Школа Октавия

Мы решили отметить предстоящий международный День Знаний составлением подборки из восьми необычных фильмов о восьми необычных школах

Каждую осень 1 сентября миллионы детей и подростков отправляются на учебу. У одних она будет протекать в школьных стенах под наблюдением профессиональных педагогов, у других – где придется и с кем придется; для одних учащихся этот процесс пойдет быстро и гладко, для других – болезненно и трудно. Приобретенные в итоге знания, умения и выводы тоже получатся у каждого свои. Мы решили отметить предстоящий международный День Знаний составлением подборки из восьми необычных фильмов о восьми необычных школах.

1. Первый раз в первый класс
Первоклассница (1948, СССР)

Деловитая семилетняя Маруся каждый день учится необычным вещам: хорошо себя вести, быть дежурной по классу, заботиться о товарищах, не драться по пути домой с соседским Сережей. Поразительное для места и времени выпуска обаяние и человечность историй о девочке, для которой каждый новый день в школе приносит новые открытия, объяснимы лишь именами их создателей: в частности, автором сценария выступил замечательный российский драматург середины XX века Евгений Шварц.

2. Школа жизни на районе
Тумела / Toomelah (2011, Австралия)

В отличие от московской школьницы Маруси, австралийский туземец Дэниэл растет без особого присмотра: отец – безработный алкоголик, целыми днями бесцельно слоняющийся по аборигенскому поселку; мать с бабушкой кажутся как будто погруженными в нескончаемую медитацию. Да и сама жизнь в резервации достаточно депрессивна. Поэтому не удивительно, что вскоре Дэниэл забрасывает школу и попадает в дурную компанию – к местному заправиле Линдену, у которого местное население, включая мать главного героя, покупает травку. Маленькому Дэниэлу кажется, что все идет по плану, – он только что отдубасил своего недруга и, когда вырастет, тоже станет настоящим гангстером, как и Линден, – но вот в поселке появляется еще один «авторитет», и все меняется. Картина была отобрана в программу Каннского фестиваля «Особый взгляд».

3. Уроки рисования
Четвертый портрет / The Fourth Portrait (2010, Тайвань)

Еще одна национальная версия «моих университетов», жестокая и комичная, драматичная и дидактическая одновременно. Рано умерший отец, строгий дедушка, равнодушная мать, грубый отчим, старший товарищ, научивший воровать, – таковы первые «учителя» десятилетнего Сяна, воспринимающего окружающий его мир через рисование. Четыре написанных Сяном портрета, о которых речь в названии, суть этапы его жизненного пути, суммарно образующие настоящий «портрет художника в юности».

4. Отмечаем отсутствующих
Пикник у висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (Австралия, 1975)

Дэниэл и Сян – мальчики из неблагополучных семей, но все ли слава Богу у благополучных? Эпиграфом к этой живописной картине стоят строчки из Эдгара По: «Что видим мы и что видят в нас есть только сон и сон внутри другого сна». Когда жизнь слишком долго не соответствует сопровождающим ее лозунгам, опасность непредсказуемого развития событий вырастает в геометрической прогрессии: мелкий чиновник у Гоголя потерял собственный нос, Грегор Замза проснулся гигантским насекомым, а несколько учениц викторианского колледжа для девочек и их учительница математики – бесследно исчезают. Первый фильм производства Австралии (по мотивам одноименного романа), получивший широкий успех во всем мире и заставивший говорить о его создателе – режиссере Питере Уире, который несколько лет спустя снимет еще один образцово-показательный фильм о подростках – «Общество мертвых поэтов», тоже нередко всплывающий во всевозможных школьных топах.

5. Перемена мест слагаемых
Последний урок / La journée de la jupe (Франция-Бельгия, 2008)

В центре предыдущих картин были детские судьбы, но дети – не единственные, кто с началом учебного года начинает учиться. Бок о бок с учениками учатся и учителя – правда, не все из них отдают себе в этом отчет, но горе тем, кто осознает это слишком поздно. Издевательства трудных подростков доводят Изабель Аджани до белого каления и заставляют ее взяться за оружие, взяв своих мучителей в… заложники. Три премии «Сезар» – за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль. Еще один французский фильм на похожую тему – менее яркий по сюжету, но, возможно, более глубокий по содержанию – «Класс» Лорана Конте.

