Лауреатом престижной международной Темплтоновской премии в 2015 году стал канадский педагог Жан Ванье, предложивший революционную методику социальной реабилитации людей с проблемами умственного развития. «Милосердие.ru» предлагает вспомнить, кому и за какие заслуги премию присуждали в прежние годы

Лауреатом престижной международной Темплтоновской премии в 2015 году стал канадский педагог Жан Ванье, предложивший революционную методику социальной реабилитации людей с проблемами умственного развития, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег». В преддверии церемонии вручения награды «Милосердие.ru» вспоминало, кому и за какие заслуги ее присуждали в прежние годы.

Жан ВаньеФото с сайта cnlnews.tv

Приз для «жаждущих духовного прогресса»

18 мая в Букингемском дворце состоится торжественная церемония вручения Темплтоновской премии. Почетная награда присуждается в 43-й раз. Ее лауреатами становятся ученые, философы, клирики, писатели, общественные деятели, которые внесли немалый вклад в «исследования духовной жизни» и в установление лучшего взаимопонимания между наукой и религией. В денежном выражении премия является крупнейшей в мире, вручаемой одному человеку. Ее размер составляет 1,1 млн фунтов стерлингов (1,698 млн долларов США).

Премия была учреждена в 1972 году. Она вручается Фондом Темплтона – благотворительной организацией, основанной американским и английским предпринимателем и филантропом сэром Джоном Марксом Темплтоном (1912–2008). Большую часть своего многомиллиардного состояния он пожертвовал на нужды науки и религии. За свою меценатскую деятельность Темплтон в 1987 году был возведен королевой Елизаветой II в рыцари.

Джон ТемплтонФото с сайта forex-investor.net

Сэр Джон был глубоко верующим человеком, прихожанином пресвитерианской церкви. На протяжении почти 30 лет учрежденная им награда носила название «Темплтоновская премия за прогресс в религии», однако вручалась она не только священникам и теологам, но и физикам, философам, филантропам. Ее лауреатами могли стать люди любого вероисповедания и даже атеисты, ведь жюри, в первую очередь, оценивало не религиозные воззрения номинантов, а их гуманистическую деятельность в области науки, культуры и других сферах. По словам Темплтона, основной задачей премии является выявление «предпринимателей духа» – «выдающихся личностей, посвятивших свой талант расширению наших представлений о предназначении человека и высшей реальности».

Со временем полное название премии трансформировалось и стало более обтекаемым – «Темплтоновская премия за успехи в исследовании или открытия в духовной жизни». Согласно официальному статуту награды, она вручается человеку, который сделал «исключительный вклад в укрепление духовной стороны жизни при помощи наблюдений, открытий или практической работы». Признания жюри могут быть удостоены как деятельность по созданию новых религиозных организаций, так и исследования в области основополагающих вопросов бытия, смысла жизни и происхождения вселенной или вообще любое служение на благо общества. Главное, чтобы эта работа в той или иной мере служила наглядной иллюстрацией того, как «человеческие существа взыскуют духовного прогресса».

Стать лауреатом премии можно только один раз. Награда присуждается ныне живущим деятелям за весь жизненный путь номинанта, а не только за достижения предыдущего года. Благодаря этому жюри практически не ограничено в выборе достойных: лауреатами становятся и те, кто активно работает в последние годы, и те, чьи главные достижения пришлись на прошлые десятилетия.

Подвижники науки и религии

Когда в 1972 году Джон Темплтон учреждал новую премию, он установил одно строгое правило, которое с тех пор не нарушалось ни разу: материальная составляющая награды не должна уступать Нобелевской премии, поскольку, по убеждению мецената, заслуги в духовной сфере не менее значимы, чем достижения в других областях человеческой деятельности.

Непонятное многим желание объединить в одной премии достижения в области науки и религии Темплтон объяснял «скромными возможностями» богословия. По его мнению, человек крайне мало знает о Божественном, и теология не в силах ему помочь. Сэр Джон считал, что в XXI столетии научные открытия станут золотой жилой для оживления религии и что Бог проявляет себя не только в Писании и пророчествах, но и в результатах исследований современных ученых.

