«Ты на это не способен»: мальчика с инвалидностью не пустили на горку аквапарка

История с мальчиком-инвалидом снова вызвала волну возмущения в обществе. Эксперты рассказывают, откуда берется агрессия к инвалидам и что надо делать, чтобы подобные ситуации не повторялись

Фото с сайта akvaparki-mira.ru

Эксперты полагают, что в подобных случаях есть несколько причин. Конечно, часто главной причиной становится человеческий фактор. Но еще чаще это просто отсутствие необходимых знаний у персонала организаций, а также медленный поворот общества к толерантному отношению к людям с инвалидностью.

14-летний мальчик на коленях добрался по высокой лестнице на одну из водных горок «Ква-Ква-парка». Персонал засомневался, стоит ли подростку съезжать с горки. У Дениса – недоразвитие конечностей, и это смутило дежуривших на горке сотрудников.

«Денису пришлось ждать решения минут пятнадцать, пока не пришел администратор и не решил окончательно, что нельзя», – рассказывает Эльмира Кнутсен, приемная мама Дениса. К тому времени мальчик совершенно замерз. Ему пришлось еще и спуститься назад.

«Это было так унизительно. А ведь можно было сказать: «какой ты молодец, что не боишься ничего и преодолеваешь свои ограничения!»

Но вместо этого ему еще раз напомнили, что он инвалид, а нам родителям, что мы дураки, что верим в своих детей, и разрешаем им делать то, что они считают для себя возможным», – написала Эльмира в соцсетях.

Пост Эльмиры Кнутсен в соцсетях вызвал бурю негодования. Многие приемные мамы детей с особенностями здоровья были возмущены случившимся, считая, что аквапарк нарушил права ребенка, ссылаясь на его внешние различия. Ведь Денис, кстати, отлично плавает, билет в аквапарк был ему продан, мальчику, как и всем, выдали спасательный жилет, и он соблюдал все правила поведения в аквапарке.

«Сын сказал мне: «Мама, ведь это нечестно!»

Эльмира и Крис с детьми. Денис – в центре. Фото: Дебора Хонер. Фото с сайта changeonelife.ru

Денис ходит на протезах, а в бассейнах обычно  передвигается и плавает на наколенниках. Поездку в аквапарк дети очень ждали! Случившееся расстроило мальчика.

«Денис плакал. Он сказал мне: “Мама, это нечестно!” И я ему сказала, что я напишу жалобу. И защищу его. Я хотела, чтобы он понимал, что мы поддерживаем его. И на следующий день я написала жалобу на сайте аквапарка. Они позвонили, попросили прощения, объяснили свою позицию. И пригласили нас всей семьей бесплатно провести 4 часа в парке», – рассказала Эльмира Кнутсен корреспонденту «Милосердия».

Эльмира Кнутсен полагает, что быстрая и правильная ответная реакция «Ква-Ква-Парка» объясняется тем, что в обществе в последнее время тема инклюзии и доступной среды активно раскачивается.

«А лет пять назад перед нами бы и не извинились. Ну а у персонала аквапарка теперь, надеюсь, будет опыт, как стоит взаимодействовать с людьми с инвалидностью».

«Когда мы взяли Дениса, он считал себя инвалидом. Он не мог многое делать и оправдывал это: “У меня же нет пальцев”. Пришлось долго переламывать ту ситуацию, что он долго пробыл в системе, и система повлияла на его самовосприятие, – рассказывает Эльмира. – Зато теперь сын Лего собирает прекрасно – лучше даже,чем я с пальцами!»

Эльмира и Крис, оценив ситуацию, замечают, что стараются быть более внимательными к правилам различных заведений, но это не всегда получается.

«На сайте написано, что люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут кататься на горках. Но мы не знали об этом. Мы ошибочно полагали, что есть требования только к росту и возрасту. Да и сами сотрудники не знали об этом правиле. Меня задело, что мне пришлось бегать по аквапарку, дважды звонить и искать администратора, чтобы тот посмотрел на Дениса. А ведь нас могли бы предупредить сразу, а не тогда, когда Денис сам, с такими усилиями, залез на эту горку.

Да, есть правила безопасности. Но я не согласна с аквапарком. Ведь они ставят ограничения на моего ребенка. Я считаю, что мой сын сам решит, в чем его ограничения. И есть ли они вообще».

«Проблема с нами, что мы забываем, что у нас особенный ребенок», – замечает Крис.

«Мне приходится заранее предупреждать о внешности Леши»

Надежда Громова-Ярихметова с Лешей

Надежда Громова-Ярихметова, многодетная приемная мама, рассказывает о своем опыте посещений с детьми различных учреждений. Конечно, на ее сына Лешу-«инопланетянина» окружающие часто смотрят с недоумением: уж очень необычная у мальчика внешность. И это иногда становится камнем преткновения.

«Мы летом отдыхали на юге. В городе Волжском отправились в аквапарк “ХХI парк”. Мы ждали 40 минут, пока придет администратор и решит нашу ситуацию: нас остановили уже на кассе и сказали, что без разрешения вас не пустят. Нас так и не пустили. Хотя, например, мы были в аквапарке “Фэнтези-парк” в Марьино, и нас там приняли положительно».

