Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Святейший Патриарх Кирилл: Приходская социальная работа есть там, где есть деятельная церковная община

Публикуем социальную часть доклада Святейшего Патриарха Кирилла, который он сделал сегодня на Епархиальном собрании г. Москвы

Большая часть доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря касалась тем социального служения. Отдельно он остановился на проблеме монастырских приютов, он затронул как педагогические, так и юридические аспекты. В отдельном разделе, касающемся социального служения, Святейший Патриарх отметил, что удалось и не удалось сделать в этом году и поставил новые задачи. Публикуем эти части доклада полностью.

Монастырское социальное служение
Важной сферой социального служения наших обителей является попечение о детских домах.

Детские дома и приюты могут быть организованы непосредственно при обителях, как это имеет место в случае Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Саввино-Сторожевского, московского Покровского, Покровского Хотькова, Стефано-Махрищского монастырей.

По состоянию на 2010 год при ставропигиальных монастырях действуют 6 детских домов, в которых проживают 244 воспитанника.

Если же при монастыре не создано детского дома или приюта, то нередко насельники такой обители принимают на себя послушание духовно опекать воспитанников и персонал близлежащих детских домов.

Монастырь, при котором имеется детский дом или приют, должен в первую очередь заботиться о духовном окормлении детей и воспитателей, о получении детьми качественного среднего, а в некоторых случаях и высшего образования. На нем также лежат обязанности по подбору персонала, обеспечению финансирования, решению хозяйственных вопросов.

В то же время монастырский детский дом или приют не может становиться интегральной частью монастыря. Он должен существовать в специфическом обособлении от него. Тем более недопустимо в процессе воспитания детей налагать на них «бремена неудобоносимые» в виде монастырских послушаний или епитимий.

Другой важной сферой социальной работы монастырей является тюремное служение. Сотрудничество с исправительными учреждениями во многих ставропигиальных обителях ныне находится на достаточно высоком уровне. В исправительных лагерях и тюрьмах устроены домовые храмы и молитвенные комнаты, где насельники и клирики из числа монастырской братии проводят регулярные богослужения, проходят беседы со священниками, организуют занятия по Закону Божию и основам православной культуры. При многих исправительных учреждениях с помощью монастырей обустраиваются библиотеки и видеотеки, насельники и насельницы ставропигиальных монастырей отвечают на поступающие из мест заключения письма, пересылают узникам одежду и продукты питания.

Что касается богаделен и домов престарелых, то необходимо признать, что эта весьма востребованная и социально значимая сфера нашего общественного служения развита в ставропигиальных монастырях достаточно слабо.

Сегодня функционирует всего 5 учреждений подобного типа, причем в некоторых из них число призреваемых не превышает 10 человек, включая сюда и престарелых насельниц.

В качестве редкого положительного примера, однако, можно привести Свято-Казанскую Амвросиевскую пустынь, в богадельне которой проживают 35 человек, а кроме того, организован благотворительный медицинский центр, обслуживающий паломников, жителей окрестных деревень и собственно насельниц обители.

О проблемах правового обеспечения деятельности монастырских приютов
В Московскую Патриархию поступают обращения настоятельниц женских монастырей по вопросу уточнения статуса детских приютов, функционирующих при их обителях. Ведь большинство таких приютов не зарегистрировано в качестве самостоятельных юридических лиц.

Вследствие этого органы опеки и попечительства предлагают либо оформлять насельниц таких монастырей в качестве опекунов или приемных родителей детей, поступающих в приюты, либо регистрировать сами эти приюты как самостоятельные юридические лица.

При этом органы опеки и попечительства ссылаются на позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, выраженную в его письме № 06-364 от 31.08.2010, согласно которому религиозные организации не имеют права непосредственно выполнять функции содержания и надзора в отношении указанных категорий детей.

Однако такая позиция Министерства не соответствует действующему законодательству, которое предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и в религиозные организации.

