«Систему помощи многодетным конструируют люди, не представляющие реальных проблем многодетных семей»

Опрос недели: Кто и как помогает многодетным? Милосердию.ру о своих проблемах рассказывают многодетные родители

Очень часто предлагаемые льготы неинтересны многодетным родителям. Например, предлагают путевки, но не всей семье, а одному родителю с частью детей. Система обучения просто не берет в расчет, что у многодетных родителей мало свободного времени, считает Екатерина БУРМИСТРОВА, психолог, член Общества семейных консультантов, мать 9 детей, старшему 17 лет, младшему полтора года:

Комментарии других экспертов:

Анастасия ОТРОЩЕНКО, учитель русского языка и литературы, мать шестерых детей
Алексей БЕЛОВ, иконописец, отец четверых детей

Все комментарии…

— Волонтеры из службы «Милосердие» возят наших детей на занятия. В Москве ребенок до 12 лет не может ездить на общественном транспорте без сопровождения взрослых (есть такое постановление). До гимназии, в которой учатся наши дети, пешком не добраться, бабушек и дедушек у нас нет, поэтому без помощи волонтеров было бы очень нелегко. Но и у них возможности не безграничны, поэтому в кружки и секции не всегда удается отдать детей. Няня или водитель в Москве стоит примерно 250 рублей в час. Не все родители могут себе позволить платить такие деньги.

Странные вещи творятся с билетами в театр и путевками. Возможно, эта неразбериха связана со сменой власти, но за последние полтора года нам ни разу не предложили билеты на спектакль, на который хотелось бы сводить детей. А от предлагаемых путевок мы всегда отказываемся потому, что нет ни одного варианта отдыха всей семьей. Обычно предлагают одному из родителей с детьми от трех лет. А разве должна семья разделяться на время отдыха? Понимаю, что дома отдыха не принимают детей до трех лет, но можно же придумать другие варианты – есть ведь у нас специалисты по социальным инициативам. Ну а пока не придумали, лучше бы давали целевую компенсацию, чтобы семья сама могла решить, куда и когда ехать на отдых.

Семьям, имеющим пять и более детей, предлагают участки под застройку. Мне кажется, целесообразнее было бы выделять им место для летнего отдыха хотя бы в дальнем Подмосковье – далеко не у всех есть дачи.

Я считаю, и мой муж со мной согласен, что многодетным отцам нужно увеличить отпуск, причем предоставлять его в летнее время – именно тогда у мам увеличивается нагрузка.

Каждые каникулы нам предлагают путевки в детские лагеря. Они стоят государству немалых денег, но я не готова отправить своих детей в такой лагерь. Я бы послала их в «Звезду Вифлеема» (детский православно-ориентированный лагерь. – Прим. ред.), и это обошлось бы государству примерно в такую же сумму, но социальная помощь не может быть переадресована.

Беда в том, что систему помощи многодетным конструируют люди, не представляющие реальных проблем многодетных семей. Например, в Центре социального обслуживания есть кружки и секции, в которых для детей из многодетных семей и инвалидов занятия бесплатны. Замечательно, если учесть, что большинство досуговых детских центров сегодня платные, и многие многодетные родители не могут позволить себе водить туда своих детей. Но воспользоваться льготой ЦСО могут только семьи, живущие в близлежащих домах. О доставке детей, которым надо добираться на транспорте, из дома в центр и обратно, никто не позаботился. У самих многодетных родителей, как правило, нет возможности везти куда-то одного ребенка, бросив дома остальных.

Система обучения просто не берет в расчет многодетную семью. Если в семье три-четыре школьника и два-три дошкольника, то маме приходится шесть-семь раз в два месяца ходить на родительские собрания. По умолчанию считается, что у родителей уйма свободного времени, и они могут прийти в школу в любой назначенный им час. Никто с нами не считается, относятся к нам как к группе риска. Естественно, нормальным родителям небезразлично, как учится и ведет себя их ребенок в школе, но нам на все приходится выкраивать время. Правильнее, если учителя будут под нас подстраиваться. Нет возможности прийти на общее собрание – я договорюсь с классным руководителем на другое время.

То же самое с медицинской помощью. Приходится либо обращаться в платную поликлинику, либо вести в районную всех детей, когда осмотр нужен только одному. По-моему, можно было бы организовать амбулаторную помощь на дому.

Как большинство многодетных семей, мы живем в тесноте, но все же в лучших условиях, чем многие. И даже на очередь встать не можем – для этого общая площадь должна быть меньше десяти квадратных метров на человека, а у нас чуть больше. Именно общая, а не жилая – учитываются балконы, холлы. Наверное, это тоже надо было бы как-то пересмотреть, и ставить на очередь в случае, если площадь меньше двенадцати метров на человека, не считать хозяйственные помещения.

