Уже в начальной школе дети бывают перегружены: много уроков, большие домашние задания, кружки, спортивные секции. Как все успеть и не переутомить ребенка?

Лучше недогрузить

В младших классах уроки заканчиваются рано. Отвести после этого ребенка на плавание, в музыкальную школу, в секцию дзюдо, в кружок рисования и т.п. кажется логичным. Так ли это?

«Страшнее перегрузить ребенка, чем недогрузить, — уверена Екатерина Бурмистрова, психолог, семейный психотерапевт, руководитель психологической школы «Становление». — Если вы что-то упустите, в худшем случае он немного поскучает. А хроническое переутомление приведет к астении и потере интереса к учебе.

Есть дети, которым кроме школы ничего не надо, им и так трудно.

Подросток скажет: «Я не пойду». Дошкольник заплачет, и вы его не заставите. А у младших школьников уже есть чувство долга и, к сожалению, большинство из них еще не умеют сопротивляться».

Как понять, что уже перегрузка? Во-первых, отслеживайте состояние ребенка по вечерам, но не в начале учебного года, а спустя три-четыре недели.

«Если ребенок к вечеру усталый и истощенный, или, наоборот, нервный и перевозбужденный, значит, нагрузка слишком велика, — объяснила Екатерина Бурмистрова. — Сильные перепады настроения – тоже плохой признак.

Как правило, у детей хорошее настроение, и этим они отличаются от подростков и взрослых. Конечно, бывают исключения — конфликты, неудачные дни. Но основной эмоциональный фон должен быть стабильным. А если ребенок раздраженный или подавленный, значит, нужно думать, в чем причина».

«Второй приоритет, если ребенок вынослив, – психологическое благополучие семьи, — продолжила эксперт. — Очень часто мама себя доводит до переутомления и депрессии, пытаясь дать ребенку то, что не является жизненно необходимым. Между тем для детей гораздо важнее ее нормальное эмоциональное состояние, чем дополнительные занятия».

«Внешкольное расписание» заполнять не больше чем на 60-70%

Важно различать «жесткие» дела и «гибкие», пишет ведущий эксперт-консультант компании «Организация времени», эксперт Центра качества образования г. Москвы Марианна Лукашенко в книге  «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей».

«Жесткие» дела привязаны к определенному времени (как урок в школе). Время для «гибких» дел (домашка, поручения родителей, прогулки, игры) можно выбрать самому.

Сразу несколько «жестких» дел в расписании на один день — источник стресса для ребенка.

«Записывая ребенка на курсы, в кружки, секции, планируя визит к стоматологу или посещение концерта, не ставим «жесткие» дела впритык друг за другом, оставляем между ними свободные промежутки времени, — пишет Марианна Лукашенко. — Учитываем время на отдых, еду, дорогу, «перезакладываемся» на непредвиденные обстоятельства — пробки на дорогах, не пришедший вовремя автобус, внезапно возникшие дела в школе. Остается время? Прекрасно, общаемся друг с другом, обсуждаем сегодняшние дела, дышим воздухом».

Отрицательный пример: девочка, которую мама встречала после уроков, кормила йогуртом прямо в раздевалке и сразу же вела в музыкальную школу. Малейшая задержка означала опоздание.

«Ребенок не должен никуда бежать, а для этого его день должен быть спланирован без изобилия жестких задач и заполнен всего на 60–70%», — подчеркивает эксперт.

«Почти все занятия, которые начинаются сразу после школы, вредны, — считает Екатерина Бурмистрова. — Обычно в школе дети нормально не едят, у них нет возможности расслабиться. Любая новая образовательная активность должны начинаться после того, как ребенок пришел домой, поел, переоделся, провел еще, как минимум, час в покое».

Не больше полутора часов на домашку

По СанПиНу, в первом классе детям не должны задавать домашних заданий. Во втором и третьем классах на приготовление уроков отводится полтора часа в день. В четвертом классе – два часа.
«Если ребенок делает уроки дольше, нужно посмотреть, что идет не так. — говорит Екатерина Бурмистрова. — Возможно, есть проблемы с концентрацией внимания, и ему нужна помощь психолога. Или же мама слишком сильно включена в процесс, и у нее слишком высокая планка.
Может быть, преподавание неудачное».

Если ребенок склонен трудиться над «домашкой» до позднего вечера, Марианна Лукашенко советует родителям самим ограничивать это время.

Можно пообещать заняться с ним чем-то интересным сразу после уроков. Эксперт приводит в пример маму дошкольника, который слишком долго готовился ко сну. Мама отвела ему время с 20:00 до 21:00 на то, чтобы улечься в постель. Она пообещала, что будет читать с ним книжки или разговаривать все то время, которое останется до 21:00 после подготовки ко сну. На следующий день ребенок в 20:10 уже лежал в постели.

