Православный портал о благотворительности

«Тебе говорят про ангелов, а ты видишь дворников»: Наталья Мальгина о мультфильмах, благотворительности и фестивале «Звезда Рождества»

В воскресенье, 28 декабря 2025 года, в Москве впервые покажут мультфильм по стихотворению Бродского «24 декабря 1971 года». Мы поговорили с художником-постановщиком мультфильма Натальей Мальгиной о том, как он создавался, какую роль в ее профессиональной судьбе сыграл мультсериал «Маша и Медведь» и почему работать по стихотворению аниматору и легко, и трудно

Алена БОГАТЫХ, Павел СМЕРТИН (фото), редактор Юлия КАРПУХИНА
Портрет молодой женщины на фоне храма в Москве
Режиссер Наталья Мальгина

«И не думай, что на тебя взвалили больше, чем ты можешь вынести»

– Расскажите немного о создании мультфильма по стихотворению Иосифа Бродского, которое часто называют по первой строчке «В Рождество все немного волхвы».
– Работалось очень комфортно, ведь режиссер мультфильма Алексей Игнатов – сам очень классный художник. У меня была хорошая подмога в виде молодых талантливых художниц Ани Мальцевой и Софьи Игнатовой. И мы в шесть рук стремительно это кино сделали. Еще очень здорово, что в мультфильме главный герой идет по Санкт-Петербургу. Это знаковый для нас всех город и он присутствует в фонах как полноправный участник. И это важный город для самого Бродского.

Кадр из мультфильма «В Рождество все немного волхвы»

– Фестиваль «Звезда Рождества» всех зовет отмечать Святки и 14 января в Амбер Плазе пройдет мультпоказ «Родное Рождество». В программе ваш мультфильм «Выбор креста» по стихотворению Жуковского. На какую аудиторию он рассчитан?

– Скорее, на людей с некоторым жизненным опытом. Хотя тема детско-родительских отношений всем понятна: тяготы воспитания, бытовые проблемы. Дети тоже эту проблему считывают. Но после фестивалей взрослые часто подходили и говорили: «Спасибо, это наша история». И мы хотели показать эту историю через отца, которому нужно заниматься дочкой, отвлекаясь от своих великих творческих задач.

– Про что для вас эта история?

–Про меня. Нам хотелось донести до зрителя мысль, что самое главное в жизни человека – это его ребенок. Я тоже совмещала работу и воспитание сына. Еще этот фильм про то, что не надо жаловаться. Ты сейчас находишься там, где должен быть. И не думай, что на тебя взвалили больше, чем ты можешь вынести. Все дается по силам, и надо быть благодарным за жизнь, видеть великую радость в том, что у тебя есть. Если в жизни присутствуют трудности, не надо сетовать – это Господь разговаривает с тобой на своем языке, умей это услышать.

– Трудно ли делать мультфильм по стихотворению?

– С одной стороны, легко, потому что сюжет уже есть и ты раскладываешь его на таймлайн. С другой стороны, плохо смотрится, когда аниматор стихотворение просто иллюстрирует, должен быть некий контрапункт. Стихотворение – первоначальная и единая идея, но в самом мультфильме может показываться что-то совершенно другое. Например, тебе говорят про ангелов, а ты видишь дворников, метущих улицу – это уже интереснее. Поэтому когда делаешь мультфильм на стихи, надо максимально уйти от иллюстрации звучащего текста. Но так, чтобы смыслово стихотворение и картинка поддерживали друг друга.

Кадр из мультфильма «Выбор креста», режиссер – Наталья Мальгина

– Для творческого человека это вызов и интересная задача.

– Любое кино – вызов, потому что это большая многомесячная работа. Анимация занимает гораздо больше времени, чем игровое кино, у нас нет возможности снимать дубли или использовать актерскую импровизацию. Мы должны спланировать все до производства и двигаться строго по плану. Хороший аниматор в день делает около двух секунд анимации, это 25-50 кадров. Если в игровом кино актер записывает черновой звук на площадке, а потом бывает дозапись, то мы делаем озвучание еще до начала производства.

Приглашаем актера в студию и он должен сыграть голосом то, чего еще нет. Режиссер ставит задачу, объясняет, что происходит в сцене, какая нужна интонация и настроение. Актер должен сыграть это состояние звуком, и только потом его реплика идет аниматору – тому самому рисующему актеру, который уже работает с этим звуком.

– В этом мультфильме рассказана христианская история. Почему такой выбор? В вашей жизни вера какое место занимает?

– Я верующий человек. Вера для меня – это то, что очень важно и ценно. Когда мне было 16 лет, мои верующие друзья привели меня в храм в подмосковной деревне Морозовка и покрестили. Друг детства стал моим крестным отцом, сейчас он батюшка. Храму тогда вернули статус после того, как он много лет был Домом культуры. И в этом ДК мы до этого много лет подряд выступали с школьными концертами. И вдруг он стал храмом.

Среди крестившихся вместе со мной был очень разновозрастный народ – и люди 40-50 лет, и младенцы. Сцену уже демонтировали, стулья вынесли, но на стенах храма еще сохранилась зеленая клубная краска. Это было странное чувство: видеть, как сквозь клуб проступил старый-престарый храм. Сейчас Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в усадьбе «Льялово-Морозовка», конечно, отреставрирована и выглядит очень величественно.

«Для советского ребенка, выросшего на белочках, это был шок»

Кадр из мультфильма «Выбор креста», режиссер – Наталья Мальгина

– В какой момент и по каким признакам вы понимаете, что мультфильм получился и что он хороший?