Приход, в который мы ходим уже 15 лет, помогает заключенным, а традиции помощи семье там нет. А хорошо было бы, если бы прихожане помогали многодетным родителям сводить ребенка к врачу или в театр и музей, собирали бы небольшую сумму семье, в которой рождается ребенок – ведь появление еще одного ребенка всегда связано с дополнительными расходами. И еще очень нужно иногда просто «отпускать» многодетных родителей, чтобы они могли сами, без детей, погулять, сходить в гости, в театр, в храм на службу. Особенно это нужно мамам. Мы же без детей никуда выйти не можем. Мне кажется, такую помощь тоже могли бы оказывать волонтеры. Но для этого нужно желание настоятеля, вряд ли такие инициативы могут родиться стихийно.

Конечно, нам грех жаловаться. Многим многодетным семьям гораздо труднее. В некоторых есть дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем или нуждающиеся в коррекционном обучении. Это создает дополнительные трудности. А некоторые, особенно в провинции, просто выживают – им не хватает еды, одежды. В Москве, слава Богу, на еду заработать можно, и одеждой москвичи делятся охотно.

Андрей ДЯ, врач-терапевт больницы святителя Алексия, отец семерых детей, старшему 12 лет, младшему 5 месяцев:
— В нашей семье семеро ребятишек. Трое из них школьники, четвертый ходит в подготовительный класс, остальные мал мала меньше. Стараемся ребятам помогать, утром отвозим в школу, днем отводим на хор, английский, в музыкальную школу. Старший уже самостоятельно передвигается по своим знакомым маршрутам. Нам помогают бабушка, няня из патронажной службы и даже одна семья, иногда – мои родители. Живем мы в центре, площади не хватает, ждем субсидию от города, обещали помочь в этом году. В нашей семье глава – папа, то есть я, но без мамы не принимается ни одно решение, дети это знают. Раньше не думал, что это столь важно, но жизнь вносит свои коррективы. Ребятишки растут, их становится больше, они тянутся к папе и маме. Наступит время, и постепенно начнут разлетаться из родительского дома, будут вспоминать нас, как и чему мы их учили. Бывает, начинаем какое-нибудь общее дело, распределяем обязанности, старшие помогают, и маленькие тоже стараются чем-то помочь. Когда я на работе в больнице, супруга частенько звонит и просит поговорить с ребятами, чтобы слушались, не ссорились и помогали по хозяйству. После работы спешу домой, или на выполнение какого-нибудь важного задания от жены.

Дома всегда ждут с нетерпением и тут снова особо важные задания: кого на руки принять, кого покормить, самому успеть подкрепиться. Супруга работает в домашнем детском саду – это программа от города в помощь многодетным семьям, ведет работу в нашей разновозрастной группе детей с теми, кому еще нет семи лет, отчетность по продуктам и занятиям каждый месяц сдает в детский сад. Мечтает работать в школе учителем математики, потому что любит эту науку, и всех желающих готова учить. По математическому принципу и законам выстраивает экономику и бюджет нашей семьи и не только — занимается логистикой порядка нахождения всех вещей в нашем доме, на даче и в машине. В общем, я со временем стал понимать, что мехматовец в семье – это призвание, но хорошо, когда есть еще и медик, так, наверное, веселее и практичнее.

За тринадцать лет семейной жизни мы с супругой прошли путь, уже идем не одни. Главное – это взаимопонимание и поддержка друг друга, хорошо, когда это видят и чувствуют дети, это, наверное, одно из проявлений любви. Для каждого в нашей семье существует свой путь, мы стараемся этому научить детей, помочь раскрыться способностям, в том числе и талантам сердца: приветливости, чуткости, состраданию. Ребятишки все разные, как и мы с мамой, кто-то обращает на других внимание, кому-то пока нет дела, что вообще происходит, кто-то ярится, кто-то непослушный, а кто-то любит помогать. Вот и учимся вместе с ними друг у друга. Хорошо, чтобы знали, что значит честь, не унижали друг друга, а то у нас и такое бывает, но я стараюсь пресекать и потом объяснять, что непонятно. Бывает, вместе смотрим фильмы о войне, старые и новые, такие, где видно, что картина про зло и про добро, я обычно комментирую фильм. Ну, а большинству нравятся мультфильмы и про природу.

Мне кажется, что ребенку лучше жить в дружной семье, даже если условия быта оставляют желать лучшего, чем быть одному. Десять-пятнадцать лет жизни для маленького человека, проведенные вместе с родителями дадут возможность малышу раскрыть свои силы, заложенные в нем, чтобы он смог потом помочь другим, с кем окажется рядом. Мы рады, что призваны быть многодетными. Спасибо огромное! Еще, конечно же, благодарим всех, кто нас знает и любит, мы это каждый день чувствуем, и без них, может быть, многого бы не смогли совершить.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?