В связи с этим монастыри должны отстаивать принадлежащее им по закону право иметь в своей структуре детские приюты без регистрации их в качестве юридического лица.

Вместе с тем, при наличии в подобных приютах большого числа воспитанниц целесообразно регистрировать такие структуры в качестве самостоятельных юридических лиц, с закреплением всех полномочий по управлению приютами за руководителями монастырей.

За помощью в переговорах с органами опеки следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии либо в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Оформление детей под опеку насельниц допускается лишь в качестве временной меры.

Создание в монастырях приемных семей не благословляется.

Социальная деятельность
Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду.

Данным обстоятельством обусловливается то важнейшее значение, которое придают в Московском Патриархате вопросу активизации социальной работы. Ибо в первую очередь к Церкви обращено речение Господне: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).

Прежде чем рассмотреть новые вопросы социальной работы в Москве, по старой доброй традиции обратимся к тому, что удалось и что не получилось сделать в этой сфере во исполнение решений нашего предыдущего Епархиального собрания.

В Постановлении прошлогоднего Епархиального собрания подчеркивается необходимость оказывать особое внимание людям с ограниченными возможностями. Но приходится признать, что за истекший год в этой области сделано очень мало. Начать с того, что в большинстве храмов, например, нет пандусов для въезда инвалидных колясок. Проблема здесь не столько в чьей-то недоброй воле или в материальных затруднениях соответствующих приходов, сколько в сложности и продолжительности обязательных для устройства таких пандусов технических согласований с государственными органами, в частности, с «Москомнаследием».

Однако помимо этих объективных трудностей существует также проблема с отношением некоторых прислуживающих в храме матушек и прихожан к инвалидам, которые подчас являются людьми с необычной внешностью или с особенностями поведения. В частности, мамы детей-инвалидов жалуются на немилосердное отношение к ним некоторых прихожан или свечниц. Приходским священникам необходимо с отеческой твердостью вразумлять таких не по уму ретивых «христиан», но главное — личным примером показывать особое попечительное внимание Церкви к сирым и убогим, о чем и было ясно сказано в прошлогоднем Постановлении Епархиального собрания.

Между тем далеко не все задачи социальной работы возможно решить на уровне отдельного прихода. В Москве сегодня практически нет межприходских программ и инициатив, не имеется и общеепархиальных начинаний в сфере служении милосердия. Убежден, что нам следует всячески содействовать такого рода объединению усилий, которое способно дать максимальный синергийный эффект. Чрезвычайно желательно, чтобы в каждом благочинии было такое объединяющее людские и материальные ресурсы совместное социальное делание наших приходов. Два московских благочиния уже выразили намерение инициировать подобные проекты: Михайловское благочиние планирует организацию работы Центра помощи наркоманам, а Всехсвятское благочиние работает над созданием Многофункционального социального центра.

Острейшая проблема в России наших дней — алкоголизм и наркомания. Однако в Москве церковная работа по оказанию духовной помощи наркозависимым и страдающим алкоголизмом людям ведется недостаточно активно. Сегодня такая систематическая помощь оказывается двадцатью московскими приходами и монастырями. Но в масштабах Москвы этого мало. При этом у нас есть благочиния, вообще стоящие в стороне от епархиальных программ помощи алкоголикам и наркоманам. Надеюсь, что к нашей следующей ежегодной встрече в каждом московском благочинии уже будут опробованы и отработаны различные формы помощи людям, подверженным наркотической и алкогольной зависимостям.

Теперь о наших безусловных достижениях в социальной работе. Хотел бы отметить целый ряд московских приходов, настоятели которых сумели сплотить свои общины вокруг благородной идеи служения ближним. Есть уникальные храмы, при которых организовано сразу по несколько собственных церковных структур. Таков, например, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, где бок о бок трудятся такие дочерние попечительские организации, как «Родительский комитет», Центр «Жизнь», детский дом, патронажная служба. Равным образом заслуживают в этом отношении доброго упоминания храм всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, Николо-Перервенский монастырь, Новоспасский монастырь, храм во имя Петра и Павла в Ясеневе, храм во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (подворье Спасо-Преображенского монастыря), храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, стяжавший известность своим милосердным попечением о бездомных.

