Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Школьная форма: между мундиром и сиротской пелеринкой

Как и для чего появилась стандартная одежда для учеников. Откуда взялась идея одевать детей одинаково? Какие задачи решались с помощью детской униформы?

1905 г. Российская империя. Московская губерния. Серпухов. Урок математики в Николаевской женской гимназии. Репродукция ТАСС

В августе этого года рунет облетело фото образцов школьной одежды такого невозможного дизайна, что в нее на фоне информации о введении ГОСТа на школьную одежду моментально поверило большинство пользователей. Родители школьников начали обновлять домашние запасы валерианы и глицина, поскольку было очевидно: добровольно ни один младшеклассник, и тем более – подросток – такое не наденет.

К счастью, оказалось, что представленные образцы – частный случай, и всем школьникам России не угрожают (пока, во всяком случае). Но это породило новый виток споров на тему, нужна ли в стране школьная форма, благо это или зло для детской психики и родительского кошелька.

Сторонники формы утверждают, что форма нивелирует различия в материальных возможностях разных семей, помогает избавиться от комплексов тем, у кого эти самые возможности не слишком высоки, и вообще призывает детей к порядку.

Противники формы считают, что современные дети нуждаются в возможностях самовыражения, в котором не последнюю роль играет одежда. Что единообразие мешает им развивать собственный вкус и стиль, лишает ребенка индивидуальности, а часто и не отвечает требованиям родителей к качеству. При этом, почувствовать разницу в доходах семей дети и в школьной форме сумеют, как умели всегда – по атласной подкладке парадного мундира или по войлочным ботинкам «прощай, молодость».  

Истоки

Оркестр школы при Госпитале Христа в старинной униформе участвует в шоу лорда-мэра в Лондоне в 2008 году. Фото David Jones/ wikipedia.org

Первыми догадались одинаково одевать своих детей англичане. Правда, при этом форма не объединяла всех школьников страны. Наоборот! Форма стала признаком принадлежности к определенной школе, определенному кругу.

Еще в начале XIII века в Кентербери появились специальные мантии для учащихся, а уже в XVI веке можно было говорить о полноценной форме в одном из учебных заведений – школе при Госпитале Христа, где появились общие для всех воспитанников элементы одежды.

Вот только школа это была довольно специфичная – при приюте для бездомных, где воспитывались сироты. Возможно, сама традиция единой одежды и появилась от того, что недорого – или в дар – приют получил «штуку» сукна, из которого и пошили первые комплекты одежды, а дальше уже город стал ассоциировать детей из школы с определенными цветами, и случайность превратилась в традицию.

Ведь так обычно и одевали детей в сиротских заведениях: какой-нибудь купец передавал в дар ткань (как правило, немарких цветов – серую или темную, недорогую, а то и бракованную, из которой нельзя было выкроить одежду взрослых размеров, но легко было разместить детали маленького костюмчика), и из этой ткани шили одежду сразу на всех детей.

Сегодня бывшая приютская школа – дорогое и престижное учебное заведение с многовековой историей. И бережно сохраняемые в ней элементы формы, напоминающие тот старинный костюм, напрямик сообщают о том, что носящий их принадлежит к привилегированному классу, и его ждет блестящее будущее – в отличие от безродных и разношерстных учеников общественных школ.

Надо сказать, устаревшие, вышедшие из моды силуэты и предметы одежды преследовали маленьких воспитанников сиротских приютов всегда. Но если изначально это происходило просто в силу привычки или низкой квалификации портного, не знающего современных мод, то сегодня брюки-галифе, старомодные блейзеры, шляпы-канотье и прочее стали атрибутами элитных школ, стилем тех, кто рожден с серебряной ложкой во рту.

Нет школ – нет формы

В России учебные заведения в современном понимании стали появляться только в XVIII веке. Это были Школа математических и навигационных наук (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа, Инженерная школа, Медицинское училище. Военные и военно-морские учебные заведения выращивали будущих военных и военных моряков, поэтому и одевали учеников соответственно – примерно так, как одевались офицеры.

Школы, предназначенные для начального обучения детей – цифирные школы, гарнизонные школы для солдатских детей и пр. – обходились без какой-либо специальной одежды. Нужды в ней никто не видел, да и возможностей таких, скорее всего, у родителей не было. 

В середине XVIII века открылись Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус, корпуса Морской, Артиллерийский и Пажеский, Московский университет, первые гимназии в Москве и Казани. И если военные заведения старались унифицировать своих учеников, то в штатских такой задачи не было – одевались, кто во что горазд.

