Спорить с теми, кому мы не нравимся, – непозволительная роскошь

Мать восьмерых детей, жена священника Светлана Зайцева написала, как реагировать на обесценивание и хейт

Мы с будущим мужем не планировали большую семью, когда познакомились. По состоянию здоровья детей у нас могло и не быть. Но потом началось это счастье: наша семья стала расти и расти. Детей получилось много по теперешним временам, и за всех мы благодарим Господа. Младшему восемь, старшей 22. Четыре мальчика, четыре девочки. Старшая и младший — с особенностями развития.

Мы — многодетные, и это очень непросто. Иногда наша жизнь имеет совершенно нерекламный вид, мы устаём до упаду, переживаем. Мы круглые сутки кормим, лечим, успокаиваем, увозим, ждем и привозим назад, делаем уроки, читаем книги. Мы точим коньки и доказываем, что любим всех детей одинаково, нанимаем репетиторов и покупаем абонементы в кружки, пытаемся припомнить, что за мужчина с таким знакомым лицом и грустными глазами спрашивает: «Дорогая, что у нас на ужин?»

Порой я, чтобы немного отдохнуть, захожу в интернет и читаю там разные заметки. И вот недавно разразилась очередная осуждающая многодетность дискуссия, которая очень огорчила моих подруг. Наставляя всех принимать себя такими, какие мы есть, популярная женщина-коуч на своей странице в социальной сети совершенно теряла благостный настрой, когда речь шла о многодетных.

Оказалось, ей неприятны большие семьи, особенно — христианские. Говорилось об этом витиевато, исподволь, будто бы с желанием разобраться в проблеме, ведь лично она таких семей не знает. Особенно заботил ее вопрос развития личности детей в многодетных семьях. По ее мнению, в такой семье личность не может быть индивидуальностью, потому что народу слишком много. Это я сдержанно пересказала, а в беседе было все – и про «инкубатор», и про «хуже, чем в интернате».

Мои многодетные подруги распереживались не на шутку! Не потому, что их детям действительно плохо, а потому что такие заметки действительно пишутся для того, чтобы задеть за живое, активировать брань помыслов. Авторы откровенно ликуют: вот эту задело, и вот эту тоже!

Спорить я ни с кем не стала. Моя большая семья – мое сокровище. Никому я это сокровище попирать не дам и другим не советую! Сами посудите: кто-то, критикуя устройство наших семей, благодаря нашим репликам повышает свой рейтинг. Не будем способствовать этому!

Господь благословил нас рожать детей. Сам Господь! Почему, скажите, мы до такой степени позволяем себе сомневаться в Его Промысле?

Если мы начнём штудировать статьи, выявляющие недостатки многодетных семей, зафиксируем своё внимание на сообщениях о том, что родители больших семейств сплошь алкоголики и люди с низкой социальной ответственностью, мы уподобимся жене Лота, которая оглянулась на Содом и превратилась в соляной столп.

Мы буквально остолбенеем, нам захочется доказывать авторам статей, что мы не такие, что наши дети желанные, а мы – не алкоголики. Мы станем с тревогой всматриваться в наших детей, пытаясь понять, как чувствует себя их личность и индивидуальность, не уничтожаются ли они пребыванием в большом коллективе.

Конечно, есть вещи объективные, например, что человек — социальное животное, и что он развивается как личность именно в коллективе. Но новый мир — это мир самоизоляции, мир, стремящийся свести к минимуму любые контакты с людьми. Этот мир даже породил хикикомори — добровольную социальную изоляцию от общества и всех видов общения. Пока такая тенденция определяется как душевное расстройство. Но мы знаем, что признание душевного расстройства нормой — лишь дело времени. Я помню начало этой истории: мы устраивали на приходе хороводные праздники, и на каждом празднике были люди, которые удивлялись тому, что можно вот так собраться вместе и даже взяться за руки.

На мой взгляд, большие семьи — это последний бастион в борьбе с атомизацией общества. Мы сделали нашим детям отличный подарок: они никогда не остаются одни в день рождения, и даже особые дети отмечают свои праздники в кругу любящих людей.

Наши дети приобретают навыки общения, осознают всю сложность взаимоотношений с людьми, учатся отстаивать свои позиции. Они учатся делиться, дарить и получать от этого великую Божью награду — радость в сердце. Учатся помогать, поддерживать, утешать. И все это тянем мы с вами.

Нам надо сосредоточиться на положительном опыте таких же многодетных родителей, как мы. Надо отовсюду собирать информацию, которая поможет нам устроить нашу жизнь рациональнее, с большей пользой для наших детей.

Мы не можем позволить себе эту роскошь — возиться с теми, кому наш образ жизни не нравится, какими бы популярными они ни были! Мы возложили руку на плуг — и нельзя нам оглядываться. Как сказано в Евангелии: «Ни один человек, положивший руку на плуг и оглядывающийся назад, не пригоден для Божьего Царства».

Когда ты несёшь свой крест, воспитываешь много детей, а тебе говорят (или пишут), что много детей — это плохо, мазохизм, самоубийство, травмирование и токсичность, то выхода тебе не предлагают! Что нам предложат противники больших семей? Сбежать? Раздать всех? Это невозможно и дико. Наши дети уже рождены и растут рядом с нами.

Все, что несут эти разгромные опусы о многодетности — чувство уныния и бессилия. Все попытки поговорить с авторами таких заметок — это лишь ещё одна ситуация, в которой ваш великий труд будет обесценен и осмеян. Вам напишут: ага, за живое задело? И посмеются над вами. Если вы влезаете в такие беседы, вы добровольно становитесь обьектом травли. В таких беседах с нами разговаривают свысока, нас даже не пытаются выслушать.

Мы, как христиане, стараемся удаляться от греха. А уныние — тоже грех и орудие дьявола. Всем нам нужна поддержка, а не заушения и оплевания. Идея, что получая оскорбления в таких беседах, мы смиряемся — ложная: мы смиряемся, когда не спим ночью во время детских болезней, и довлеет с нас этого.

Дорогие мои подруги, милые мои матушки, трудяги, подвижницы! Берегите свои силы, уважайте свой труд, сохраняйте ровное состояние духа — ради ваших детей! Помните: расстраиваетесь вы в виртуальном пространстве, а свою печаль вы понесете в реальности вашим близким.

Я уважаю чужое мнение, но если кто-то вставляет палки в колеса делу всей моей жизни — моей семье, — я позволю себе это просто игнорировать.

Потому что беседовать с людьми иного духовного устроения нам, которые все силы тратят на с семью, это как во время матча бросить мяч и полезть на трибуну общаться с мужиком, который кричит «На мыло мазилу матушку Свету Зайцеву»

Понимаете?

Иллюстрации Екатерины Ватель

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?