверяется и сейчас. Но есть понятия биоэквивалентности. То есть далеко не факт, что два лекарства, содержащие одно и то же действующее вещество в одной и той же дозировке, будут действовать одинаково. Здесь вопрос не в том, хуже или лучше. Это разные характеристики, и здесь все зависит от технологии производства. Этот показатель необходимо проверять, чтобы точно знать, можно ли заменять один препарат на другой. В Германии, например, есть целый институт, который этим занимается уже не один десяток лет. Поэтому подход «если есть аналог, давайте заменять» – это порочная практика. А если зарегистрированный препарат произведен кустарно?

При этом я не хочу сказать, что все наши лекарства делаются кустарно. Наоборот, большинство изготавливаются с соблюдением всех российских норм. Но это далеко не полный список норм, которые нужно соблюдать. Минимальный, я бы сказал. У производства лекарств очень много стадий. И способов производства много. Действующее вещество, то есть химическая формула, может быть одной и той же. А исходное сырье – разное. И класс чистоты у двух препаратов будет разный. Есть и другие факторы, такие как вспомогательные вещества, наполнители. От них зависит, как быстро растворится и всосется в кровь лекарство. Кроме того, нужно определенным образом смешивать массу, из которой будут таблетки, чтобы действующее вещество было распределено равномерно. Из всех этих факторов в конечном счете и складывается эффективность лекарства.

Далеко не все иностранные производители соблюдают все эти нормы. К индийским производителям или странам СНГ вопросов еще больше, чем к нашим. Но это в любом случае не повод действовать настолько прямолинейно. Это просто приведет к тому, что пациенту в больнице скажут: есть отечественное лекарство, а есть иностранное. И лучше купить его. Пациент будет фактически лечиться за свои деньги, потому что так или иначе у каждого врача есть свой личный опыт, из которого он знает, какой препарат действует лучше.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version