Не изменилась ситуация и при екатериненской реформе образования, когда появились первые народные училища. В соответствии с названием, учились в нем дети небогатых сословий. И хотя реформа значительно увеличила число обучающихся (к концу XVIII века в стране получали образование уже до 70 тысяч человек), уровень грамотности все еще не превышал 8 процентов среди мужчин и 6 процентов среди женщин.

В лицее и в приюте

Фрагмент картины Ильи Ефимовича Репина «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» (1911) Александр Сергеевич в форме Царскосельского лицея

Первая настоящая школьная форма появилась в нашей стране лишь при Александре Благословенном. И одним из первых ее носителей стал наше все и солнце русской поэзии – Александр Пушкин, тогда еще – Саша, ученик первого блистательного набора Царскосельского лицея.

Заведение было в высшей степени престижное, учеба в нем стоила немалых денег, и учились там исключительно наследники старинных дворянских фамилий, которые в будущем должны были стать высокопоставленными придворными, государственными чиновниками, деятелями культуры.  

И униформа была им подстать: качественные материалы, элегантный крой. Это были двубортные сюртуки темно-синего сукна с воротником-стойкой, золотыми пуговицами, и красным кантом на манжетах. К ним полагались из той же ткани длинные панталоны, жилет, а в качестве форменной обуви – низкие черные сапоги.

В этом лицеисты проводили будни, а для торжественных случаев полагался синий мундир с красным воротником, белоснежные панталоны, жилет и галстух. Довершали блистательную картину треуголка и ботфорты. Такую форму запечатлел на своей картине Репин, изображая юного Пушкина и «старика Державина» на лицейском экзамене.

Позже этот довольно эффектный костюм упростился и поскучнел, стал полностью синим, а треуголку заменила фуражка.

Пока лицеисты изображали маленьких наполеончиков, на другом конце социальной лестницы формировалась собственная форма.

В Императорском воспитательном доме для безродных сирот и подкидышей тоже одевали воспитанников одинаково. Но их форменные «курточку и шаровары» па модели, утвержденной лично Ея Императорским Величеством Елизаветой Алексеевной, шили из коричневого «фламского полотна» – дешевой и грубой льняной ткани.

Мундиризация всей страны

Исследователь Ольга Хорошилова, автор книги «Костюмы и мода Российской империи: эпоха Николая II», тщательно изучившая историю школьной (и не только) одежды, пишет:

«Униформа – дитя абсолютизма. Возникнув в XVII столетии, в самую абсолютистскую эпоху, она верой и правдой служила монархам, создавала мифы о силе и непобедимости августейших армий, потворствовала тщеславию чиновных бюрократов. Ее сложная красивость, подчиненная мелким постановлениям и регламентам, отражала сложную организацию монархического правления. Чем жестче и авторитарнее был государь, тем послушнее следовала униформа уставам и предписаниям. Но при мягких, либеральных монархах она с легкостью нарушала правила, открыто заигрывая с модой, не стесняясь быть практичной и простой.

По этому принципу развивалась и форма русских гимназистов. Во времена суровых монархов-мундироманов она, лишенная индивидуальности, красивая и скучная, подчинялась уставам. В эпохи либеральных правлений, особенно при Николае II, форма стала более функциональной, удобной и в большой степени зависела от вкусов и предпочтений тех, кто ее носил. Впрочем, какой бы послушной или демократичной ни была ученическая форма, она следовала военному стилю – во все времена и при любых монархах. Ее изящная строгость и озорное щегольство, ее выпушки, петлички, клапаны, фуражки – все имело армейское происхождение и легкий гвардейский шик. В Российской империи каждый был хотя бы чуть-чуть болен военной униформой – и чиновник, и мещанин, и мальчишка-гимназист».

Одним из главных «мундироманов» русской истории был, безусловно, Николай I. Именно он в 1834 году сделал мундир практически всеобщей мужской одеждой.

Как и его отец Павел Петрович, Николай Павлович чрезвычайно ценил дисциплину во всех ее проявлениях, в том числе – наружное единообразие. Должно быть, такое единообразие терапевтически действует на подозрительного монарха: одного взгляда достаточно, чтобы понимать, кто перед тобой, и чего от него ожидать. Офицер ли это, существующий в рамках устава, и какого полка, штатский ли чиновник – и какого именно ведомства, или подозрительный элемент вроде студента, от которого Бог знает, чего можно ожидать.

