«И не думай, что на тебя взвалили больше, чем ты можешь вынести»
– Расскажите немного о создании мультфильма по стихотворению Иосифа Бродского, которое часто называют по первой строчке «В Рождество все немного волхвы».
– Работалось очень комфортно, ведь режиссер мультфильма Алексей Игнатов – сам очень классный художник. У меня была хорошая подмога в виде молодых талантливых художниц Ани Мальцевой и Софьи Игнатовой. И мы в шесть рук стремительно это кино сделали. Еще очень здорово, что в мультфильме главный герой идет по Санкт-Петербургу. Это знаковый для нас всех город и он присутствует в фонах как полноправный участник. И это важный город для самого Бродского.
– Фестиваль «Звезда Рождества» всех зовет отмечать Святки и 14 января в Амбер Плазе пройдет мультпоказ «Родное Рождество». В программе ваш мультфильм «Выбор креста» по стихотворению Жуковского. На какую аудиторию он рассчитан?
– Скорее, на людей с некоторым жизненным опытом. Хотя тема детско-родительских отношений всем понятна: тяготы воспитания, бытовые проблемы. Дети тоже эту проблему считывают. Но после фестивалей взрослые часто подходили и говорили: «Спасибо, это наша история». И мы хотели показать эту историю через отца, которому нужно заниматься дочкой, отвлекаясь от своих великих творческих задач.
– Про что для вас эта история?
–Про меня. Нам хотелось донести до зрителя мысль, что самое главное в жизни человека – это его ребенок. Я тоже совмещала работу и воспитание сына. Еще этот фильм про то, что не надо жаловаться. Ты сейчас находишься там, где должен быть. И не думай, что на тебя взвалили больше, чем ты можешь вынести. Все дается по силам, и надо быть благодарным за жизнь, видеть великую радость в том, что у тебя есть. Если в жизни присутствуют трудности, не надо сетовать – это Господь разговаривает с тобой на своем языке, умей это услышать.
– Трудно ли делать мультфильм по стихотворению?
– С одной стороны, легко, потому что сюжет уже есть и ты раскладываешь его на таймлайн. С другой стороны, плохо смотрится, когда аниматор стихотворение просто иллюстрирует, должен быть некий контрапункт. Стихотворение – первоначальная и единая идея, но в самом мультфильме может показываться что-то совершенно другое. Например, тебе говорят про ангелов, а ты видишь дворников, метущих улицу – это уже интереснее. Поэтому когда делаешь мультфильм на стихи, надо максимально уйти от иллюстрации звучащего текста. Но так, чтобы смыслово стихотворение и картинка поддерживали друг друга.
– Для творческого человека это вызов и интересная задача.
– Любое кино – вызов, потому что это большая многомесячная работа. Анимация занимает гораздо больше времени, чем игровое кино, у нас нет возможности снимать дубли или использовать актерскую импровизацию. Мы должны спланировать все до производства и двигаться строго по плану. Хороший аниматор в день делает около двух секунд анимации, это 25-50 кадров. Если в игровом кино актер записывает черновой звук на площадке, а потом бывает дозапись, то мы делаем озвучание еще до начала производства.
Приглашаем актера в студию и он должен сыграть голосом то, чего еще нет. Режиссер ставит задачу, объясняет, что происходит в сцене, какая нужна интонация и настроение. Актер должен сыграть это состояние звуком, и только потом его реплика идет аниматору – тому самому рисующему актеру, который уже работает с этим звуком.
– В этом мультфильме рассказана христианская история. Почему такой выбор? В вашей жизни вера какое место занимает?
– Я верующий человек. Вера для меня – это то, что очень важно и ценно. Когда мне было 16 лет, мои верующие друзья привели меня в храм в подмосковной деревне Морозовка и покрестили. Друг детства стал моим крестным отцом, сейчас он батюшка. Храму тогда вернули статус после того, как он много лет был Домом культуры. И в этом ДК мы до этого много лет подряд выступали с школьными концертами. И вдруг он стал храмом.
Среди крестившихся вместе со мной был очень разновозрастный народ – и люди 40-50 лет, и младенцы. Сцену уже демонтировали, стулья вынесли, но на стенах храма еще сохранилась зеленая клубная краска. Это было странное чувство: видеть, как сквозь клуб проступил старый-престарый храм. Сейчас Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в усадьбе «Льялово-Морозовка», конечно, отреставрирована и выглядит очень величественно.
«Для советского ребенка, выросшего на белочках, это был шок»
– В какой момент и по каким признакам вы понимаете, что мультфильм получился и что он хороший?
– Мы собираем раскадровку во временную линейку, подбираем звук, делаем первые проходы. Все процессы идут очень поступательно. И в какой-то момент, когда ты видишь очередной черновик, внутри вдруг щелкает: «Все, сложилось!» И ты понимаешь, что дальше – только шлифовка и доделывание, причесывание и наведение красоты. Знаете, как художник рисует картину: делает эскиз, накидывает краску и уже видит, что будет дальше, хотя этого еще нет. С фильмом то же самое: ты видишь структуру, соединенную в монтаже и понимаешь, что история уже есть.
