Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Сестры милосердия у постели больного – секреты и советы

На статью о сиделках откликнулись сестры милосердия Свято-Димитриевского сестричества. Они рассказали о секретах хорошего ухода за больными и слаженной работы патронажной службы

На статью о сиделках откликнулись сестры милосердия Свято-Димитриевского сестричества. В чем же секреты хорошего ухода за больными и слаженной работы патронажной службы? Как проконтролировать работу нанятой сиделки? Вот что нам рассказали сестры милосердия.

Команда помощников – как это устроено

Ольга Егорова, старшая сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества:

– Все что написано в статье – правда, но есть еще одна серьезная проблема. Услуги сиделок нужны всегда, но агентств по найму не становится больше, хотя, казалось бы, спрос должен рождать предложение. Почему так происходит? Пробую объяснить на примере патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества. Первые подопечные появились у нас 20 лет назад. Большинство из них находились в совершенно безнадежной ситуации и сестры просто не смогли пройти мимо. Но многие из этих подопечных до сих пор с нами. Одной из них сейчас за 90 и более 15 лет ухаживают за ней наши сестры. Эта бабушка не может двигаться, сознание у нее нарушено, но при этом она живет в своей квартире, под нашим присмотром. Возможна ли такая ситуация в платной патронажной службе? Думаю, нет. У нас ротация пациентов очень небольшая, ухаживаем за людьми годами. На 50-60 сестер у нас около 40 подопечных и эти цифры не меняются. Мне кажется, что большие патронажные службы нежизнеспособны. Оптимален небольшой коллектив, 30-50 человек, где руководитель знает всех сотрудников в лицо. И, конечно, патронажная служба – не та организация, которая может приносить прибыль. Во всем мире службы сиделок существуют на средства благотворителей.

20 лет назад наши сестры увидели в больнице пациентку, у которой прогрессировало тяжелое заболевание – рассеянный склероз. Эта женщина была успешным специалистом, но работать по специальности ей становилось все труднее, а сиделку она себе найти не могла. Родных у нее не было, она одна растила дочь. Дело было в 1990-е, и беспомощная больная женщина с ребенком, в большой квартире в центре Москвы могла стать легкой добычей для бандитов. Сестры начали помогать этой семье – вязли на себя уход за больной, состояние которой становилось с годами все тяжелее и все домашние хлопоты. Характер у подопечной оказался сложный, а требования к лечению и обслуживанию – высокие и сестрам порой приходилось с ней непросто, но мы помогаем этой семье уже 20 лет. Дочка нашей подопечной выросла и закончила вуз, а ее мама, хотя и не очень здорова, жива и находится не в интернате, а дома.

Работу наших сестер оплачивают благотворители. Сами больные и их родственники не платят за уход ни копейки, да им и нечем было бы платить. Это – особые случаи, крайние ситуации. Но у нас каждый случай – особый. Труд сестер милосердия нельзя поставить на поток, и она, к сожалению, не может приносить прибыль. На работу патронажной службы «Милосердие» все время приходится собирать средства. В мае, например, это происходило на празднике «Белый цветок».

Хорошая сиделка – специалист высокой квалификации. Уход за больным отдельная, очень кропотливая работа, без надлежащего ухода не поможет и лечение. Программа – максимум поставить человека на ноги. Но даже если это невыполнимо, сестра милосердия знает, как облегчить боль и заживить раны, усадить парализованного больного, чтобы он держал равновесие. Наши сестры, знают, как перевернуть стокилограммового пациента и не повредить себе спину, в больнице две хрупких девушки легко перекладывают больного с кровати на каталку и обратно. Выполнять назначения врача, не допускать пролежней, немедленно сообщать врачу о важных изменениях в состоянии больного, разрабатывать мышцы, покормить через зонд, померить давление – всеми этими навыками владеют наши сестры.

В домах наших пациентов чистота, как в больнице. Все четко – в этом ведре моем пол, в этом тазу замачиваем ветошь. Каждый день мы не только проводим туалет больного, но и моем полы и протираем все поверхности. Жилище тяжелого больного превращается в сестринский пост, не теряя домашнего уюта. Продавленный диван по возможности заменяем на функциональную кровать, или хотя бы противопролежневый матрас стараемся добыть.

Наш алгоритм работы, проверен годами. Трудимся в команде. Сестры работают сменно, передавая больного друг другу. Каждая ведет подробные записи, сообщая сменщице о проделанных манипуляциях и изменениях в состоянии больного. Мы поддерживаем контакт с лечащим врачом, вызываем их для консультации.

В нашу помогающую команду мы всегда привлекаем близких больному людей, родственников, соседей, соцработников. Каждый делает понемногу, в свою меру, глядишь, жизнь у человека начинает входить в русло, налаживается. Часто родственники и друзья отдаляются от тяжелого больного, особенно если это человек в возрасте и со сложным характером. Отходят в сторону, потому, что не в силах нести эту ношу во всей полноте. Но, когда видят, что они уже не одни – возвращаются и помогают.