Уникальный опыт организации социальной деятельности накоплен в Духовно-просветительском Центре при храме «Живоносный Источник» в Царицыне. Здесь одновременно действует психологическая служба «Семейное благо», группа поддержки заключенных, бесплатная юридическая консультация, группа добровольцев, работающих с детьми, страдающих болезнью Дауна и живущих в детских домах.

Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению при непосредственном участии Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы создан Координационный центр защиты материнства. В его задачи входят оказание помощи многодетным семьям, беременным женщинам и одиноким матерям, находящимся в трудной жизненной ситуации, подготовка молодых людей к сознательному участию в Таинстве Брака, борьба с абортами, пропаганда целомудренного образа жизни.

Церковь исходит из того, что именно духовная помощь современной семье является самым действенным и надежным средством на пути изменения к лучшему социальной ситуации в стране в целом. Ведь именно кризис семьи лежит в основе множества общественных проблем наших дней. А рост числа духовно здоровых семейств, которые видят свой нравственный долг в том, чтобы самостоятельно поддерживать своих немощных, престарелых, больных и бедствующих сродников, сделал бы масштабную социальную работу малоактуальной. Пока же, к сожалению, до этого чаемого всеми нами идеала еще очень далеко. Поэтому поддержка семьи является одной из важнейших задач для всех социальных структур нашей Церкви. Полагаю, что было бы целесообразно создать аналогичные церковные организации поддержки материнства во всех епархиях нашей Церкви.

Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом были проведены курсы повышения квалификации по программе «Организация социальной работы на приходах». На курсы было зачислено 95 человек, 72 из них получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации, а 11 человек — удостоверения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Проведен цикл семинаров по социальной работе, к участию в которых приглашены все столичные благочиния в лице отцов благочинных, настоятелей всех храмов, входящих в благочиния, и социальных работников храмов. На семинарах, в частности, были распространены подготовленные Комиссией методические материалы, рассказано о практических шагах по организации помощи различным категориям нуждающихся.

Также специалистами социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета было проведено анкетирование участников этих семинаров с целью исследования их представлений о том, как следовало бы организовывать социальную работу на приходе. По результатам этого анкетирования был, в частности, сделан вывод о необходимости корреляции того или иного вида социальной деятельности прихода с его размерами, уже сложившейся спецификой, а также с его местоположением — в центральных районах города с преобладающей административной, торговой и досуговой застройкой, либо в «спальных» районах, либо в районах смешанного типа. В связи с этим было признано разумным применительно к каждому типу прихода формулировать индивидуальные задачи по развитию социальной деятельности, а также разрабатывать свои особые методы такой работы. Результаты социологического исследования будут использованы при подготовке подробных методических указаний для приходских социальных работников.

В завершающемся году Синодальным отделом по благотворительности совместно с Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы проводился целевой сбор помощи в связи с рядом чрезвычайных ситуаций.

В июне 2010 было собрано и отправлено 400 килограммов гуманитарного груза (антибиотиков, противоожоговых средств, сердечно-сосудистых препаратов, перевязочных материалов) на сумму 145 тысяч рублей в Киргизию, где были пострадавшие от беспорядков.

В августе 2010 года для помощи погорельцам на счета Синодального отдела было перечислено более 96 миллионов рублей, из которых московскими приходами собрано около 18 миллионов рублей.

В октябре 2010 года проводился сбор средств в помощь жертвам наводнения в Краснодарском крае.

В каждом таком случае устанавливалась связь с епархиями и приходами на местах, дабы церковная помощь оказалась максимально целевой, адресной и эффективной.