С этого момента униформа не просто идентифицировала российского человека – она его определяла, превращая из индивида в часть государственной машины. Омундирены были работники всех государственных служб – от жандармов до сотрудников почтового ведомства. Мундир вполне заменял и лицо, и характер человека.  

Так Пушкин в «Гробовщике» описывает потусторонних гостей из числа бывших клиентов мастера: «покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах», – и тремя этими категориями охватывает целый большой пласт общества.

«И вы, мундиры голубые…» – пишет Лермонтов, и даже мы, не только современники, понимаем, о ком идет речь (не о гусарах).

Гоголь строит историю о возрождении и гибели маленького чиновника Башмачкина вокруг обретения и утраты новенькой шинели – не просто новой и дорогой вещи, а вещи статусной, важнейшей, знака принадлежности к своему классу. Потерять ее – значит потерять свое место в обществе.

Оттепели и заморозки

Мундир теперь вездесущ, и в него одеты не только взрослые, но и дети. Ученики гимназий выглядят как маленькие военные: шинели, мундиры, фуражки с кокардой.

«Воспитанники первых трёх классов носят синие куртки и панталоны сверх сапог, а в четырёх высших – синие мундиры с воротниками цвета того же Учебного округа и с металлическими белыми или жёлтыми пуговицами в один ряд; панталоны сверх сапогов и фуражки того же цвета, а шинели серые; в классы они ходят в мундирных сюртуках»  (Из полного собрания законов Российской Империи).

При реформаторе Александре II на фоне общего смягчения нравов стала меняться и гимназическая форма – на время она стала меньше напоминать военную, вместо шинели разрешили носить пальто с меховым воротником. В 1864 году синюю форму сменили было на темно-зеленую, и отменили использование специальной отделки, которая выполнялась в цветах гимназии (по ней легко было вычислить, к какому учебному заведению принадлежит гимназист).

Однако уже 4 года спустя вновь срочно вернулись к синему цвету (что, интересно, происходило в головах чиновников?). А принадлежность к учебному заведению теперь буквально была написана у ученика на лбу: кокарду школьной фуражки в виде двух «пальмовых» (на самом деле, лавровых) ветвей украсили буквы и цифры, означавшие город и номер гимназии.

Воспитанники пансионов гимназий и тех, кто жил на общих гимназических квартирах, пока родители оставались в сельском имении, должны были носить специальную форму и во внеурочное время, в том числе – во время летних каникул. В южных губерниях милостиво разрешили на лето куртки из белого полотна.

«Оттепель» была недолгой, и при Александре III в быт гимназистов, а также учеников прогимназий и реальных училищ вошла обновленная гвардейская пехотная фуражка, на которую летом натягивали белый коломянковый чехол, а зимой – теплые наушники и башлык из верблюжьей шерсти. А первоклашек перед учебным годом начали брить наголо, как новобранцев.

В 1880-е годы ученики щеголяли «русскими» рубахами или блузами, которые носили под ремень. Это были не тонкие сорочки, а плотные робы – суконные зимой и парусиновые летом. В холода надевался и жилет, но не на рубаху, а под нее, чтобы снаружи гимназисты продолжали оставаться безупречно одинаковыми. Тогда же в жизнь учащихся перекочевали из армейского быта и гимнастерки – или гимнастические рубахи: косоворотки из небеленого полотна, созданные специально для солдатских занятий гимнастикой.

Для парадных случаев существовал и мундир о девяти серебряных пуговицах, который носили только застегнутым и с крахмальным воротничком.

Такая форма более или менее сохранилась с небольшими вариациями до революции 1917 года. Соблюдение ее ревностно охранялось школьным начальством и учителями.

Все должно было быть на своем месте, пришито, выглажено, начищено (не только сукно или кожаные сапоги – пряжку ремня и металлические пуговицы приходилось надраивать, чтобы сияли).

За малейшее несоответствие установленной форме – за оторванную пуговицу, потускневшую пряжку, расстегнутый ворот, или криво сидящую фуражку – наказывали. Наказывали и за появление в городе без формы в свободное время. А в какие-то годы могли наказать даже за неуставную одежду дома – для этого классный наставник мог внезапно нагрянуть с проверкой.

Форма и кондуит

Гимназисты. Фотограф Карл Булла. 01.06.1913 г. Репродукция РИА Новости

Как воспринимали форму сами ученики?… Судя по воспоминаниям, в первом классе она была предметом гордости, свидетельствуя о достижении важного этапа в жизни мальчишки: он дорос до школы.