Так что везде, считает Надежда, срабатывает человеческий фактор. Кстати, Надежда замечает, что всегда заранее предупреждает, что у нее не очень обычный ребенок, чтобы потом не было недоразумений. И все равно они случаются.

«Например, в августе мы записались в секцию игры на барабане. Я заранее рассказала сотрудникам компании, что у Леши внешность не очень обычная. Девушка по телефону подробно расспросила: видит ли он, слышит, может ли держать палочки, понимает ли. Выяснив детали, сотрудница сказала, что, конечно же, наша семья может прийти. Но когда мы приехали и подошли к стойке регистрации, вышла администратор и сказала: “Вам не сюда. Вы меня понимаете?!” И по ее взгляду я поняла, в чем дело. Я сказала: “Но я же звонила, предупреждала”. А она ответила: “Ну а меня никто не предупреждал”.

В нашу беседу вмешался молодой человек-барабанщик, предложил: “Давай я возьму его на индивидуальное занятие”. Но эта администратор просто испепелила его взглядом. А мне сказала:

“Мы ждем, когда вы уберетесь. Не надо портить людям, которые придут заниматься, праздник”.

Мои дети были возмущены и хотели броситься на защиту Леши, но я предложила просто уйти».

А вот в бассейне, где сейчас Леша обучается плаванию, таких проблем не возникло. «Я тоже заранее обрисовала ситуацию. И даже в ватсап выслала фото. Никаких вопросов не было – Лешу взяли. Он занимается в группе еще с двумя детьми, они тоже с особенностями здоровья.

Кстати, рядом с нашим домом тоже есть фитнес-центр, они даже были готовы подарить Леше карту, чтобы он ходил к ним. Беспокоились лишь о том, не будут ли самого Лешу смущать взгляды других клиентов. Мы сказали, что нет, Леша привык и нормально к этому относится. Но в этом центре не было тренера по плаванию, а нам было нужно научить его плавать. Но мы благодарны таким организациям за отзывчивость».

«За рубежом мы встречали совсем иное отношение»

Вера Дробинская. Фото: igor a.andreev

«У нас сплошь и рядом так было. В аквапарке “Волжском” под Волгоградом вообще часто встречается такое отношение к посетителям, – говорит Вера Дробинская, приемная мама восьмерых детей с особенностями здоровья, живущая в Астрахани. – Мы специально ехали туда, издалека. Но к нам отнеслись с презрением. Сотрудники ходили за нами по пятам и предъявляли претензии, зачем мы вообще пришли, потом даже пошли комментарии, что как бы мои дети что-то не своровали.

Мы не стали разбираться с ними и просто уехали. Хотя я жалею, что не дала отпор. В Астрахани у нас тоже было несколько случаев.

Например, наши дети занимались на танцах, и однажды руководитель секции нам сказала: “Больше не приходите”. А чуть позже моего сына с сопровождающим не захотели пустить в маршрутку.

Журналисты узнали, вышла небольшая заметка в газете, и прокуратура сама активизировалась, раскрутила все эти факты. Танцевальную секцию даже оштрафовали за такое отношение к детям».

Вера Дробинская считает, что часто, возможно, коммерческие заведения просто ничего не боятся: они считают себя хозяевами положения и делают, что хотят. «В то же время  – почему же за рубежом все иначе? – говорит мама особенных детей. – На западе тоже есть аквапарки. И я была там с 6-летней Стеллой, у которой менингоэнцефалит, она была практически парализована.

Я съезжала с горок с ней в обнимку, и нам никто и слова не сказал. Более того, нам там даже говорили: “Какая молодец!”

И со стороны окружающих мы видели только позитивное отношение. Она как раз тогда училась ходить, и на улице тоже прохожие подходили и разговаривали с нами. И говорили: “Стелла, какая ты умница! Как у тебя здорово получается!”

И мы могли зайти в любое кафе, и нигде не сталкивались с раздражением или унизительным отношением. Кстати, местные жители часто говорили мне в разговорах, что на сердце их общества до сих пор лежит тяжесть за то, что творилось в гитлеровские времена, когда жестоко уничтожали инвалидов, и это в том числе повлияло на то, что они потом резко пересмотрели свое отношение к людям с инвалидностью».

Причина – в депривации всего общества

Ольга Исупова. Фото: Александр Щербак, ИТАР / ТАСС

Да, сейчас все больше говорят об инвалидах, и развивается инклюзия, люди с инвалидностью все активнее проявляют себя. Но часто общество почему-то отвечает неприязнью.

Даже здоровые дети раздражают общество, что уж говорить о детях с особенностями здоровья. Наше общество до сих пор не готово окончательно к инклюзии, полагает социолог Ольга Исупова. Но эксперт считает, что причина кроется в том числе и в общей сложной ситуации.

«Трудно обвинять в этом людей. Сейчас в целом сложный общественный климат, трудно всем. И люди злятся: почему я должен к ним хорошо относиться, у меня у самого проблемы! Недавняя история: мама летела в самолете с двумя 8-месячными близнецами, и ее засыпали агрессивными претензиями. Люди боятся брать на себя дополнительную ответственность.

