Папа ребенка с синдромом Дауна Александр Семин не нашел ответов на свои вопросы в интернете. И решил сделать свой сайт, на котором ответы можно найти. Встречайте «Сёминары»

20151009122155

Александр Сёмин с сыном Семёном. Фото с сайта instagram.com

Каждому ребенку нужно освоить самые простые навыки – счет, чтение, письмо. На помощь родителям приходят педагоги. А если специалистов нет? Для детей с синдромом Дауна дело обстоит именно так. В России существует один-единственный профильный фонд «Даунсайд Ап», где умеют учить солнечных детей. Но беда в том, что таких специалистов очень мало. В регионах учить солнечных детей не умеют вовсе. Родителям некуда обратиться.

Исправить ситуацию решил режиссер и креатор Александр Сёмин, папа Семена, возможно, самого известного в России мальчика с синдромом Дауна. Он создал сайт с простыми и доступными видеоуроками для солнечных детей, который называется «Сёминары». О нем Александр рассказал нашему корреспонденту.

Охота за специалистом

— «Сёминары» – первый сайт такого рода. Ничего подобного в России еще не было. К тому же и квалифицированных педагогов очень мало. За одним специалистом в Москве охотится вся Россия. И если в доступе его нет, – а в регионах дело обстоит именно так, – то лучше заниматься по видеоурокам, чем совсем ничего не делать.

Мы взяли в помощники Семиных друзей, детей с синдром Дауна. Сейчас, на начальном этапе мы запустили ролики для детей Семиного возраста. Проект развивается, и мы надеемся, что со временем наш проект превратится в полноценный методический портал по развитию детей с синдромом Дауна всех возрастов.

Среди специалистов, которых мы снимаем в роликах, есть и моя мама, бабушка Семы. Когда Семен родился, мама сразу пошла учиться. Она закончила курсы при «Даунсайд-ап», потому что общих знаний по дефектологии и логопедии в этой теме недостаточно.

Ничего невероятного в занятиях на нашем сайте нет. Невероятным это кажется тем, кто не знает. А мы показали, что, к примеру, можно из картона нарезать кружочки и выполнять упражнения, повторяя за педагогом на экране.

Всегда есть соблазн дать ребенку в руки планшет и заняться своими делами, а потом гадать, отчего он так плохо развивается. А можно выделить немного времени и начать заниматься с ребенком самому, не дожидаясь пока в городе появятся обученные педагоги.

У многих родителей солнечных детей – информационный голод. Он и у меня есть как у папы. Я хочу заниматься со своим сыном. Как мне это делать? Искать и читать методические пособия – долго и непродуктивно. Возможность приехать в «Даунсайд-ап» и позаниматься со специалистом есть не у всех.

Нужна самая простая наглядная и понятная информация. Я бы хотел зайти на какой-то сайт, набрать в поисковике «развитие мелкой моторики» и посмотреть, какие на эту тему есть упражнения. Хочется, чтобы мне об этом рассказали так, чтобы я смог повторить это со своим ребенком, сидя на кухне или в очереди в поликлинику. Но такого сайта не было. Пришлось его создать.

Профессиональная работа над контентом

Специально для «Сёминаров» я создал компанию-продакшн. Позвал своих знакомых, которые занимаются видеосъемкой. Мы регулярно снимаем занятия у себя дома (для этого пришлось освободить комнату) и строим мобильную студию в фонде «Даунсайд-ап». На проекте работает продюсер Татьяна Рубина, которая договаривается с педагогами, проговаривает ход занятий. Это целый производственный процесс.

По сути мы создаем инструкции для родителей, но в качестве контента выступают не домашние ролики сомнительного качества, когда ты не понимаешь, что происходит и ничего не слышно, а профессионально сделанные видеоуроки. В роликах подробно описывается весь ход занятия, необходимые условия для него, есть возможность следить за крупными планами.

Сейчас все делается на мои личные средства. Пока подобные проекты – удел частных инициатив. На сайте есть опция «Помочь проекту» – посмотрим, как она заработает. Но мы не делаем на этом акцент. Думаю, что в дальнейшем мы будем выпускать сувенирную продукцию, средства с продаж которой пойдут на эти съемки и в фонд «Даунсайд Ап».

Количество «Сёминаров» и специалистов, принимающих в них участие, будет увеличиваться. Уже работаем над мобильным приложением.

Изменить отношение к солнечным детям

Наш Сема не родился сразу с каким-то невероятным IQ. Он – самый типичный солнечный ребенок. И он развивается как ребенок, с которым занимаются.

Перед родами врачи сказали нам, что дети с синдромом Дауна – самые несоциализированные. Сема с его популярностью – хороший ответ на это.

Посмотрите, как «несоциализированный» ребенок стал другом для огромного количества людей.

Если с ребенком начать занятия хотя бы с 2-3 лет, результаты обязательно будут. Дети, с которыми начали заниматься позже, нуждаются в усиленных занятиях, к ним понадобится более терпеливый подход.

Такая наука никогда до этого у нас в стране не была предметом публичной повестки дня, никогда не была предметом для разговоров. Раньше инвалидов у нас якобы не было, потому что они жили в интернатах.

Важная составляющая проекта – это настроение, в котором все это делается. Наши занятия наполнены светом и позитивом, все по-детски просто. Это не воспринимается как работа с бедой, мы не развиваем детей «с тяжелыми нарушениями», а радуемся вместе с ними. Белый фон, музыка – все делается для того, чтобы показать, что учиться приятно и радостно.

Поменять отношение людей к синдрому Дауна можно, только показав на своем примере, как ты любишь такого человека. А любишь – значит что-то делаешь, других способов нет!

Наша страничка в инстаграме, дает людям возможность войти в наш дом, видеть, как растет наш ребенок, как он играет и учится. И люди убеждаются в том, что никакого ужаса и беды в солнечных детях нет, а есть много радости и света. Самые прекрасные моменты нашей жизни, когда Сема встречается с детишками, которые остались живы благодаря его страничке в инстаграмме.

Сема меняет отношение к теме, потому что показывает свою жизнь в предлагаемых обстоятельствах. И «Сёминары» – не учебник, не энциклопедия, не научный сайт. Это – светлые и полезные советы для родителей, которые любят без условий.

Что такое «Сёминары?»

На сайте размещены видеролики, каждый из них представляет собой небольшой урок. Видеоуроки охватывают весь спектр развивающих занятий, а поисковик позволяет искать уроки по конкретной теме:

– крупная моторика,

– мелкая моторика,

– речь и общение

– познавательная деятельность и т.п.

Тем, кто не имеет конкретного запроса, поможет рубрикатор.

Кто ведет уроки?

Партнер проекта – фонд «Даунсайд Ап». Занятия ведут специалисты фонда, педагоги, имеющие большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна, которые занимаются по этим методикам постоянно.

Для кого?

– Для родителей детей с синдромом Дауна, которые по той или иной причине не могут воспользоваться услугами профильных специалистов.

– Для родителей обычных детей, которые хотят заниматься развитием своего ребенка.

– Для педагогов-дефектологов, которые хотят получить дополнительные знания о том, как обучать людей с синдромом Дауна.

Как пользоваться?

Прежде чем начать заниматься с ребенком, родители сами смотрят ролик: его можно поставить на паузу, чтобы рассмотреть что-то важное, пересмотреть какой-то фрагмент несколько раз. К роликам прилагаются инструкции. Методические материалы для занятий легко сделать самим.