«Наконец в конце июня 1863 года и я в мундире с красным воротником и медными пуговицами отправился в первый раз на уроки в новое гимназическое здание». Владимир Короленко.

«Моя шинель была новее, герб и пуговицы блестели ярче, но зато у брата был вид старого, заправского гимназиста. Верх его фуражки был нарочно примят по бокам, как у Марка Наумовича, а у меня он пока что упрямо топорщился. Да и всё гимназическое обмундирование ещё выглядело на мне, как на вешалке в магазине. С первого же взгляда можно было узнать, что я новичок». Самуил Маршак.

Но спустя годы отношение к форме менялось. Школьный мундир теперь намертво был спаян в сознании подростка с жесткой дисциплиной, бессмысленной и беспощадной, с наказаниями, со скукой и казенщиной, в которой не было места проявлениям жизни и детства, с несправедливостью и унижением.

«В коридоре парами стоят классы. Жёсткие, с серебряными краями воротники мундиров врезаются в шею. … Руки по швам. Обмороки от духоты и двухчасового неподвижного стояния. Сизые шинели. Сизая тоска. Дни листались страницами дневника. Расписание. Что задано? Балл – отметка. Подписью классного наставника кончалась неделя. И только воскресенье, самый короткий день в неделе, не имело своей графы в дневнике. Все остальное было отчеркнуто «от сих до сих». Это Лев Кассиль.

Так жили не только гимназисты, но и учащиеся реальных училищ, училищ коммерческих, сельскохозяйственных, и даже будущие художники не избежали этой участи. Что уж говорить о кадетах, надевавших форму в детстве, чтобы не снять ее до глубокой старости.

Впрочем, для тех, кто выбирал военный путь форма составляла как раз часть прелесть избранной профессии.

«Форма одежды визитная, она же – бальная: темно-зеленоватый, длинный, ниже колен, сюртук, брюки навыпуск, с туго натянутыми штрипками, на плечах – золотые эполеты… какая красота. Но при такой форме необходимо, по уставу, надевать сверху летнее серое пальто, а жара стоит неописуемая, все тело и лицо – в поту. Суконная, еще не размякшая, не разносившаяся материя давит на жестких углах, трет ворсом шею и жмет при каждом движении. Но зато какой внушительный, победоносный воинский вид!» Александр Куприн, «Юнкера».

Платья и фартуки

Но до сих пор мы говорили лишь о мальчиках. А что у девочек?

Здесь традиции заложили институты благородных девиц, и произошло это еще в 1764 году, когда форма и цвет одежды воспитанниц были закреплены в уставе.

Девочек одевали в просто скроенные, наглухо закрытые платья из камлота (шерстяной ткани) по будням или в шелковые платья по выходным и праздникам. Цвет зависел от возраста: самые маленькие, приготовишки, носили кофейное, девочки от девяти до 12 лет – голубое, от двенадцати до пятнадцати серое, а самые старшие ходили в белом.

К платью полагались белый передник, белая пелеринка и белые нарукавники. Сегодня мы воспринимаем такие дополнения как отделку или аксессуары, но в реальности они выполняли сугубо утилитарную функцию, защищая шерстяную ткань, практически не подлежащую стирке.

По этому образцу стали одевать своих учениц и появившиеся позже женские гимназии. Цвета платьев могли варьироваться, и часто тоже зависели от возраста девочек, но в государственных гимназиях чаще всего выбирали зеленый с белым или черным передником. К платью часто полагался форменный головной убор – где-то это был берет, где-то соломенная или фетровая шляпка. Куприн описывает воспитанниц Екатерининского института где-то на рубеже XIX-XX веков. «Позади и по бокам этой начальственной подковы группами и поодиночке, в зале и по галерее, все в одинаковых темно-красных платьях, все одинаково декольтированные, все издали похожие друг на дружку и все загадочно прекрасные, стояли воспитанницы».

ХХ век

Революция отменила многое. И в том числе – многим уже ненавистную школьную форму, ставшую символом зарегулированности и несвободы. К тому же, форма полагалась только «чистой» публике, и в новом государстве «рабочих и крестьян» выглядела как неуместный пережиток.

Кроме того, в стране установилась разруха, вещей и тканей не хватало любых, не говоря уже о массовом производстве одинаковой одежды для миллионов детей по всей стране. Поэтому, долгое время обходились повседневной одеждой и условной пионерской (белый верх, синий низ).

