Проанализировав лучшие НКО-практики, авторы книги «Силы добра» выяснили — успех не в размере фонда или идеальном управлении (иногда хаос неизбежен), а в умении запустить волну изменений в обществе

Коллаж Дмитрия Петров

Важнее в любом благотворительном фонде, большом или маленьком, на местном или федеральном уровне, — не то, как он устроен, а то, во что он вкладывает свои ресурсы. Исследователи и практики в области бизнеса и филантропии Лесли Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант настаивают, что НКО должна стремиться оказывать влияние на чиновников, общественность и бизнес, намного превосходящее ее реальные и, как правило, скромные возможности.

Они выделили шесть направлений, которые помогли перейти на этот уровень самым эффективным НКО в мире, – задействовать нужно одновременно все шесть:

— включайтесь в активное сотрудничество с чиновниками разных уровней и агитируйте их за социальные изменения по своему направлению
— трансформируйте своих сторонников в волонтеров-миссионеров
— усиливайте сторонников и волонтеров, передавая им лидерские полномочия в своей НКО
— обращайтесь с другими НКО как с партнерами, а не конкурентами
— привлекайте на свою сторону рынки и сотрудничайте с бизнесом
— адаптируйтесь и обновляйтесь по мере необходимости

Вот несколько кейсов, в которых воплотились эти практики, – их, по мнению авторов «Сил добра», стоит взять на заметку любому НКО.

Превращайте врагов в «заклятых друзей»

Старый полистирольный контейнер и новая экологичная упаковка из переработанного волокна для Биг Мака

Организация по защите окружающей среды Environment Defense Fund (EDF)  первой в среде экологов пошла на сотрудничество с бывшими заклятыми врагами – корпорациями, причиняющими самый большой вред окружающей среде. Многие осуждали Фредда Круппа, президента EDF, и даже называли предателем – видано ли, вместо того, чтобы «засудить ублюдков», он предлагает им совместные проекты? Но Крупп бы уверен: да, суды помогли запретить применение ДДТ, ограничить использование асбеста и свинца, а также принять закон о безопасности питьевой воды, но нужно принимать и иные меры – учиться договариваться.

Переговоры EDF с McDonalds заняли год, и в итоге корпорация отказалась от полистирольных контейнеров и перешла на более экологичную упаковку из переработанного волокна. За следующие 10 лет MacDonalds снизила объем мусора на 150 тыс тонн, а действия лидера отрасли скопировали целый ряд других сетей быстрого питания, что позволило еще заметнее сократить общий объем отходов.

Но в копилке НКО не только партнерства с корпорациями: EDF создала новый рынок – торговли разрешениями на загрязнение воздуха и квотами на выбросы парниковых газов. В 1990 году фонд разработал законодательное предложение для администрации Буша-старшего. Предприятия, например, угольные электростанции, снижающие объем вредных выбросов больше чем на оговоренную величину, получают возможность сохранить квоты на будущее или продать их другим компаниям, «не способным достичь своей цели по выбросам».

Так возник рынок выбросов – благодаря новому закону о чистом воздухе, компании получили экономические стимулы, чтобы добровольно уменьшать размер ущерба окружающей среде и это позволило снизить содержание диоксида серы в воздухе на 50%, а пример применения системы квотирования сыграл важнейшую роль при подготовке международного Киотского протокола.

Передавайте волонтерам лидерские полномочия

Фото mendpoverty.org

MEND Poverty — одна из старейших региональных НКО в США, ее создала в 1971 году небольшая группа католиков и протестантов – на собрании в гараже они решили приходить на выручку соседям, попавшим в беду из-за бедности. Феномен MEND Poverty в том, что при небольшом штате сотрудников (всего 24 человека), они предлагают масштабный набор программ: обеспечивают бездомных горячей едой и душем, одеждой, доступны медуслуги (включая услуги стоматологов и окулистов), программы повышения грамотности и профобучения для взрослых, дополнительные занятия после школы для учеников, есть также программа по рождественской поддержке малообеспеченных семей. Помимо всего этого, MEND содержит собственный продуктовый банк и тем самым поддерживает еще 30 более мелких НКО в своем регионе, долине Сан-Фернандо (Калифорния). В целом помощь получают 32 тыс человек в месяц.

Секрет успеха MEND в том, что она не просто привлекает волонтеров, а наделяет их лидерскими полномочиями – волонтеры участвуют в управлении организации и выработке стратегии. Добровольцы пишут запросы на предоставление грантов, руководят пиар-кампаниями, выстраивают связи с другими общественными организациями, а также координируют работу продуктовых банков и медклиник. Привлечение нового штатного сотрудника – крайняя мера, только если объем задач очень большой.

Почти все работники этой НКО – волонтеры, больше 3 тыс добровольцев ежемесячно отдают организации 12970 часов своего времени и выполняют 99% всех задач. Бюджет фонда – почти полностью поступает из частных пожертвований.

Руководство MEND отмечает, что риск из-за того, что НКО разрешает добровольцам выступать от своего имени многократно окупается пользой от их работы. Главное условие отбора – волонтеры должны четко представлять себе миссию НКО и стандарты оценки своей работы и быть лидерами и миссионерами-энтузиастами по характеру.