5. Дуэль педагогов
Доброта (1977, СССР)

Порой учителя вынуждены отбивать атаки, то есть, пардон, учить не только учеников, но и собственных коллег. «Доброта» – любопытнейшая вариация на ту же тему, что и гораздо более известные «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым или «Дневник директора школы» с Олегом Борисовым. Главные герои этой картины – идейные оппоненты. Директор школы Леонид Павлович Прохоренко (Леонид Неведомский) делает ставку на казарменную дисциплину и – как ни парадоксально – на самоорганизацию учащихся. Новенькая учитель литературы Мария Николаевна Стурженцова (Тамара Семина) – героиню которой почему-то на всех сайтах именуют Струженцевой, несмотря на то, что в фильме она сама произносит и даже пишет на доске свою фамилию – придерживается иного мнения. Между тем, разыгрываются на кону отнюдь не абстрактные фишки, а конкретные живые люди…

6. Закон джунглей
Школьные джунгли / Blackboard Jungle (1955, Великобритания)

Надо признать – не в укор, разумеется, отечественным педагогам – что бывают детишки и потруднее тех, что достались герою в гарлемской школе. В частности – ученики Ричарда Дедье из класса подростков с асоциальным поведением, первых кандидатов в подростковые колонии общего режима. Именно с этого фильма, с триумфом прокатившегося в Америке и Великобритании, началась мода на всяческих без пяти минут уголовников, сидящих за школьной скамьей; более того – среди этих самых оборотней в школьной форме картина тоже имела огромный успех. Так, на показах «Джунглей» в кинотеатрах под звучащий на экране рок-н-ролл в залах начинались спонтанные пляски и злостная порча имущества: воодушевленные правдой жизни на экране школьники принимались резать кресла и плясать между рядами. В наши времена фильм смотрится скорее старомодно-сентиментальным, но более полувека назад он получил несколько Оскаров и даже удостоился исследования в связи с волной правонарушений среди несовершеннолетних.

7. Гарлем дает добро
История Рона Кларка / The Ron Clark Story (2006, США)

Завоевав безоговорочное восхищение в родной Северной Каролине – и уверовав в свое безграничное педагогическое могущество – честолюбивый Рон Кларк отправляется покорять Нью-Йорк. Единственное место, куда его со скрипом принимают (ввиду отчаянной нехватки преподавательского состава), – школа в «черном» районе Нью-Йорка, самый трудный ее класс, состоящий из неблагополучных подростков. Поначалу кажется, что Кларк обречен на провал, однако героическая готовность учителя жертвовать всем чем угодно ради успеваемости своих учеников приносит свои плоды. О методах Кларка можно и, наверное, нужно спорить, но это – настоящий одержимый педагог, синтезировавший в своем подходе крайние методы Стурженцовой и Прохоренко. А самое важное в этой оптимистической картине, более или менее убедительно призывающей зрителя поверить в свои силы, – то, что она основана на реальных событиях. Имя педагога тоже подлинное; вскоре после своего первого успешного выпуска ему предстоит основать целую Академию.

8. Инкубатор гениев
Расписание на послезавтра (1978, СССР)

Элитную физико-математическую школу, преподаватели в которой сплошь доктора наук, возглавляет молодой директор (Олег Даль), придерживающийся самых либеральных принципов воспитания. Но и ему приходится нелегко в этом инкубаторе гениев, когда ученики в поисках металлического водорода, взрывают школьную лабораторию. По традиции физикам в этом фильме противостоят лирики в единственном (но на удивление стойком) числе учительницы русского языка и литературы (Маргарита Терехова), которой приходится выдерживать высокомерие будущих ученых ко всему корпусу «неточных» гуманитарных дисциплин. Поймут ли эти талантливые «технари», что такое поэзия? Можно ли представлять себе, что такое информация, если не способен видеть поэтические образы? Чем научная интуиция отличается от художественной, если отличается вообще?

Незаслуженно малоизвестный фильм с блестящими актерами, остроумными диалогами и широким драматическим спектром воздействия.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.