В середине 1930-х была попытка ввести школьную форму, но, видимо, ресурсов не хватило, и процесс так и не был запущен.

Зато форму – и еще какую! – вводили для детей за рубежом. Например, в Германии, где чистокровные арийские дети щеголяли в военизированной – и надо признать, довольно эффектной – форме Гитлерюгенда. Возможно, именно тогда материковая Европа надолго отравилась этой эстетикой, и по сей день не очень любит наряжать своих детей в одинаковое.

В СССР первая школьная форма появилась не в школах. Ее ввели в 1940 году для учащихся ремесленных училищ. И конечно, она снова до боли военную напоминала: шинель, гимнастерка, фуражка… Большим плюсом стало то, что форма выдавалась бесплатно – для той категории семей, дети которых оказывались в таких училищах, это было важно.

А в 1947 году обязательная форма вернулась и в советские школы.

Мальчикам теперь полагалось быть с ног до головы в сером (брюки и гимнастерка с отложным воротником или стойкой), ремень с желтой пряжкой, фуражка. Серый мышиный цвет был всем хорош – и немаркий, и… немаркий! Но вот чернила на нем виднелись слишком отчетливо, так что через семь лет от серого отказались в пользу неизбывного синего.

Девочки, очевидно, не так интенсивно пачкались в чернилах, потому что коричневый цвет новых школьных платьев так никого и не смутил. К платьям вновь присоединились пришивные воротнички и черные и белые фартуки. Регламентировались даже цвета бантов в косах – черные и коричневые на каждый день, белые на праздник. Девичья форма почти не претерпела изменений в следующие сорок лет – разве что платья меняли силуэт, и время от времени отчаянно укорачивались в соответствии с модой.

А вот у мальчиков форма менялась, и в конечном итоге пришла в 1975 году к тому виду, который больше всего запомнился нынешним россиянам по собственному опыту и многочисленным фильмам: темно-синие брюки и куртка спортивного силуэта с погончиками. Это было более удобно для ребенка, больше соответствовало времени. Что касается девичьего наряда, то к концу 1980-х комплект платья и фартука выглядел уже однозначным пережитком. И в последние годы советской власти вместе с властью дрогнула и школьная форма.

Сначала разрешили старшеклассникам заменить форму костюмами, двойками и тройками – у юношей с брюками, у девочек только с юбками. А потом в течение всего нескольких лет отечественные школы перешли от почти полного единообразия к немыслимой до сих пор пестроте.

Учителя еще боролись с неформальными прическами, украшениями и макияжем, еще хватались за сердце при виде модных свитеров с рукавами «летучая мышь» и отправляли к директорам за надетые в школу джинсы.

Но в школьные двери уже рвались кожаные «косухи», протискивались мини-юбки и лосины, проскальзывало все разноцветное, разношерстное, неукротимое и уникальное, против чего так отчаянно сражались школа и государство два века подряд. Казалось, эту волну уже не остановить.

Век XXI

Но что-то вновь изменилось. Сначала в виде пожеланий и рекомендаций, потом – в ультимативной форме молодое буйство форм и красок вновь начали изгонять из школ.

Что же происходит сегодня?

В современной России обязательной для всех школьной формы нет. Вопрос о том, в чем следует ходить ученикам, каждая школа должна решать самостоятельно. И не просто так, а с учетом мнения учеников и родителей. Как правило, школа задает некое направление – допустимые цвета, предметы одежды и общие пожелания к внешнему виду. Но в некоторых учебных заведениях дети могут носить только одежду установленного образца – тут как повезет.

Что касается ГОСТа на школьную форму, который начал действовать в этом году, он касается лишь качества материалов и пошива, чтобы одежда могла соответствовать гигиеническим нормам и потребностям ребенка, но не регламентирует цвета и фасоны.

Важное отличие сегодняшней школьной одежды от большинства образцов прошлого, о которых мы вспоминали сегодня – ее гражданское, штатское происхождение. Эта одежда больше напоминает костюм бизнесмена, чем военный мундир. Что-то вроде репетиции офисного дресс-кода.

Еще одним важным отличием и даже достижением можно считать свободу одеваться в соответствии с настроением и погодой, выбирая из подходящих комплектов одежды самый подходящий: пиджак, жилет или пуловер, у девочек – юбку, сарафан или брюки, варьируя оттенки рубашек и блуз. Простор для маневра и самовыражения еще остается.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен