История этой иконы связана с человеком, который пошел против императора, несущего ересь, объяснил, что такое икона и почему молиться на образ не грех. Богоматерь его слова подтвердила. Память 11 июля

Образ Пресвятой Богородицы Троеручицы. Современная икона. Изображение с сайта wikipedia.org

Советник налоговой администрации, министр Иоанн Дамаскин 

Мансур ибн Сержун, известный нам как преподобный Иоанн Дамаскин, жил в VII-VIII веках в Сирии. По происхождению — сириец, по вере христианин, по социальному статусу аристократ, служивший на высокой должности логофета, — министра и советника в налоговой администрации арабского халифата.

Начальник Иоанна Дамаскина, халиф Язид II ибн Абдул-Малик, безусловно доверял своему советнику, ни чуть не смущаясь его вероисповеданием.

Правда, тот все время просил отпустить его в монастырь, но на это халиф не соглашался.

В эти времена в неразделенной еще Христианской церкви началась ересь иконоборчества: иконы объявили «идолами», и запретили их почитать, тем более молиться.

Работа в налоговой службе халифа не мешает прп. Иоанну, тогда просто Мансуру ибн Сержуну, написать три трактата «Против порицающих святые иконы», с обстоятельным разъяснением — почему иконы не идолы. Ведь поклоняются христиане не доскам с изображениями, а «образам, которые на Первообраз восходят».

Свобода духа Иоанна Дамаскина возмутила византийского императора Льва III Исавра, иконоборца и интригана. Чтобы заставить его помолчать, Лев III пошел на подлог и оклеветал Иоанна перед халифом в госизмене. Халиф ожидаемо разгневался и приказал отрубить кисть правой руки ибн Серджуну.

По преданию, Иоанн упросил халифа отдать ему руку и долго молился перед иконой Богородицы. Уставший, измученный, он заснул. Во сне Богородица явилась ему и сказала: «Ты исцелен, трудись прилежно этой рукой», и отсеченная рука срослась.

В благодарность Иоанн подвесил к образу, перед которым молился, серебряное изображение руки, отчего икона и получила свое название «Троеручица». В том смысле, что – невозможное человеку возможно Богу, потому что Богу все возможно. А от человека нужна только вера – верность и вверенность Богу своей жизни.

Увидевший это чудо халиф ни чуть не усомнился (а ведь был мусульманин) признал полную невиновность Иоанна, и даже отпустил его в монастырь.

Свя­той Иоанн Да­мас­кин при­нял ино­че­ство в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (в Сербии), и пе­ре­дал ту­да образ Богородицы, от которой получил исцеление. Он писал богословские трактаты (многим хорошо известно его «Точное изложение православной веры»), а также получил признание как гимнограф.

Это к нему относят бла­годар­ствен­ную песнь Ма­те­ри Бо­жи­ей «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь», которая поется Великим постом на литургии Василия Великого.

На спине у ослика

Афон. Монастырь Хиландар. Изображение с сайта wikipedia.org

Дальше начинается путешествие образа «Троеручицы», такое же необычное, как и его появление.

В XIII в. лав­ра Саввы Освященного подарила драгоценную ико­ну  свя­ти­те­лю Савве, архиепископу Сербскому. Но в Сербию пришли турки и икону… по­ру­чи­ли по­пе­че­нию са­мой Богородицы. По Преданию, ее возложили на ос­ла, ко­то­рый без по­гон­щи­ка при­шел на Афон и оста­но­вил­ся пе­ред Хиландарским монастырем.

Поскольку на Афоне свято верят в путешествие Иверской иконы по морю, осел с иконой хоть и удивил, но сомнений не вызвал. Монахи по­ста­ви­ли ико­ну в со­бор­ном хра­ме.

Однажды в монастыре проходили выборы настоятеля, а в афонских монастырях настоятеля по традиции назначают не сверху, а выбирают монахи-насельники. Мнения иноков разделились. Тогда одному иноку было видение Богородицы о том, что она сама будет игуменьей Хиландара. Братия установила икону «Троеручицы» на игу­мен­ское ме­сто в хра­ме.

С тех пор в Хи­ландаре из­би­ра­ет­ся толь­ко на­мест­ник, а ино­ки, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, по­лу­ча­ют от образа Богородицы «Троеручица» бла­го­сло­ве­ние на все по­слу­ша­ния.

«Троеручица» становится одним из самых известных чудотворных образов Богородицы. Списки с хиландарской иконы расходятся во все концы христианского мира. И вот тут возникает то, что позже вызовет немало басен, искажающих и понимание образа, и понимание христианских истин.

Начали появляться списки, где серебряная накладная рука изображалась как живая, порой даже окутанная амофором. В народе возникли версии: три руки Богородицы символизируют … Святую Троицу!

Неисследимый символизм народного богословия, периодически впадающего в язычество, не смогли победить ни каноны для иконописцев, ни указы Синодов. Вопрос – почему же в храмах и сегодня множатся изображения «трехрукой богини», нуждается в некотором осмыслении.

И никто не ушел обиженным

Образ Пресвятой Богородицы Троеручицы в храмовом пространстве. Сербия. Изображение с сайта wikipedia.org

С образом «Троеручицы» связано множество исцелений и чудесной помощи. Ей молятся женщины, не могущие родить ребенка, молятся о своих детях, их здоровье и помощи, особенно в обстоятельствах, по человечески кажущихся безвыходными.

Одно из самых известных и удивительных событий, связанных с «Троеручицей», произошло в Болгарии, во время эпидемии чумы 1837 года.

Накануне праздника Успения в Троянский монастырь пришли толпы паломников, в том числе евреи и турки. Многие советовали игумену закрыть двери, чтобы больные не заразили чумой здоровых.

Но настоятель отказался, и братия отслужила литургию. «Это было чудо! — восхищается летописец. — Никто из укрывшихся в обители паломников не погиб, а среди них были и больные, которым прислуживали здоровые».