Приступая к беседе, епископ Пантелеимон напомнил, что применять опыт святых отцов в борьбе со страстями нужно рассудительно и осторожно. Всегда надо иметь в виду разницу между их высоким духовным уровнем и своим собственным, «возможно, даже не нулевым, а минусовым». Иначе есть риск лишь усилить ту страсть, которую пытаешься исправить, а то и приобрести другую.
Владыка привел слова прп. Симеона Нового Богослова о том, как он шел по духовному пути за своим наставником прп. Симеоном Благоговейным. Новый Богослов поэтически говорит, что наставник омывался в источниках и ему указывал на источники живой воды. «Но я, – сокрушается святой, – вместе с водой черпал глину, мутил эти источники и вместо того, чтобы очиститься, загрязнял себя».
Уныние – одна из самых тяжелых страстей
«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».
Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.
У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.
Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.
Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.
Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).
В чем разница между печалью и унынием
Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.
Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):
И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?
О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.
Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.
Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.
«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.
Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.
«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали. Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами».
Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».
Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).
Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.
При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.
Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.
Уныние – мировоззрение дьявола
Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.
Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.
Молитвы от уныния
В унынии нужно бороться с духом неблагодарности и хулы на Бога. Епископ Пантелеимон привел краткие молитвы от уныния, которыми молились древние святые отцы, и которые приводит в своих трудах русский святой прп. Нил Сорский:
Прп. Варсонофия Великого: «Господи, воззри на скорбь мою и помилуй меня! Боже, помоги мне грешному!»
Прп. Симеона Нового Богослова: «Не допусти до души моей, Владыко, выше силы моей искушения, или скорбь, или болезнь, но дай облегчение и крепость, чтобы я смог все претерпеть с благодарением!»
Свт. Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»
Владыка обратил внимание на то, что дело не в вычитывани правил, лучше краткое молитвословие, но с чувством собеседования души с Богом. Молиться можно и своими словами.
Послабления в унынии
Епископ Пантелеимон отметил, что иногда невозможно выйти из состояния уныния без смеха, но смеха доброго, без зубоскальства, грубости и, конечно же, кощунства. Он напомнил поговорку «добрый смех – не грех», которую любил повторять отец Павел (Груздев). Тонко шутил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный священник советского времени протоиерей Тихон Пелих даже каялся в том, что он много смеется, а потом добавил: «Ну вот слез нет, мы и смеемся».
Можно съесть что-то вкусное, чтобы выйти из уныния, как, например, преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам съесть сухарик.
«Один старенький батюшка мне говорил, что, когда он унывал, то смотрел добрые комедии: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве». Я перечитывал Пушкина. «Капитанская дочка» мне очень понравилась в таком состоянии», – рассказал владыка.
Очень хорошо учить языки, вообще учить что-то наизусть, чтобы ум отвлекался. Хорошо учить молитвы наизусть.
Помогает утомлять свое тело физическим трудом. Епископ Пантелеимон рассказал, что вышла книга «О жизни схиигумении Севастианы (Жуковой)». В ней собраны воспоминания об этой известной подвижнице, духовной дочери прп. Севастиана Карагандинского, умершей в 2015 году. Матушка Севастиана любила изречение доктора Ф. П. Гааза: «Если нужны врачи, да будут тебе таковыми три средства: веселое расположение духа, отдых и умеренная диета». Христиан должно отличать доброе расположение духа, а не мрачность. Даже, если у тебя в душе есть скорбь, надо «помазать главу елеем» и быть радостными.
Епископ Пантелеимон советует пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Ранний подъем с молитвой настраивает весь день. Вечером же ты устал и уже не можешь не отвлекаться на пустое, на новостные ленты, Instagram. «Ты не замечаешь людей рядом с собой, но читаешь, что пишут какие-то виртуальные друзья. Ты переходишь в иллюзорный мир, где царствует не Бог, – сказал владыка. – Пришел домой, помолился и лег спать».
Мера во всех этих занятиях определяется очень трудным образом, опытом. Нужно выбрать для себя царский, средний путь.
Епископ Пантелеимон рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:
Правило радости 1. Укорять себя
По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.
А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.
Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением». Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».
Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.
Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.
Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби
«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, – продолжил епископ Пантелеимон. – Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны. Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.
Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной
Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.
Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.
Правило радости 6. Радость умножается делением
«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.
Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.
Правило 7: В основе радости благодарность Богу
Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).
Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв – это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.
«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, – продолжил епископ Пантелеимон. – Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость – это Литургия. Основа радости – соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием – подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», – подчеркнул епископ Пантелеимон.
В завершение беседы он сказал, что пытающийся победить страсти без труда и борьбы, а слушая лекции и читая книги, похож на человека, который, как говорил прп. Григорий Синаит, познает тень вместо истины. «Насколько эта тень станет истиной, зависит от того, как мы сами будем жить», – подытожил владыка Пантелеимон.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.