Советник налоговой администрации, министр Иоанн Дамаскин
Мансур ибн Сержун, известный нам как преподобный Иоанн Дамаскин, жил в VII-VIII веках в Сирии. По происхождению – сириец, по вере христианин, по социальному статусу аристократ, служивший на высокой должности логофета, – министра и советника в налоговой администрации арабского халифата.
Начальник Иоанна Дамаскина, халиф Язид II ибн Абдул-Малик, безусловно доверял своему советнику, ни чуть не смущаясь его вероисповеданием.
Правда, тот все время просил отпустить его в монастырь, но на это халиф не соглашался.
В эти времена в неразделенной еще Христианской церкви началась ересь иконоборчества: иконы объявили «идолами», и запретили их почитать, тем более молиться.
Работа в налоговой службе халифа не мешает прп. Иоанну, тогда просто Мансуру ибн Сержуну, написать три трактата «Против порицающих святые иконы», с обстоятельным разъяснением – почему иконы не идолы. Ведь поклоняются христиане не доскам с изображениями, а «образам, которые на Первообраз восходят».
Свобода духа Иоанна Дамаскина возмутила византийского императора Льва III Исавра, иконоборца и интригана. Чтобы заставить его помолчать, Лев III пошел на подлог и оклеветал Иоанна перед халифом в госизмене. Халиф ожидаемо разгневался и приказал отрубить кисть правой руки ибн Серджуну.
По преданию, Иоанн упросил халифа отдать ему руку и долго молился перед иконой Богородицы. Уставший, измученный, он заснул. Во сне Богородица явилась ему и сказала: «Ты исцелен, трудись прилежно этой рукой», и отсеченная рука срослась.
В благодарность Иоанн подвесил к образу, перед которым молился, серебряное изображение руки, отчего икона и получила свое название «Троеручица». В том смысле, что – невозможное человеку возможно Богу, потому что Богу все возможно. А от человека нужна только вера – верность и вверенность Богу своей жизни.
Увидевший это чудо халиф ни чуть не усомнился (а ведь был мусульманин) признал полную невиновность Иоанна, и даже отпустил его в монастырь.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного (в Сербии), и передал туда образ Богородицы, от которой получил исцеление. Он писал богословские трактаты (многим хорошо известно его «Точное изложение православной веры»), а также получил признание как гимнограф.
Это к нему относят благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая поется Великим постом на литургии Василия Великого.
На спине у ослика
Дальше начинается путешествие образа «Троеручицы», такое же необычное, как и его появление.
В XIII в. лавра Саввы Освященного подарила драгоценную икону святителю Савве, архиепископу Сербскому. Но в Сербию пришли турки и икону… поручили попечению самой Богородицы. По Преданию, ее возложили на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем.
Поскольку на Афоне свято верят в путешествие Иверской иконы по морю, осел с иконой хоть и удивил, но сомнений не вызвал. Монахи поставили икону в соборном храме.
Однажды в монастыре проходили выборы настоятеля, а в афонских монастырях настоятеля по традиции назначают не сверху, а выбирают монахи-насельники. Мнения иноков разделились. Тогда одному иноку было видение Богородицы о том, что она сама будет игуменьей Хиландара. Братия установила икону «Троеручицы» на игуменское место в храме.
С тех пор в Хиландаре избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от образа Богородицы «Троеручица» благословение на все послушания.
«Троеручица» становится одним из самых известных чудотворных образов Богородицы. Списки с хиландарской иконы расходятся во все концы христианского мира. И вот тут возникает то, что позже вызовет немало басен, искажающих и понимание образа, и понимание христианских истин.
Начали появляться списки, где серебряная накладная рука изображалась как живая, порой даже окутанная амофором. В народе возникли версии: три руки Богородицы символизируют … Святую Троицу!
Неисследимый символизм народного богословия, периодически впадающего в язычество, не смогли победить ни каноны для иконописцев, ни указы Синодов. Вопрос – почему же в храмах и сегодня множатся изображения «трехрукой богини», нуждается в некотором осмыслении.
И никто не ушел обиженным
С образом «Троеручицы» связано множество исцелений и чудесной помощи. Ей молятся женщины, не могущие родить ребенка, молятся о своих детях, их здоровье и помощи, особенно в обстоятельствах, по человечески кажущихся безвыходными.
Одно из самых известных и удивительных событий, связанных с «Троеручицей», произошло в Болгарии, во время эпидемии чумы 1837 года.
Накануне праздника Успения в Троянский монастырь пришли толпы паломников, в том числе евреи и турки. Многие советовали игумену закрыть двери, чтобы больные не заразили чумой здоровых.
Но настоятель отказался, и братия отслужила литургию. «Это было чудо! — восхищается летописец. — Никто из укрывшихся в обители паломников не погиб, а среди них были и больные, которым прислуживали здоровые».