Для того, чтобы придать новоучрежденной премии больший вес и привлечь к ней внимание всего мира, в качестве первого лауреата учредители решили выбрать человека, не нуждающегося в особых представлениях. Таким человеком стала мать Тереза (Аньез Гондже Бояджиу). Жюри отметило ее самозабвенную помощь бездомным и брошенным детям в Калькутте. Ее усилия привели к ощутимому улучшению условий жизни тех, о ком она заботилась, но что еще важнее – вдохновили миллионы людей по всему миру на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. Темплтоновскую премию матери Терезе вручили в 1973 году – за шесть лет до того, как ее служение отметил Нобелевский комитет, наградив ее Премией мира.

Мать Тереза Фото с сайта encyclopedia.christian.by

Спустя год лауреатом стал другой всемирно известный деятель – брат Роже (Роже Шютц), основатель экуменической общины Тэзе во Франции. Во время войны эта община помогала сиротам, беженцам и скрывавшимся от нацистов евреям. После окончания немецкой оккупации она стала крупнейшим в Европе центром паломничества молодых христиан, которые проводят в Тэзе время в молитвах и общении на евангельские темы.

В 1975 году учредители премии отдали должное заслугам экс-президента Индии доктора Сарвепалли Радхакришнана, последовательно выступавшего за прекращение индо-пакистанского конфликта. В заключении жюри отмечалось, что работы Радхакришнана смогли «передать универсальную реальность Бога, дающего любовь и мудрость всем людям». Тем самым учредители подтвердили свое заявление о том, что Темплтоновской премии могут удостоиться люди всех национальностей и религий.

В последующие годы члены жюри старались в равной степени распределять награды между представителями духовенства, общественными деятелями и учеными. Среди религиозных деятелей, получивших Темплтоновскую премию, выделяются служитель баптистской церкви доктор Билли Грэм (1982), который на протяжении многих десятилетий был духовным советником американских президентов и прославился своими радио- и телепроповедями, собиравшими аудитории в сотни миллионов человек; британский протестантский богослов Томас Торранс (1978), который не только был активным участником диалога церквей, но и одним из первых попытался проповедовать слово Божье, используя научную аргументацию; доктор Уильям Брайт (1996), американский священник, основавший молодежное движение «Кампус», активисты которого из числа студентов передавали евангельские истины своим однокашникам в студенческих городках; а также лорд Джордж Маклеод (1989), основатель христианской экуменической общины на шотландском острове Ионы.

В разные годы приз получали лидер японских буддистов Никкио Нивано (1979), основатель Всемирного мусульманского конгресса доктор Инамулла Хан (1988), главный раввин Великобритании барон Иммануэль Якобовиц (1991), священник пресвитерианской церкви в Корее Кьюн-Чик Хан (1992), англиканский архиепископ Кейптаунский Туту Десмонд (2013) и другие.

Среди общественных деятелей, удостоившихся награды от Фонда Темплтона, немало звучных имен. Одну из первых наград получила Кьяра Любич (1977) – основательница католического движения «Фоколаре», члены которого помогают людям, живущим за чертой бедности. Инициатор оказания паллиативной помощи тяжело больным людям и создатель хосписов дама Сисили Сондерс была награждена в 1981 году. В 1990 году в Букингемском дворце чествовали адвоката Баба Амте, оставившего сытую и комфортную жизнь в мегаполисе ради того, чтобы стать основателем лепрозориев в индийской глубинке, а три года спустя – Чарльза Колсона, чиновника администрации президента США Ричарда Никсона. В силу служебных обязанностей он познакомился с условиями жизни заключенных в американских тюрьмах, после чего основал «Тюремное братство» – крупнейшую в Соединенных Штатах христианскую благотворительную организацию в помощь заключенным. Награды также удостаивались основатель Кестонского института Майкл Бурдо (1984), дипломат Майкл Новак (1994), филантроп Зигмунд Штернберг (1998) и другие.

Самым известным ученым, получившим Темплтоновскую премию, стал в 1989 году немецкий физик и философ Карл Фридрих фон Вайцзеккер. Еще до Второй мировой войны он открыл полуэмпирическую формулу для энергии связи атомного ядра и долгие годы занимался «чистой» наукой. Однако с годами область его научных интересов сместилась в сторону метафизики и философских вопросов. Жюри Темплтоновской премии обратило внимание на то, как ему удалось примирить религию и естественнонаучное мышление.

