«Здравья желаем, Ваше милосердие!», — восклицали солдаты Японской войны, когда в лазарет входила Анна Федоровна Мейендорф — блестящая дама, баронесса из знатного рода и простая сестра милосердия. Она начинала своё служение во время голода и эпидемии цинги в Самарской губернии. Закончила земной путь на госпитальном судне «Портюгаль», затопленном германцами в 1916 году у турецкого берега. Анна Федоровна успела разбудить юную сестру милосердия и вытолкать ее по трапу наверх, снабдив спасательным поясом.
Есть десятки подобных историй о сестрах милосердия в России. В 1991 году после большого перерыва их общины стали появляться снова. Свято-Димитриевское сестричество было среди первых.
На фото вы видите Татьяну Павловну — нашу первую сестру милосердия, она в Сестричестве с 1991 года! Прослужила главной сестрой 30 лет. Её преемницей стала Наталья Дмитриевна (на фото слева). А в центре — сестра милосердия Оксана Дмитриевна, которую благословили носить сестринский плат в 2025 году. Жизнь продолжается!
Как и сто лет назад, эти женщины пришли в сестричество по призванию. Как и сто лет назад, сестричество живёт только на пожертвования. Сёстры ходят домой к одиноким старикам, малоимущим, тяжелобольным людям. В больницах присматривают за теми, у кого нет родных, а зачастую у таких пациентов нет и документов или даже памяти о себе. Подопечные сестричества не имеют средств нанять сиделку, покупать подгузники и гигиенические кремы для борьбы с пролежнями. Трости или ходунки — иногда это тоже роскошь.
«Среди наших подопечных много людей, попавших в страшные жернова жизни. Поступают пациенты с улицы в непригодной одежде, не по сезону, и не имеющие, в чём выйти после выписки (добраться до дома или в приют), — говорит Ольга Егорова, руководящая в сестричестве группой помощи ВИЧ-пациентам ИКБ№2. — Мы начали работу в 90-е, когда Русская Православная Церковь призвала именно к этой задаче. Сейчас у нас уникальный, колоссальный опыт. Научились лечить даже незаживающие раны у подопечных». И не только телесные раны. Благодаря встрече с сестрами милосердия многие приходят к вере в Бога. Кто-то впервые причащается, успев перед самой смертью. Кто-то начинает новую жизнь, строя семью и обретая смыслы. А кто-то остается здесь добровольцем.
Руководство больниц и медперсонал знают, насколько важна помощь сестер милосердия. У врача протокол, ответственность и поток. У сестры — молитва, смирение, внимание к ближнему. Там, где работают сестры, улучшается статистика. Вот так буквально, потому что отношение, как к родному, беспомощному ребёнку возвращает юное желание жить. Даже в самых тяжелых отделениях — в нейрохирургии, где имеют дело с инсультами, или в психосоматике, куда попадают в остром депрессивном состоянии.
«Происходят у нас и настоящие чудеса» — это слова Ирины Колесниковой, руководящей командой сестер милосердия в социальном доме «Люблино», бывшем ПНИ №11. «Одна из сестричек, найдя здесь свое призвание, обрела и семейное счастье — удочерила с мужем девочку Танюшку. А в Пасхальные праздники на моих глазах случилось чудо, рожденное любовью и терпением: у нашего Марка, благодаря ежедневным упражнениям, рассоединились сросшиеся три пальчика. Теперь он не только самостоятельно ест ложкой, но и рисует супом!»
В Свято-Димитриевском сестричестве работают более 150 человек. В Первой Градской через их заботливые руки проходит более 2 700 человек в год. Во 2-й инфекционной — более 1 100 человек, и около 300 пациентов получают постоянный паллитивный уход. В психоневрологическом социальном доме у сестер милосердия более 100 подопечных. В патронажном присмотре на дому — более 70. В богадельне круглосуточно заботятся о 21 насельнике, в проекте «Сопричастие» опекают девять детей с тяжёлыми множественными нарушениями здоровья.
Сейчас у Сестричества трудные времена. Сократилась помощь от частных крупных жертвователей, доходившая по объему до половины годового бюджета. Сестер не содержит государство, и для больниц они являются просто добровольцами. Зарплаты платятся только из пожертвований и грантов. И у нас есть понимание, что большие сложности грозят Сестричеству уже в ближайшие недели — дефицит средств до конца зимы составляет более 9 370 000 рублей. А начиная с весны, на каждый месяц 2026 года не хватает примерно 8 870 000 рублей.
Сестры молятся о том, чтобы помощь пришла, вспоминают, как Господь помогал и в страшные 90-е годы, и позже во время любых кризисных ударов.
Мимо плывут эпохи и события, а работа сестёр по-прежнему нужна самым обездоленным. Давайте поможем!
