Сестры милосердия в богадельне

В Свято-Спиридоньевской богадельне живут 12 старых людей. За ними ухаживают 15 сестер милосердия. О том, как трудятся сестры, рассказывает старшая сестра богадельни Ольга Иорданская

В Свято-Спиридоньевской богадельне живут 12 старых людей, нуждающихся в уходе. Как правило, это одинокие люди. За ними ухаживают 15 сестер милосердия. О том, как трудятся сестры, рассказывает старшая сестра богадельни Ольга Иорданская.
– Богадельня появилась 12 лет назад ради тех стариков, за которыми сестры милосердия годами ухаживали в больнице и которых некуда было выписывать. Именно они были первыми насельниками богадельни. Как сейчас появляются новые подопечные, вы их как-то ищете?
– Сейчас мы никого специально не ищем. Родственники, соседи или сами старые люди обращаются в православную службу «Милосердие» с просьбой взять старушку в богадельню. Мы выезжаем, знакомимся и решаем, кого берем, а кого – нет. Мы не берем, например, тех, кто состоит на учете в психоневрологическом диспансере, особенно если это ходячий человек. У нас, конечно, лежат старушки со старческой деменцией и почти все принимают препараты, которые назначает психиатр. Но если человек изначально в таком состоянии, то мы не берем его, потому что с таким человеком очень тяжело.

– К вам попадают только одинокие люди?
– И одинокие, и те, у кого есть  родственники. Был момент, когда сестры жаловались на то, что им тяжело ухаживать за человеком, если у него есть родные: непонятно, почему человек находится в богадельне, ведь дома лучше. И наши старики, конечно, хотят домой, потому что там родные стены. Но у нас находятся люди, действительно нуждающиеся в помощи. Даже те, у кого есть родные, не могут дома получить нужный уход, без которого, возможно, их уже давно не было бы. У нас есть бабушка Зинаида Николаевна, она понимает, что родственникам будет очень тяжело ухаживать за ней: у ее дочерей тяжелая ситуация, у одной из них родился больной ребенок. Если бы ей сейчас предложили пойти домой, вряд ли бы она согласилась.
– В чем заключается уход за стариками?
– У наших сестер очень тяжелый физический труд. Бабушки лежат в кроватях и большинство из них не могут сами ни сесть, ничего с собой сделать. Их нужно сажать в кровати, некоторых надо кормить, для профилактики пролежней регулярно переворачивать в кровати, умывать каждый день. Банный день бывает раз в неделю, и иногда это очень тяжело. Мы стараемся в этот день всех отвезти в ванную комнату. Для этого надо старушку с кровати пересадить на кресло, на кресле довезти до ванной, там ее пересадить в ванну. Старушки у нас бывают очень тяжелые не только по физическому состоянию, но и по весу, а подъемников у нас нету. Поэтому девчонки берут на руки старушку и пересаживают. А есть у нас сестры, которые сами приближаются к пенсионному возрасту и им просто не по силам поднимать бабушек.
– Подъемники облегчили бы труд сестер.
– Мы давно об этом думаем, и уже назрела необходимость поиска подходящего подъемника. Нам нужен небольшой подъемник, потому что помещение у нас маленькое, все-таки это квартира.
Что еще делают сестры?
– Помимо ухода, в обязанности сестер входит измерение давления, температуры, пульса. Они делают перевязки, раздают лекарства, выполняют все врачебные назначения. И плюс санитарская работа – полы, пыль – все на сестрах. Сестры, работающие на первом этаже, отвечают за еду – раздают ее и моют посуду. Сестры второго этажа замачивают и стирают белье.
– Хороший уход продлевает жизнь, но он продлевает и страдания больных стариков.
– У нас бывают очень тяжелые больные. Одна бабушка очень долго мучалась: у нее была страшная гангрена на ноге, нога просто высохла, а на стыке здоровых и больных тканей все гноилось. Ей было очень тяжело, она к тому времени уже оглохла и ослепла, до нее было не докричаться. И сестры читали канон на исход души, недели две точно.
– Сестры говорят с бабушками о вере?
– Чтобы сказать человеку что-то о вере – нужен дар, это не все могут. А есть у нас Марина Николаевна, она умеет и проводить беседы, и докричаться, и объяснить. У нас был такой случай, что бабушка сестре рассказала о своем грехе, но стеснялась рассказать об этом священнику на исповеди. А после беседы с Мариной Николаевной она покаялась. 
Те, кто не могут говорить о вере, могут своим жизненным примером приводить к вере. Все бабушки знают, что все сестры милосердия у нас верующие, ходят в храм, молятся, если что-то спросить – они ответят. Бабушки, которые были маловоцерковленные или вообще далеки от Церкви, потихонечку воцерковляются, и порой вера у них более живая, чем у тех, кто давно много лет ходят в храм.
Была у нас Татьяна Ивановна, которая вдруг впала в состояние какой-то одержимости, сорвала с себя крест, начала богохульствовать. Мы все молились. И Господь все устроил. В то время тоже умирала моя бабушка, я зашла вечером в храм, рассказала про бабушку, и мы со священником поехали к ней, а потом заехали в богадельню. Я подошла к Татьяне Ивановне, спросила, хотела бы она исповедоваться и причаститься, и она согласилась. В ту же ночь она умерла.  
– Бывают ли в богадельне праздники?
– Мы празднуем Рождество, Пасху, день рождения богадельни 25 декабря. На День Победы стараемся делать праздник, приглашаем гостей. Дни рождения старушек отмечаем. Молебны – это большое событие и для сестер, и для бабушек. Бабушек мы поднимаем на второй этаж, в этом нам помогают добровольцы. После молебна бывает для бабушек чаепитие.
На Рождество сестры стараются делать спектакли с участием насельников богадельни. Первый спектакль у нас был по пушкинским мотивам, сказка, собранная из разных его произведений. В этом спектакле участвовало много наших бабушек, сотрудники и даже дети сотрудников. У нас провела последние месяцы жизни
Вера Федоровна Гринь, активно участвовшая в устроении Свято-Софийского детского дома, мы ей посвятили спектакль по книге сербского писателя Игора Коларова «Аги и Эмма», брали оттуда отрывки, музыка была, песни Новеллы Матвеевой, картины Ван Гога. Для «Дон Кихота» и и «Щелкунчика» сестры сами сшили кукол. У нас до сих пор живут куклы: Щелкунчик,
Дон Кихот, Санчо Пансо и лошадка.
– Сестры часто меняются или работают долго?
– Просто так (надоело, не понравилось) у нас мало кто уходит. Если уходят, то в силу каких-то жизненных обстоятельств: девочка вышла замуж, пошли детки, понятно, что работать в богадельне она больше не может. Или по состоянию здоровья – все-таки у нас тяжелый физический труд.
Беседовала Ирина РЕДЬКО

Свято-Спиридоньевская богадельня является одним из проектов Православной службы «Милосердие». Поддержать насельниц богадельни можно став Другом милосердия

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?