Создайте сообщество, которого не хватает

Фото ahomewithin.org

Врач Тони Хайнеман, глава Home Within — эта НКО с 1994 года занимается бесплатной долгосрочной поддержкой психического здоровья нынешних и бывших выпускников детских домов – привлекла сотни частных психотерапевтов на помощь детям, cыграв на том, как сильно врачам не хватает общения с коллегами. Психотерапевт – одинокая профессия в том смысле, что сохранить активную связь со своим профессиональным сообществом после окончания медицинского университета мало у кого получается, все время уходит в основном на клиентов и их нужды.

Хайнеман создала общенациональную сеть коллег-психотерапевтов и обеспечивала эксклюзивным доступом к ней тех, кто соглашался взять на сопровождение приемного ребенка– и поддерживать его терапией столько времени, сколько потребуется. «Наша идея стала ответом не только на потребность в терапии у приютских детей, но и на потребность психотерапевтов в профессиональном сообществе, — говорит она. Home Within пробудила в терапевтах волонтеров-миссионеров, поскольку предложила осмысленную задачу и одновременно помогла сохранить и развить свое сообщество.

Становитесь катализатором изменений на мировом уровне

Фото trinityhabitat.org

Международная Habitat for Humanity помогает бездомным горожанам и очень бедным семьям по всему миру отремонтировать или построить простое доступное жилье – своими руками и при поддержке волонтеров. Будущие хозяева жилья, выбранные для программы Habitat for Humanity, должны лично потратить сотни часов на строительстве своего дома и быть в состоянии со временем погасить ипотеку (со значительной скидкой). В США Habitat for Humanity работает с 1976 года во всех 50 штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико. За это время 13,2 млн человек смогли получить безопасное и достойное жилье, а с ним – стабильность и независимость.

В какой-то момент Habitat for Humanity поняла, что, несмотря на усилия, никогда не сможет построить достаточное количество домов для всех нуждающихся. И тогда НКО выработала новую стратегию —  не концентрироваться только на строительстве домов для нуждающихся, а одновременно инициировать на уровне правительств разных стран системные реформы, которые позволят еще большему числу людей получить доступное и достойное жилье.

Фонд запустил виртуальную кампанию среди волонтеров и совсем скоро только в США на него работали 90 тыс волонтеров. Глобальные усилия НКО сосредоточила на защите прав домовладельцев, в частности, женщин, в странах где им прежде отказывали в этих правах. Например, в последние 5 лет волонтеры фонда строили дома в Юго-Восточной Азии и записывали эту собственность на имена женщин. Для реализации стратегии Habitat солидаризовалась с другой местной НКО и в результате коалиции добилась масштабных перемен – теперь много женщин, раньше не имевших достаточно прав, могут жить в своих новых домах спокойно, в безопасности и под охраной закона.

Плюс Habitat расширяет свою прямую деятельность – строительство домов для бедных – инициируя новые решения в области жилья. НКО скупает пустые и заложенные дома, восстанавливает и приводит в порядок старое жилье, а также занимается утеплением и ремонтом домов. Это позволило Habitat значительно расширить свои программы в нескольких регионах США, где эта проблема хронически игнорировалась. Так она начала работать в густонаселенных городских районах, где земля была очень дорогой и строительство новых частных семейных домов было нерентабельно.

Соединяйте волонтеров и тех, кем они восхищаются

Фото missioncontinues.org

Mission Continues — организация помощи ветеранам войн США, основанная самими ветеранами, вернувшимися из миссий на Ближнем Востоке и в других странах. НКО начинала со скромных стипендий – ветераны скидывались со своих пенсий, собирали на продукты, добивались от правительства льгот военным, ставших инвалидами. Постепенно охваченных помощью становилось больше и основатели поняли, что ветеранам не нужна просто благотворительность – они хотят быть полезными обществу, а общество в свою очередь, хотело бы их поддержать – у большинства граждан военные вызывают позитивные чувства. В армии США служило менее 1% населения страны, но многие хотели бы работать плечом к плечу с ветеранами.

Mission Continues увидела в этом возможность – НКО начала организовывать проекты, где гражданские лица-волонетры и ветераны объединяли усилия во имя благой цели: ремонтировали школы, приводили в порядок памятники, участвовали в днях донора. Граждане увидели в совместной работе с ветеранами нечто большее, чем благотоврительность – выстроилась мощная волонтерская сеть социальных контактов.

Благодаря работе с волонтерами, Mission Continues быстро стала влиятельной силой. Уже через три года 16 тыс гражданских лиц вместе с 5.8 ветеранов участвовали в различных мероприятиях одного дня. Размер пожертвования в НКО резко вырос, с $227 тыс в 2008 до $6.25 тыс млн в 2011 году. Первые инвестиции сделали крупные грантодающие НКО, а вскоре в качестве спонсоров присоединились торговые сети Target и Home Depot. Теперь ежегодный бюджет Mission Continues — $4.5 млн

 

Президент на пенсии строит дома для бездомных