Успение Богородицы: как смерть может быть праздником?

28 августа Православная Церковь отмечает великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Почему Церковь празднует Воскресение Христа, понятно, но почему она празднует смерть Божией Матери?

Иерей Сергей Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы сразу вознеслась на Небо, к Богу, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой. Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения. И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом.

Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница… Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы 12 века

Изображение Погребения Богоматери на «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (12 – 13 вв.)

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало 13 века)

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец 13 века

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало 14 века
Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина 14 века

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (14 век), Македония

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек. Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи)

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. 14 век

Храмовая икона Успения Богоматери первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало 15 века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Храмовая икона Успения Богоматери Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г

Икона Дионисия Ферапонтовского «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника)

Успение Богоматери. Мастер Феофан Критский. Икона середины 16 века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне

Икона 16 века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ)

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец 17 века

Болгарская икона 19 века Успения Богоматери

Современная греческая икона Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 16 – 17 вв

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 17 век
Успение Пресвятой Богородицы. 15 в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Успение Пресвятой Богородицы. Византия; 13 век. Синай. Фрагмент триптиха

 

Успение Пресвятой Богородицы. Вышитая пелена. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. 17 век
Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год

 

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век
Успение Пресвятой Богородицы. Книжная миниатюра, 12 в
Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век
Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век. Фрагмент
Плащаница Успение Божьей Матери, город Камышин, 20 в
Успение. Украина, Львов, 1650-1690 гг
Успение Богоматери. Симон Ушаков,1671 г
Успение. Круг Симона Ушакова, иконописцы оружейной палаты московского Кремля, Останкино, Троицкий храм, кон 17 в

 

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?