– А вам какие мультфильмы нравятся? Есть любимые из детства?
– «Тайна третьей планеты». И мне повезло оказаться на студии «Анимос», руководителем которой была Наталья Орлова, художник-постановщик этого советского мультфильма. Я почти каждый день работала с живой легендой. Второе яркое детское впечатление – черно-белая лента Уолта Диснея 1929 года «Танец скелетов». Тогда были в Домах Культуры кинолектории для детей, и в рамках одного из них нам включили этот мультфильм. Для советского ребенка, выросшего на белочках, зайчиках и пионерах, это был шок. Эта пятиминутка во многом меня определила.
– Вы – один из режиссеров бестселлера «Маша и Медведя». Когда вы учились, могли представить, что станете одним из создателей сериала, слава которого выйдет за рамки страны?
– Конечно, нет. Первую серию мультфильма я увидела в 2009 году, когда он только вышел на экраны. И сразу подумала: «Вот бы на таком проекте поработать». В 2013 году Олег Кузовков, создатель «Маши и Медведя» увидел мой дебютный авторский фильм «Зенитная прогулка» по стихотворению Зинаиды Гиппиус. Ему понравилась главная героиня, чей характер перекликается с характером Маши. Так я попала на этот замечательный проект, работала в классном коллективе, что много дало мне для профессионального роста.
Я пришла в новую для себя технологию – 3D. После 2D-анимации это был непростой опыт, потому что технология совершенно другая, ближе к кукольной анимации: есть объемная локация, в ней живут объемные персонажи, ты работаешь и камерой. К этому надо было привыкнуть. Как режиссера меня, конечно, греет количество просмотров. У одной из моих серий, «Двое на одного», их больше 500 миллионов. Когда видишь такую цифру, понимаешь, что не зря 8 месяцев занималась одной серией.
«Важно делать шаг наружу из своей жизни»
– Наталья, многие зрители знают, кто такой режиссер кино. А что делает режиссер мультфильма?
– Как и в кино – отвечает за все. Успех – заслуга режиссера, в неудачах тоже виноват режиссер. На входе мы работаем с идеей и сценарием, а на выходе получаем готовый мультфильм с анимацией, эффектами, звуком, музыкой и актерским озвучанием. Режиссер анимации работает не с живыми актерами, а с нарисованными персонажами, за которых отвечают аниматоры. По сути, аниматоры – это рисующие актеры. Анимация – всегда коллективный труд.
Конечно, есть режиссеры, которые сами проходят полный цикл: анимируют, красят, ставят свет, иногда пишут музыку, сами озвучивают персонажей или подбирают шумы, занимаются постпродакшном. Но обычно анимация – работа большого коллектива, особенно если это полнометражный проект. Отдельные люди выполняют свои задачи: одни делает персонажей, другие рисуют фон – город, комнату, другое пространство; третьи занимаются освещением.
Режиссер должен все процессы координировать, чтобы получился единый стиль, чтобы все работало на идею фильма и не противоречило друг другу, чтобы злодей был злодеем, а положительный персонаж – положительным, чтобы у главного героя были свои слабости, тогда он будет интересен. Режиссер отвечает за единый ансамбль, потому что разные отделы без внешней координации слаженно работать не смогут.
– А как вы стали режиссером?
– Начинала, конечно, как аниматор. Когда я училась в колледже анимации, к нам пришла мастер Ольга Ивановна Орлова. Мой любимый персонаж, которого она анимировала, – Вовка в Тридевятом царстве. Ольга Ивановна посмотрела на нашу группу из 30 счастливых человек и сказала: «Только трое из вас станут аниматорами».
Студенты начали спорить: «Мы все такие талантливые и хотим творить!» Орлова чуть ошиблась: в профессии остались все-таки пять человек. Анимация – очень кропотливый труд, который занимает серьезное жизненное пространство. Это искусство, которому можно научиться только на собственном опыте. Но чем больше анимируешь, тем лучше чувствуешь пластику, движение, вес, актерскую игру.
– Спустя какое-то время появилась потребность в крупных формах и вы перешли в режиссуру? Что вам нравится в этой профессии?
– Да, захотелось контролировать не только свою сцену или эпизод, а весь проект. Но конечно к этому я пришла спустя десять лет работы аниматором. Режиссер – профессия середины жизни. Чтобы стать режиссёром, надо иметь некоторый жизненный багаж. Мне нравится, что ты можешь практически из ничего сотворить историю.
– Фестиваль «Звезда Рождества» – благотворительный. Для вас как для художника что важнее в таком событии: эстетическое высказывание или реальная помощь, которую оно приносит людям?
– Это не исключающие друг друга истории. Я также планирую поучаствовать на ярмарке со своими картинами. Мне кажется важным, чтобы люди иногда выходили за рамки своего круга и видели чужую боль. Так рождается понимание, что твое благополучие в любой момент может внезапно прерваться и тебе самому тоже понадобится помощь. А помощи неоткуда будет взяться, если все вокруг будут заняты только своими внутренними делами. Поэтому очень важно делать шаг наружу из своей жизни. Стараюсь по возможности участвовать в благотворительных мероприятиях. Надо помогать.
