Лето-2010 в России будут помнить долго. За неполных два месяца, когда на территории страны стояла аномальная жара, лесными и торфяными пожарами был уничтожен почти миллион гектаров. Погибли 60 людей, сгорели 2,5 тысячи домов. Тушили всем миром – кто помогал деньгами и вещами, кто сам содействовал пожарным в борьбе с огнем. Пожароопасный период – 2011 уже начался и на слушаниях, прошедших 8 апреля в Общественной палате, представители некоммерческих организаций и МЧС обсуждали, как не допустить повторения катастрофы и отладить схемы работы с добровольцами.
– В тушении пожаров принимало участие 66,5 тысяч человек и 11 тысяч единиц техники. – Рассказал начальник Центрального регионального центра МЧС Александр Кац. – В Центральном федеральном округе погибли трое наших сотрудников. Помогать в тушении прибывали коллеги с юга и запада страны и еще до наступления дождей во всех субъектах РФ ситуация была взята под контроль. Отдельно нужно сказать о Брянской области, которая, после событий в Чернобыле, стоит на особом счету – именно там пожаров практически не было допущено. Люди, которые боролись с огнем – просто герои.
Как сообщили сотрудники МЧС, причинами распространения огня на столь большие территории стали не только беспрецедентные погодные условия, но и отсутствие готовности к чрезвычайной ситуации в муниципальных образованиях. То состояние сил, которое они считали достаточным, таковым не оказалось. Сейчас министерство проводит еженедельный мониторинг ситуации, уделяя особое внимание торфяникам. На их обводнение уже выделен миллиард рублей. Следить за очагами возгораний помогают снимки со спутников. Кстати, с 5 апреля увидеть эти снимки можно на сайте МЧС, где они обновляются два раза в сутки. Именно фотографии из космоса стали причиной конфликта между министерством и известной экологической организацией, чьи представители утверждают, что власти Приморья не хотят говорить об истинном размахе пожаров на данный момент: на снимках очагов видно больше, нежели указано в статистике. Ирина Андрианова, начальник управления информации МЧС, объяснила, что большая часть того, что мы принимаем за очаги возгорания, на деле пожарами не является – это сельскохозяйственные палы, которые контролируют сами аграрии. Но до 15 апреля все субъекты РФ будут проверены на предмет готовности к новому сезону риска.
К сожалению, многих пожаров, которые, конечно, еще возникнут, могло бы не быть вовсе. Анализ, проведенный МЧС, показал, что основная причина лесных пожаров – человеческий фактор. К сожалению, пока одни, рискуя жизнями, сражаются с бушующей стихией, другие – не тушат даже разведенные ими же костры, наплевав на все увещевания. Как отметил директор департамента надзорной деятельности МЧС , 50% причин возникновения пожаров – это поджоги и детские игры с огнем. В летний период, когда ушедшие на каникулы школьники предоставлены сами себе, соотношение вырастает на четверть.
Александр Кац отмечает несоразмерность последствий лесных пожаров и размера ответственности за них. Например, в Германии за разведение костра в неположенном месте в неположенное время нарушителя ждет штраф в размере 25000 Евро. У нас же наказание за поджоги носит весьма условный характер. В этом году министерство внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за нарушения в период особого пожароопасного периода. Если Госдума примет его, чего ждут в апреле-мае, уже этим летом несознательных граждан ждут огромные штрафы – до миллиона рублей. Однако за всеми отдыхающими на всей территории страны уследить невозможно и 4 марта правительственная комиссия при участии Сергея Шойгу утвердила форму Паспорта безопасности населенного пункта. Если все 15 требований, указанных в документе, выполнены, степень риска в населенном пункте считается приемлемой.
В ходе слушаний большое внимание было уделено взаимодействию официальных структур с общественными организациями и волонтерами в период ликвидации пожаров. Обе стороны, как общественники, так и сотрудники министерства, считают, что в прошлом году полного взаимопонимания между ними достигнуто не было, что повлияло на оперативность и эффективность работы добровольцев. В частности, участники слушаний отметили проблемы с определением пунктов сбора добровольцев, их экипировкой, питанием и доставкой к месту тушения пожара. Собравшиеся высказали мнение, что нельзя отправлять на пожары неподготовленных людей – добровольцев необходимо обучать на базе существующих центров подготовки. Представители МЧС, в свою очередь, заверили присутствующих, что готовы оказать помощь любой общественной организации и тут мог бы пригодиться опыт советских контрольно-спасательных служб. Но, в то же время, министерство предпочитает дозировать участие общественников по мере необходимости их помощи. Другая проблема, с которой пришлось столкнуться благотворителям и добровольцам в прошлом году – складирование и транспортировка гуманитарной помощи. Как выяснилось, этим вопросом должны заниматься власти субъекта, принимающего помощь: спасатели могут перевозить грузы только по поручению государства, права тратить бюджетные деньги по своему усмотрению они не имеют.
Встреча представителей власти и некоммерческих организаций стала первым шагом к координированию их действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Поскольку «горячие» дни уже настают, возможно, на межведомственном совещании о подготовке к пожароопасному периоду, которое пройдет в Общественной палате в мае, будут озвучены первые итоги взаимодействия.
Анна ЗАХАРЧЕНКО