28 августа Православная Церковь отмечает великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Почему Церковь празднует Воскресение Христа, понятно, но почему она празднует смерть Божией Матери?

0016

Иерей Сергей Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы сразу вознеслась на Небо, к Богу, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой. Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения. И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом.

Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница… Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

001

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке

002

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне

003

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа

004

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

005

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

006

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы 12 века

008

Изображение Погребения Богоматери на «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (12 — 13 вв.)

009

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало 13 века)

0010

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец 13 века

0011

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало 14 века

0012

Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия

0017

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина 14 века

0018

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (14 век), Македония

0019

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек. Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи)

0020

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. 14 век

0021

Храмовая икона Успения Богоматери первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало 15 века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

0022

Храмовая икона Успения Богоматери Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г

0023

Икона Дионисия Ферапонтовского «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника)

0024

Успение Богоматери. Мастер Феофан Критский. Икона середины 16 века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне

0025

Икона 16 века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ)

0026

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец 17 века

0027

Болгарская икона 19 века Успения Богоматери

0028

Современная греческая икона Успения Пресвятой Богородицы

0029

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 16 — 17 вв

0030

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 17 век

0031

Успение Пресвятой Богородицы. 15 в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

0032

Успение Пресвятой Богородицы. Византия; 13 век. Синай. Фрагмент триптиха

 

0033

Успение Пресвятой Богородицы. Вышитая пелена. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. 17 век

0034

Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год

 

0035

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век

0036

Успение Пресвятой Богородицы. Книжная миниатюра, 12 в

0039

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век

0038

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век. Фрагмент

0040

Плащаница Успение Божьей Матери, город Камышин, 20 в

0048

Успение. Украина, Львов, 1650-1690 гг

0046

Успение Богоматери. Симон Ушаков,1671 г

0047

Успение. Круг Симона Ушакова, иконописцы оружейной палаты московского Кремля, Останкино, Троицкий храм, кон 17 в