У нас есть, конечно, статьи закона, защищающие от оскорблений, но он не работает. А мы забываем щадить чужие чувства. Ну а на уровне законодательства принимают пугающие законы. Нарастает общее неприятие всего».

Можно констатировать общую депривацию, люди сами бессознательно чувствуют себя инвалидами, полагает социолог. Чтобы был счастлив ребенок, должна быть сначала счастлива мать, как известно.

В самолете надеваем маску на себя, потом на ребенка. Это аллегория – такие же механизмы должны действовать в обществе. «Я считаю, что в обществе должно быть больше ресурсных людей, которые могут поделиться своими ресурсами, которым хорошо. Тогда будет хорошо и тем, кому нужна особая поддержка».

Елизавета Матосова. Фото с сайта a-dobra.ru/

«К сожалению, наше общество до сих пор не готово принимать детей с особенностями. Да и ко взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья тоже относятся настороженно. Почему люди, не могут обсуждать эту тему открыто, с уважением и принятием? Потому что за этим кроется стеснение, а порой стыд и страх осуждения, – поясняет Елизавета Матосова, психолог благотворительного фонда “Арифметика добра”. – Определенные исторические события, произошедшие в нашей стране и повлиявшие на формирование нетерпимости людей к инвалидам, уже не помнят молодые люди и даже люди среднего возраста. Но это те события, которые годами формировали негативное отношение общества к инвалидам, и теперь они имеют серьезные последствия.

Речь идет о послевоенном периоде, когда инвалидов Великой Отечественной войны всех безруких и безногих, даже с орденами на груди, массово вывозили из крупных городов, чтобы они «не портили облик социалистической страны».

И потом о них все забыли. На улице их никто не встречал, в магазинах, никто не видел, на массовых мероприятиях уж тем более… Поэтому у нас не создавалась доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья, и не формировалась толерантность к ним, зато делалось все ровно противоположное. От них избавлялись».

«Не забывайте: инвалиды – точно такие же клиенты, приносящие деньги»

Анастасия Аброскина. Фото: Павел Смертин

А вот Анастасия Аброскина, модель с ДЦП, чемпионка России по паралимпийской конной выездке, выросла тогда, когда инвалидам не уделялось так много внимания – в постсоветском пространстве, в 1990-е годы.

«Может быть, из-за того, что нас было мало на улицах, нас не замечали. Я каталась на всех аттракционах, и моим любимым аттракционом была центрифуга, как для космонавтов. Я до сих пор это вспоминаю.

Видимо, мне нравилось, потому что это полезно для ДЦП и людей с расстройствами вестибулярного аппарата. Когда я прохожу лечение в реабилитационных центрах, где есть такие новые технологии, там есть похожие вещи. Например, специальная панель, которая симулирует движение на лыжах, и так далее. Это принцип тех же самых аттракционов», – рассказывает Настя.

Анастасия убеждена, что важно добиться понимания, что люди с инвалидностью – это тоже клиенты с деньгами, они готовы платить, и эту аудиторию нельзя сбрасывать со счетов.

«Почему в Европе хорошо относятся к инвалидам? Это чисто маркетинговый подход. За рубежом люди с инвалидностью очень активны. Среди них много богатых людей. Бизнесменов. Влиятельных персон.

Но в России считают, что инвалиды это не целевая аудитория, они нищие и несчастные, поэтому их не рады видеть нигде».

Важно обучать персонал работе с людьми с инвалидностью

Фото: vasya-lesya.livejournal.com

Сейчас сознание общества меняется, но медленно: «Создается доступная среда, вводится инклюзивное образовании, детей с 4-5 группой здоровья берут в приемные семьи, родители перестают стесняться своих детей с особенностями, общество кардинально меняется, но к сожалению не так быстро, как этого хотелось.

И поэтому те, кто близко столкнулся с этой проблемой, чаще злятся на тех, кто еще не смог переосмыслить и принять непохожесть одного человека на другого, – поясняет Елизавета Матосова. – Порой родители сами забывают, что у них ушло какое-то время, на то, чтобы принять своего ребенка таким, какой он есть».

Психолог отмечает, что неуместные проявления неподготовленных людей при встрече с детьми с особенностями в первую очередь связаны с отсутствием знаний: «Они не знают, как себя вести в возникшей ситуации, сталкиваются со страхом совершить ошибку, растеряться, или навредить, а также со своей тревогой, что не справятся со своими чувствами.

Ведь в нас заложена эмпатия, и мы не можем оставаться равнодушными при виде очевидных, как нам кажется, дефектов у человека. А это, как правило, вызывает сильные переживания. Общество необходимо просвещать».

Мы снова возвращаемся к необходимости обучения персонала – в сфере культуры, туризма, гостиничного бизнеса, досуга, то есть везде, где мы ведем речь о сфере обслуживания. Да, нельзя обучить работе с каждым конкретным заболеванием, но общее понимание у сотрудников сферы обслуживания быть должно.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?