– Мы собираем раскадровку во временную линейку, подбираем звук, делаем первые проходы. Все процессы идут очень поступательно. И в какой-то момент, когда ты видишь очередной черновик, внутри вдруг щелкает: «Все, сложилось!» И ты понимаешь, что дальше – только шлифовка и доделывание, причесывание и наведение красоты. Знаете, как художник рисует картину: делает эскиз, накидывает краску и уже видит, что будет дальше, хотя этого еще нет. С фильмом то же самое: ты видишь структуру, соединенную в монтаже и понимаешь, что история уже есть.

– А вам какие мультфильмы нравятся? Есть любимые из детства?

– «Тайна третьей планеты». И мне повезло оказаться на студии «Анимос», руководителем которой была Наталья Орлова, художник-постановщик этого советского мультфильма. Я почти каждый день работала с живой легендой. Второе яркое детское впечатление – черно-белая лента Уолта Диснея 1929 года «Танец скелетов». Тогда были в Домах Культуры кинолектории для детей, и в рамках одного из них нам включили этот мультфильм. Для советского ребенка, выросшего на белочках, зайчиках и пионерах, это был шок. Эта пятиминутка во многом меня определила.

Кадр из мультфильма «Тайна третьей планеты», художник-постановщик Наталья Орлова, 1981, «Союзмультфильм»

– Вы – один из режиссеров бестселлера «Маша и Медведя». Когда вы учились, могли представить, что станете одним из создателей сериала, слава которого выйдет за рамки страны?

– Конечно, нет. Первую серию мультфильма я увидела в 2009 году, когда он только вышел на экраны. И сразу подумала: «Вот бы на таком проекте поработать». В 2013 году Олег Кузовков, создатель «Маши и Медведя» увидел мой дебютный авторский фильм «Зенитная прогулка» по стихотворению Зинаиды Гиппиус. Ему понравилась главная героиня, чей характер перекликается с характером Маши. Так я попала на этот замечательный проект, работала в классном коллективе, что много дало мне для профессионального роста.

Я пришла в новую для себя технологию – 3D. После 2D-анимации это был непростой опыт, потому что технология совершенно другая, ближе к кукольной анимации: есть объемная локация, в ней живут объемные персонажи, ты работаешь и камерой. К этому надо было привыкнуть. Как режиссера меня, конечно, греет количество просмотров. У одной из моих серий, «Двое на одного», их больше 500 миллионов. Когда видишь такую цифру, понимаешь, что не зря 8 месяцев занималась одной серией.

«Важно делать шаг наружу из своей жизни»

Наталья Мальгина на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля «Звезда Рождества»

– Наталья, многие зрители знают, кто такой режиссер кино. А что делает режиссер мультфильма?

– Как и в кино – отвечает за все. Успех – заслуга режиссера, в неудачах тоже виноват режиссер. На входе мы работаем с идеей и сценарием, а на выходе получаем готовый мультфильм с анимацией, эффектами, звуком, музыкой и актерским озвучанием. Режиссер анимации работает не с живыми актерами, а с нарисованными персонажами, за которых отвечают аниматоры. По сути, аниматоры – это рисующие актеры. Анимация – всегда коллективный труд.

Конечно, есть режиссеры, которые сами проходят полный цикл: анимируют, красят, ставят свет, иногда пишут музыку, сами озвучивают персонажей или подбирают шумы, занимаются постпродакшном. Но обычно анимация – работа большого коллектива, особенно если это полнометражный проект. Отдельные люди выполняют свои задачи: одни делает персонажей, другие рисуют фон – город, комнату, другое пространство; третьи занимаются освещением.

Режиссер должен все процессы координировать, чтобы получился единый стиль, чтобы все работало на идею фильма и не противоречило друг другу, чтобы злодей был злодеем, а положительный персонаж – положительным, чтобы у главного героя были свои слабости, тогда он будет интересен. Режиссер отвечает за единый ансамбль, потому что разные отделы без внешней координации слаженно работать не смогут.

– А как вы стали режиссером?

– Начинала, конечно, как аниматор. Когда я училась в колледже анимации, к нам пришла мастер Ольга Ивановна Орлова. Мой любимый персонаж, которого она анимировала, – Вовка в Тридевятом царстве. Ольга Ивановна посмотрела на нашу группу из 30 счастливых человек и сказала: «Только трое из вас станут аниматорами».

Студенты начали спорить: «Мы все такие талантливые и хотим творить!» Орлова чуть ошиблась: в профессии остались все-таки пять человек. Анимация – очень кропотливый труд, который занимает серьезное жизненное пространство. Это искусство, которому можно научиться только на собственном опыте. Но чем больше анимируешь, тем лучше чувствуешь пластику, движение, вес, актерскую игру.

Спустя какое-то время появилась потребность в крупных формах и вы перешли в режиссуру? Что вам нравится в этой профессии?

– Да, захотелось контролировать не только свою сцену или эпизод, а весь проект. Но конечно к этому я пришла спустя десять лет работы аниматором. Режиссер – профессия середины жизни. Чтобы стать режиссёром, надо иметь некоторый жизненный багаж. Мне нравится, что ты можешь практически из ничего сотворить историю.

Фестиваль «Звезда Рождества» – благотворительный. Для вас как для художника что важнее в таком событии: эстетическое высказывание или реальная помощь, которую оно приносит людям?

– Это не исключающие друг друга истории. Я также планирую поучаствовать на ярмарке со своими картинами. Мне кажется важным, чтобы люди иногда выходили за рамки своего круга и видели чужую боль. Так рождается понимание, что твое благополучие в любой момент может внезапно прерваться и тебе самому тоже понадобится помощь. А помощи неоткуда будет взяться, если все вокруг будут заняты только своими внутренними делами. Поэтому очень важно делать шаг наружу из своей жизни. Стараюсь по возможности участвовать в благотворительных мероприятиях. Надо помогать.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version