Кроме того, Епархиальная комиссия привлекала московские сестричества к организации помощи пострадавшим от летних лесных пожаров. Сестры четырех сестричеств работали в Синодальном отделе по благотворительности в качестве волонтеров-координаторов. Особо надо отметить Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, Сестричество во имя Живоначальной Троицы при храме Успения в Троице-Лыкове, Сестричество во имя Казанской иконы Божией Матери на Валаамском подворье.

Епархиальной комиссией совместно с обществом «Жены мироносицы» оказывается материальная помощь почисленным за штат немощным священнослужителям, а также вдовствующим семьям священнослужителей в размере 900 000 рублей в год. На сегодня подопечными Комиссии являются 17 священнослужителей, 24 вдовствующих семьи и 4 крайне нуждающихся многодетных семейства священников.

Пастырское душепопечение, миссионерская и катехизаторская работа священнослужителей и мирян в местах лишения свободы в городе Москве напрямую обусловлены режимными требованиями учреждений системы следственных изоляторов, которые во многом ограничивают и затрудняют такую работу. Несколько лучше условия посещения в других учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: в воспитательных и исправительных колониях.

Доступ представителей религиозных организаций в колонии регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом (УИК РФ), а посещение СИЗО даже не Законом о содержании под стражей (103 закон РФ), а Правилами внутреннего распорядка СИЗО (ПВР) от 14 октября 2005 года, утвержденными Министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

Согласно этим правилам, «для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым по их просьбе и с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, допускается приглашение в СИЗО священнослужителей зарегистрированных в Российской Федерации религиозных объединений».

Надо сказать, что данная нормативная установка (разрешение следователя или суда) в условиях работы прикрепленных к режимным учреждениям священнослужителей (такова современная московская практика) применяется только в исключительных случаях, когда речь идет об особо важных уголовных делах, а также когда священнослужители хотят посетить специзоляторы.

Вместе с тем в целом получается так, что посещение представителями Церкви подследственных противозаконно, а практика окормления СИЗО в регулярном режиме посещений возможна только по отношению к хозяйственным отрядам учреждения, то есть к тем, кто отбывает наказание непосредственно в следственных изоляторах.

По традиции на праздники Рождества Христова, Пасхи Господней и Покрова Пресвятой Богородицы Комиссией проводится поздравление заключенных и подследственных в различных СИЗО города. В этом году на Покров Пресвятой Богородицы в проведении благотворительной акции «День милосердия и сострадания всем во узах и темницах находящимся» в Бутырском следственном изоляторе (СИЗО № 2) участвовали представители Совета муфтиев России. Вместе с православными священнослужителями они обошли камеры, приветствовав мусульман и расспросив об их духовных нуждах. Отметим, что в Бутырском изоляторе около трети подследственных – мусульмане. Поэтому подобные совместные акции имеют также целью поддержание межрелигиозного мира в среде заключенных, долгое время пребывающих в общей камере. Кроме того, в Бутырском следственном изоляторе Епархиальной комиссией и Синодальным отделом по тюремному служению совместно осуществляется специальная миссионерско-просветительская программа.

В течение восьми лет функционирует сайт Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете Москвы t-sluzhenie.ru. Свои сайты в этом году открыли Управление ФСИН по Москве и следственные изоляторы, которые разместили информацию о храмах и служении Русской Православной Церкви в своих структурных подразделениях.

Как уже было сказано, попечение о заключенных в Москве имеет свои ограничения в силу ее специфики и нормативно-правовых особенностей функционирования следственных изоляторов.

Сегодня необходимо вести диалог об изменении в правилах внутреннего распорядка СИЗО, которые не учитывают сложившуюся практику взаимодействия с религиозными организациями.

Другая тема для обсуждения — актуальность признания особого статуса тюремных священников, которые рассматриваются государством как лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в местах лишения свободы.

Это необходимо в первую очередь во имя реализации фундаментальных конституционных прав заключенных на свободу совести и религиозного вероисповедания.