Мы стараемся сплотить вокруг больного людей, удержать близких. Так иногда на улице люди идут мимо лежащего на асфальте человека, но если найдется кто-то, кто организует процесс, все меняется: один прохожий вызывает «скорую», другой бежит за водой, а третий накрывает пострадавшего своей курткой.

Наш труд не приносит прибыли, хотя, в крайнем случае, может обеспечить крышу над головой и кусок хлеба. Зато работа сиделки может быть полезна для души, она дает смысл жизни. Особенно, если человек воцерковленный и помогает ближнему сознательно.

Работа сиделки очень энергозатратна – и физически, и морально. Сестры много времени проводят рядом со своими подопечными, если это происходит годами вполне можно утратить связь с реальностью. Накапливается и усталость. Конечно, руководитель стремится распределить нагрузку, чтобы дать сотрудницам возможность восстановить силы. Но каждая из сиделок должна следить и за собой, чтобы не переутомиться. Тут важно и высыпаться, и отвлекаться. Способы восстановиться у каждого свои, кто-то любит прогулки, кто-то – вязание, а кто-то классическую музыку.

Выбор сиделки – советы профессионалов

Ольга Лушанова, сестра милосердия, руководитель патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества:

– Наша патронажная служба полностью загружена, хороших сиделок в Москве действительно не хватает. К нам часто обращаются родственники тяжелых больных. Чтобы помочь этим людям хотя бы информационно мы недавно провели мониторинг работы московских «сиделочных» сервисов. И вот что удалось выяснить:

На рынке есть два вида агентств: кадровые и патронажные службы. Кадровые агентства направляют к вам сотрудника и берут себе солидный процент с его первой зарплаты, вплоть до 100%. Иногда платят родственники больного, а иногда – сами сиделки. После этого агентство ни за что уже не отвечает. Но на деле они, конечно, заменят сиделку, если кандидат вам совсем не понравился. Патронажные службы берут 25-35% от каждой зарплаты сиделки ежемесячно, но обещают им постоянную занятость, а вам участие – решение возникающих проблем.

Когда речь идет об уходе с проживанием – мы видим один тип сиделок, именно тот, который описан в статье.

Печально, но факт – пациент, нуждающийся в уходе, обречен на постоянные поиски и смену сиделок. Проживать с больным долгое время один и тот же человек не может. Сиделки – приезжие, а жить в Москве без регистрации можно только 3 месяца, потом им нужно уезжать, а вам – искать новую сиделку. Среди этих людей встречаются действительно квалифицированные и участливые люди. Но очень тяжело каждый раз выбирать из нескольких кандидатов лучшего, боясь и ошибиться и обидеть. Тяжело отказывать людям, много сил уходит поиск. Хорошо, если этот труд берут на себя родные пациента.

Но главная задача родных – контролировать сиделку. Но – контролировать, а не придираться. В начале работы все – хорошие, острые углы начинают проявляться через недели, тогда же начинают намечаться проблемы, которые лучше обсуждать сразу.

Бывает, нужен уход на «короткие часы», например, 5 дней в неделю по 8 часов, пока родственники на работе. Или утро-вечер – сиделка приходит ненадолго 2 раза в день. Такие заказы берут люди, которые постоянно живут в Москве, часто они даже умудряются заработать на съемную жилплощадь и перевезти детей. Берут по нескольку заказов весь день и бегают по городу. «Короткие часы» – удел активной труженицы, работа на износ.

При выборе сиделки главное четко понимать, чего вы от нее хотите. Нужно установить правила, а обязанности и режим дня хорошо бы записать. Например: подъем больного в 9-00, утренний туалет, завтрак, пересадить на кресло и отвезти на кухню, прием лекарств, отдых, гимнастика – разминка суставов… Памятку лучше записать на листке и повесить его на видное место. Еще нужна тетрадь с меню больного, и учет чеков для покупки продуктов. Не потому что вы подозреваете сиделку в воровстве. Поверьте, сиделка тоже себя спокойнее чувствует, когда понимает, чего от нее хотят. Все-все-все нужно проговорить. До мелочей. И время, когда сиделка уезжает, и то, что ваша мама не выносит запаха сигарет и все время забывает, где находится.

Что же делать, если несчастье с вашим близким случилось внезапно, помощь нужна надолго, а сами вы ухаживать за больным не умеете? Сначала лучше нанять хорошего специалиста, подороже, хотя бы на неделю. Это позволит понять, чего требовать от остальных».

Желающих овладеть профессией сиделки мы бесплатно обучим на патронажных курсах.

Пожертвование на работу патронажной службы можно сделать здесь.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?