В 2007 году лауреатом стал канадский философ Чарльз Тейлор, автор многочисленных работ по политической и социальной философии. Тейлор убежден, что преодолеть насилие и фанатизм можно только действуя одновременно в двух плоскостях – светской и духовной. Сосредоточение только на общественной стороне вопроса приводит к искажениям, которые не позволяют искоренить эту проблему целиком.

Престиж Темплтоновской премии в научном мире еще более повысился после того, как ее получили физики Фримен Дайсон (2000) и Чарльз Таунс (2005), английский профессор математики Джон Бэрроу (2006) и другие известные деятели науки.

Многие лауреаты отличились одновременно на нескольких поприщах. Так, биолог и философ Франсиско Хосе Айяла, получивший премию в 2010 году за исследования в области эволюции микроорганизмов и эволюционной генетики, в прошлом был католическим священником. В своих лекциях и монографиях он поднимает вопрос о соотношении веры в Бога с научными знаниями. Эти два мира не противоречат друг другу, убежден ученый. Польский священник Михаль Геллер (2008) был удостоен награды за исследования в области теоретической физики, которые «расширили метафизические горизонты науки» и стали новым словом в изучении происхождения вселенной. Биолог Алистер Харди (2005) был ко всему прочему создателем исследовательского опытного религиозного центра в Оксфорде. На пересечении богословия и естественных наук оказались интересы физика и теолога Джона Полкинхорна (2002) и президента Международного общества за религию и науку Джорджа Эллиса (2004).

Самым известным лауреатом последних лет стал Далай-Лама XIV (Тэнцзин Гьямцхо, 2012). Для Фонда Темплтона открытость духовного лидера тибетского буддизма к диалогу с последователями других религий стала «неповторимым всемирным голосом универсальной этики, гармонии и отказа от насилия». Учредители также отметили оказываемую Далай-Ламой всемерную поддержку научных изысканий, направленных на решение глобальных проблем человечества.

Единственным нашим соотечественником, удостоившимся премии Темплтона, стал Александр Исаевич Солженицын. Он получил награду в 1983 году за то, что «своими книгами вдохнул новую жизнь в православную традицию и свидетельствовал о глубокой духовности».

Александр Исаевич Солженицын Фото с сайта chtoby-pomnili.com

В Фонде Темплтона говорят о том, что всех лауреатов за более чем 40-летнюю историю премии объединяло то, что они «искали мудрости и, сознавая ограниченность человеческих возможностей, все же прокладывали путь вперед своими идеями и поступками».

В нынешнем году премия достанется канадскому педагогу и общественному деятелю Жану Ванье. Он известен как основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», которая оказывает помощь людям с проблемами умственного развития. Метод Ванье заключается в создании общин, в которых на равных живут и работают люди с интеллектуальными расстройствами и без таковых.

Ванье родился в 1928 году в католической семье. В 1964 году он поселился в небольшом домике в окрестностях Парижа, предложив разделить с ним стол и кров двум умственно отсталым мужчинам. Так зародилась община «Ковчег». Со временем у Ванье появились соратники и последователи, которые стали обустраивать подобные общины. Сегодня по всему миру действует 147 «ковчегов». Ванье также основал сеть общин «Вера и Свет», призванных поддержать родителей, воспитывающих детей с умственными отклонениями.

Фото с сайта blagovest-info.ru

***
Концепция премии, примиряющей науку и религию, кажется многим скептикам абсурдной. Один из самых известных критиков религии, британский биолог Ричард Докинз, писал о том, что Темплтоновская премия – это солидный денежный куш, который «обычно вручается ученому, готовому сказать что-нибудь приятное о религии». Американский физик Шон Кэррол осуждал своих коллег за то, что они принимают подачки от Фонда Темплтона, не разделяя верований основателя премии. А нобелевский лауреат по физике 1999 года Мартинус Велтман едко подметил, что премия «служит мостом между здравым смыслом и бессмыслицей».

Тем не менее престижная награда, практически неизвестная в России, во всем остальном мире вызывает всеобщий почет и уважение. Она высоко котируется не только в гуманитарной среде, но и в мире точных наук. Наряду с Нобелевской премией присуждение награды, учрежденной Джоном Темплтоном, сегодня является свидетельством наивысшего признания заслуг лауреата перед человечеством.