Общероссийской проблемой остается статус церковных зданий и помещений, выделенных под домовые храмы и находящихся на территориях Федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время нет типового договора между приходом и учреждением УИС, которым предусматривались бы условия использования того или иного храмового здания, расположенного на территории учреждения ФСИН, а также признание государственными органами необходимых канонических норм, предъявляемых Церковью к дому Божию. Имеется в виду отношение к нему как к святыне, невозможность использования под другие цели и другими конфессиями.

В следственных изоляторах Москвы сегодня трудятся 70 священников московских приходских храмов, а также миряне. Совершается Божественная литургия, проводятся катехизаторские беседы, имеется возможность дистанционного религиозного обучения, оказывается благотворительная помощь заключенным, уделяется внимание духовным нуждам сотрудников органов исполнения наказания.

В ближайшие годы потребуется приложить еще немало усилий для того, чтобы предпринятые труды по воцерковлению узников и сотрудников ФСИН, по духовному оздоровлению психологического климата в местах заключения получили дальнейшее плодотворное развитие. Параллельно следует стремиться к тому, чтобы соработничество Церкви с учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний обрело черты системности и получило нормативно-правовую основу, отвечающую как специфике нашего служения, так и реалиям жизни в местах лишения свободы.

Для завершающей полноты картины и в качестве развернутого статистического приложения к этому разделу моего доклада приведу нижеследующие сухие цифры:

  • В Москве сегодня насчитывается 63 группы милосердия
  • Имеется 53 пункта приёма и распределения пожертвований
  • Групп помощи заключённым – 25
  • Благотворительные столовые имеются при 22 храмах
  • Помощь алкоголикам и наркоманам оказывают 20 московских приходов и монастырей. Также имеются: 2 амбулаторных центра, 3 трезвеннические общины и 20 групп самопомощи, окормляемых священниками
  • Собственные патронажные службы имеют 12 храмов
  • Службы помощи семье существуют при и храмах
  • Медицинские службы имеют 8 храмов
  • Богаделен же по отчетам 7, но реально действующих 2, причем обе – для женщин; богаделен для мужчин в городе нет
  • Церковных детских домов у нас 4
  • При 3 храмах работают разного рода курсы
  • Юридические службы организованы при 4 храмах

Здесь же особо отмечу существование и успешную работу таких редких, но востребованных социальных служб, как душевые для бездомных при храме во имя святой великомученицы Ирины в Покровском или Центр гомеопатии при храме в честь Новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

Вывод, к которому мы приходим, обозревая проблемы и достижения нашей приходской социальной работы: первым и главным условием, обеспечивающим ее успех, является наличие живой, заинтересованной, деятельной церковной общины.

Знаменательно, но отнюдь не удивительно, что буквально об этом же и практически в тех же словах говорит нам святитель Феофан Затворник: «Дух, горящий ревностию о доброделании во славу Божию, се главное. Когда есть сие, значит, есть жизнь».

Можно и нужно прилагать специальные усилия по созиданию таковой общины. Она складывается, прежде всего, там, где священнику есть дело до людей, где он со вниманием относится к каждому прихожанину, и особенно к новоначальным, ко впервые переступающим порог храма, где не боятся привлекать к церковному социальному деланию новых людей.

Но и помимо священника на внимательную и доброжелательную работу с приходящими в церковь людьми должны быть ориентированы все труждающиеся в храме, все прихожане. Как уже было сказано ранее, необходимо, чтобы близ свечного ящика нашлось место не только матушке, принимающей записки, но и миссионерам, где-то добровольцам, а где-то и профессиональным, искреннее желающим помочь новому человеку войти в храм и сориентироваться в укладе его молитвенной жизни, войти в контакт со священником, получить необходимый духовный совет, утешение и братскую поддержку.

Ибо в душе каждого христианина должны сиять вечные слова Псалмопевца: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник» (Пс. 9, 35).

Текст доклада полностью на сайте patriarchia.ru

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?