Но вдруг лишний час, потраченный на домашние задания, позволит взять более высокую планку в учебе? Принуждать ребенка к гонке за «успеваемостью» нельзя, уверен Александр Лобок, профессор МГПУ.

«В тех семьях, где родители относятся к школьным успехам ребенка спокойно, ребенок растет более свободным, легким и расслабленным. В конечном счете, он оказывается более успешным, — говорит он. — Ведь гонка на скорость за программой вовсе не делает человека образованным. Каждый ребенок развивается в своем темпе.

Родители должны учиться искусству педагогического слуха, чтобы понимать этот темп, адекватно оценивать достижения ребенка, переживать восторг от его подвигов соразмерно степени подвижничества. Иногда ребенок одерживает маленькую победу на фоне общего тренда, но для него она огромна».

Дорога на занятия и обратно – это не «гулять»

В младших классах ребенок обязательно должен гулять, напомнила Екатерина Бурмистрова. Дорога на занятия и обратно – не в счет.

«Гулять – это значит быть предоставленным самому себе. Во время прогулки ребенок играет с друзьями, бегает, двигается, куда он хочет, а не куда ему надо идти по плану. Идеально гулять сразу после уроков или после обеда. Если это невозможно, то вечером. Можно оставлять ребенка на продленку, если он не против», — отметила она.

Во время выполнения домашних заданий ребенку необходимы «перемены», как в школе. Самое лучшее при этом – переключаться на другие виды деятельности, и чтение тут не самый лучший вариант, считает Марианна Лукашенко. «Отдых на «пять с плюсом» — это все, что на улице, отдых просто на «твердую пятерку» — это велотренажер, находящийся в соседней комнате…, — пишет она. — Но если такой возможности отдыха нет, то можно отдохнуть и на «пятерку с минусом» — это просто передвижения по квартире — съесть мороженое, выпить сок, пообщаться с близкими, обсудить что-нибудь смешное, посмеяться».

Тайм-менеджмент по-взрослому?

Бессмысленно заставлять ребенка зубрить слова иностранного языка или бегать от одного педагога к другому после школы, если он не понимает, зачем это надо. Марианна Лукашенко предлагает использовать технологии тайм-менеджмента, чтобы научить школьника превращать мечты в конкретные цели, составлять планы и выполнять их.

Например, для визуализации целей существует упражнение «Карта желаний». В середину листа бумаги приклеивается фотография ребенка – та, которая ему больше всего нравится. Вокруг нее наклеиваются картинки, изображающие то, что он хотел бы иметь, или те победы, которые он хотел бы одержать: он живет в красивом доме, он стал летчиком, он забил гол и т.п. Фотография соединяется линиями с картинками, вся композиция вешается над столом.

Специальные упражнения существуют для того, чтобы ребенок научился правильно формулировать свои цели. Задачи должны быть выполнимыми, а их достижение – делиться на конкретные шаги. С другой стороны, каждое действие должно обосновываться определенной целью или ценностью. Например, решение задачи по математике связано с ценностью «успешная учеба». Принести лекарство бабушке – «жизнь и здоровье человека».

Эксперт полагает, что даже ученик начальной школы может с вечера записывать основные дела, которые ему предстоит сделать на следующий день. А по мере выполнения задач ставить рядом с ними «галочки» или «плюсики».

Правда, тайм-менеджмент не будет работать, если родители сами не научатся жить по плану. Собственные цели им придется обсуждать в семье, показывая пример детям. «Допустим, для папы сейчас главная цель — реализовать какой-то большой проект. А для ребенка — получить пятерку по рисованию. Обсуждаем эту цель, планируем ее достижение, а когда она достигнута, не просто вяло говорим «молодец», а празднуем успех так же, как это происходит с празднованием больших «взрослых» достижений», — пишет Марианна Лукашенко.

Тайм-менеджмент — признак невроза родителей?

А вот психолог Александр Лобок считает, что технологии «тайм-менеджмента» нельзя использовать по отношению к детям.

«Управление временем – это задача, которая даже взрослых загоняет в состояние депрессии. Они оказываются в ловушке постоянного планирования, и это приводит их к серьезному эмоциональному выгоранию.

Человек оказывается принадлежащим самому себе ровно в тот момент, когда позволяет себе расслабиться и отдаться некоему течению событий, в том числе неправильному. Когда же мы эффективно встраиваем себя в разные внешние форматы деятельности, мы себя теряем. Особенно печально, когда в ловушку внешнего времени пытаются загнать семилетнего ребенка», — считает психолог.

Иллюстрации: Дмитрий Петров