Бедный малыш Янис
В детстве Янис пас овец. А еще на всю жизнь остались в памяти владыки воспоминания о том, как он молился вместе со своей семьей. Так начинался каждый их день: все собирались в одной комнате, отец читал главу из Нового Завета, потом дети читали вслух и пели молитвы.
Янис отличался крепким здоровьем и выносливостью. Часто любил о чем-нибудь помечтать, обдумать. Оказался способным к учению, и в 9 лет мальчика из небогатой семьи, не учившегося в начальной школе, зачислили в училище. Учителя сразу обратили внимание на его способности, а священник советовал семинарию.
Человек железной воли
В 1900-м году 24-летний выпускник Рижской духовной семинарии Иван Поммер был принят в Киевскую духовную академию. Именно там пришло решение принять монашество, и Иван пишет письмо Иоанну Кронштадтскому. Тот дает свое благословение.
С 1907 по 1912 год архимандрит Иоанн – настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря, а также ректор Виленской духовной семинарии. О нем говорят как о человеке железной воли, блестящих организаторских способностей, который может поднять любое дело. Вскоре архимандрита Иоанна посвящают в епископы.
«Вставили Маркса в переплет Евангелия»
С 1917 года святитель Иоанн служил в Тверской епархии, где до него пытались захватить храмы обновленцы. Святитель Иоанн говорит о них так: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться».
Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Здесь – воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там – сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».
Православие в Латвии
В революционные годы Латвийская Православная Церковь переживала гонения от советской власти. За время Первой мировой войны и революции была закрыта Рижская духовная семинария. Когда Латвия стала независимой, уже национальные латвийские власти не хотели, чтобы Православная церковь оставалась епархией Русской Православной Церкви. На архиерейской кафедре не было правящего епископа.
Православные храмы Латвии грабили, везде были разрушены иконостасы, выброшенные в мусор распятия… Даже жесть, покрывающую церковные купола, содрали для ремонтных работ государственных учреждений. В Рижском кафедральном соборе планировали сделать усыпальницу национальных героев или просто его взорвать.
Тогда православные Латвии стали просить патриарха Тихона, чтобы он послал к ним «своего» – епископа Иоанна (Поммера).
Патриарх прислушался к их мнению и направил в Латвию владыку Иоанна, предоставив Латвийской православной церкви самые широкие права автономии.
Новому предстоятелю Латвийской церкви пришлось, с одной стороны, в прямом смысле слова не раз отбиваться от латвийских властей, не брезговавших устраивать на епископа нападения, с другой – отстранять настойчивые предложения Константинопольского патриархата, а позже и Карловацкого синода отделиться от Русской Православной Церкви.
Для укрепления своей гражданской позиции умный епископ Иоанн принимает решение стать депутатом Латвийского сейма и становится им, несмотря на враждебное окружение.
А у Православной Церкви в Латвии появляется статус «юридического лица», позволяющего быть охраняемой законом.
Но в своей пастырской деятельности архиепископ Иоанн (Поммер) никогда не разделял народ на русских и нерусских, православных и неправославных. Его называли своим защитником и покровителем самые бедные и несчастные люди любых вер и национальностей.
Арестанты не живут в такой яме!..
Владыка Иоанн долгое время жил в маленькой комнатке подвального помещения Кафедрального собора. В ней было небольшое окошко под потолком, выходившее к центральному бульвару, очень шумному. Стены были закопчены и покрыты плесенью.
Сюда, в сырую каморку, приходили к владыке с визитом высокие иностранные гости: эстонский, финский и английский епископы. Один из них даже расплакался, воскликнув: «Поверьте, в моем Отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!..»
Владыка называл эту комнату «своей пещерой». А когда ему начинали сочувствовать, отшучивался. И продолжал жить в своей пещере – в знак протеста против передачи прежней архиерейской резиденции католикам.
Чудеса по молитвам «блестящего администратора»
Со времени служения в Латвии владыки Иоанна дела в Церкви стали поправляться. Усилиями владыки была восстановлена Рижская духовная семинария, духовенству стали платить пенсию, государство выделило субсидии на восстановление разрушенных храмов, русские школы, библиотеки, а высшие российские учебные заведения стали обладать равными правами с другими учебными заведениями.
В 1923 году епископ Поммер выступил инициатором принятия Устава Православной Церкви в Латвии на Первом соборе Российской Православной Церкви. Документ послужил упорядочиванию церковной жизни в стране в административном и политическом плане.
Физические нагрузки, переживания и тяжелые условия жизни сказались на состоянии здоровья Латвийского архиепископа. Владыка переехал жить на дачу в Озолкалнсе у Кишозера. Отказался от всякой охраны. Святитель любил проводить свободное время в одиночестве и молитве. На даче ухаживал за садом, работал на верстаке – столярничал с детства.
Смерть в огне
Ночью 12 октября 1934 года на архиерейской даче произошел пожар. Прибывшие на место происшествия полиция и пожарные обнаружили растерзанное и обожженное тело владыки. Следствие выяснило, что он был подвергнут жестоким мучениям: его привязали к снятой с петель двери и положили на верстак, где пытали, стреляли из револьвера, после чего еще живым сожгли.
Дело убийства владыки Иоанна следствием было закрыто как «тупиковое». Уже в наше время рижский историк Сергей Мазур занялся расследованием дела святителя и нашел все материалы в Латвийском государственном архиве. Исполнителями были латышские ультранационалисты, однако, по версии Мазура, следы вели и в Великобританию, спонсирующую усиление Константинополя и его превращение в «православный Ватикан».
Этой теме Мазур посвятил статью «К вопросу о переходе Латвийской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольской патриархии (1934–1936)».
Историк делает вывод, что архиепископ Иоанн был убит потому, что противился переводу Латвийской Церкви в Константинопольский патриархат и стремился во времена большевизма сохранить Латвийскую Православную Церковь в единстве с Русской Церковью.
Другой латышский историк, Сергей Фирсов, настаивает, что дело Иоанна Поммера «так и не было раскрыто», а убийцами свт. Иоанна Поммера «могли быть кто угодно».
На похороны епископа Иоанна собралось более ста тысяч человек, которых не испугала его страшная гибель и не остановил страх возможного преследования.
Сегодня мощи священномученика Иоанна покоятся в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова, над ними выстроена часовня.
В 2006 году был утвержден Орден Латвийской Православной Церкви святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Его девиз: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20). Он стал наградой, которую получают духовные и светские лица за особые заслуги в деле укрепления Православной Церкви, за укрепление мира между народами и дела милосердия.
Вот удивительные мысли, которые оставил нам святой:
– Когда удается сделать что-либо доброе – это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее и укрепился.
– Что удаляет от Бога? Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.
– Чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.
– Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но – еще лучше.
Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека.
Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.
– Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, – отсвет Христовых страданий.
– Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.
– Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу – без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без «счета» за любовь.
– Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.
– Море житейское. Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды.
– Царствие Божие «усилием берется». Надо «зарабатывать» высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протягивая руки к Небу.
– Призвать, обратиться к Богу значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.
– Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.
– Говорить правду мало! Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне. Осознание человеком своей нищеты – первая капля этой правды.
– Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и молиться.
– Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть «добывание драгоценного» из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает «неважным». И религиозная мысль призвана отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности.
– Хорошо с Богом. Не найдется ни одного истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше все претерпеть, чем с Ним разлучиться.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.