Саша Рождественский появился на свет в октябре 1872 года в селе Орехово Владимирской губернии. «Мой сын всегда спешил, – вспоминал позже его отец, протоиерей Василий Рождественский. – Словно знал, что ему отмерено немного лет, но много дел». Александр появился на свет за два месяца до срока, как будто не желая ждать, чтобы начать свой путь. Его укутали в вату и положили на теплую печку, стараясь не думать о том, хватит ли крохе сил для жизни. Мальчик выжил, но рос слабым и болезненным.
Капля тепла
Саша часто слышал, как эмоционально, иногда со слезами его отец произносит проповеди против пьянства. Рабочие в их селе злоупотребляли алкоголем, дрались и избивали жен и детей. Саша видел, как к его маме приходят заплаканные мамы его друзей и она их утешает, дает еду и вещи. Однажды Саша возвращался домой из храма после вечерней службы, как вдруг услышал всхлипывания из кустов. Встревожившись, он подошел ближе и увидел своего друга Ваню. Тот сидел на земле, обняв колени, и горько плакал. Все в селе знали, что отец Вани часто выпивал и становился в таком состоянии злым и драчливым.
Саша присел рядом и спросил, что случилось.
– Папа… снова… избил маму. А потом… потом сам попал в драку. Еле живой сейчас лежит. А сестра… она голодная и испуганная…
Саша обнял Ваню, стараясь передать ему хоть каплю тепла, потом пригласил к себе домой, угостил кашей и подарил одну из своих любимых игрушек. А сестре передал пакет сладкой выпечки. Ушел Ваня, а Саша задумался, почему страдают люди и как им помочь.
Крот в библиотеке
Когда Саше было девять лет, его отправили учиться во Владимирское духовное училище. В училище он быстро подружился с ребятами, с интересом изучал все предметы, а потом поступил в семинарию в том же городе. Саша очень любил книги. Он упорно в них искал ключ, который помог бы открыть сердца людей, чтобы они не обижали близких и жили с Богом.
Друзья сравнивали Сашу с кротом, так как он в библиотеке, роясь в книгах, проводил многие часы напролет.
Ради детского счастья

Библиотекарь и преподаватель духовного училища В.Т. Георгиевский с удовольствием приглашал Сашу к себе в гости. Дети Василия Тимофеевича очень любили, когда приходил Саша. Они бежали к нему навстречу и кричали:
– Саша, расскажи дальше… Расскажи еще…
Малышам очень нравилось, сидя на диване, слушать удивительные рассказы о жизни первых святых, далеких странах и чудесах. Помогая библиотекарю изучать отчеты Владимирского духовно-просветительского Александро-Невского братства, Саша заинтересовался его работой. Спустя годы он вспоминал: «Именно Владимирское братство подало мне первую мысль основать в Петербурге Общество трезвости того же наименования».
Много крови пролито из-за алкоголя
Став студентом Петербургской духовной академии, Александр стал проповедовать среди рабочих. В те районы, которые многие обходили стороной, чтобы не попасть под удар пьяных работяг, он, наоборот, шел в первую очередь.
С юных лет Александр удивлял своим полным неприятием алкоголя. Ни разу в жизни он не прикасался к спиртному, и даже его товарищи по Духовной академии не смогли уговорить его попробовать хотя бы глоток вина.
Когда ему предлагали рюмку, он всегда отказывался, объясняя: «Кровью пахнет». Сокурсники удивленно переглядывались, не понимая, как можно провести такую параллель. Но Александр объяснял: «Много крови пролито из-за алкоголя, много драк и убийств. Вот и пахнет».
Глухая и пьяная местность

В 1897 году Александр с отличием оканчивает Академию со степенью кандидата богословия и становится священником Воскресенской церкви Общества религиозно-нравственного просвещения. Он был счастлив своему назначению: именно здесь, «в местности глухой и пьяной, где царил разгул и беспробудное пьянство», возле Варшавского вокзала, люди больше всего нуждались в деятельной заботе искреннего пастыря.
В конце XIX века этот район был рабочей окраиной Петербурга, действительно имевшей славу неблагополучного места. Местные рабочие часто подолгу пропадали в кабаках, что часто заканчивалось драками и поножовщиной, в которой гибли люди. А их семьи жили в беспросветной нищете.
В Санкт-Петербурге в целом в начале XX века была тяжелая ситуация с пьянством: в 1907 году уровень душевого потребления алкоголя в столице составлял 2,02 (ведра водки), тогда как в уездах – 1,64 на человека в год.
Хотелось кричать от невыносимой внутренней боли
Отец Александр принял священство в 23 года. После того, как он первый раз исповедовал прихожан, молодой священник еле дошел до дома и, упав на кровать, стал горько рыдать, захлебываясь слезами. Своему другу писателю Е. Поселянину об этом дне он говорил так: «В тот день, когда мне, по случаю поста, пришлось первый раз в жизни исповедовать народ, я из церкви еле дошел домой и почти без чувств повалился на кровать. Мне хотелось кричать криком от невыносимой внутренней боли. Передо мной разом обнаружилась вся бездна человеческого порока, все то зло, какое гнездится в душе человеческой». Но чем помочь этим страдающим людям?
Общество трезвости
И он придумал. 30 августа 1898 года в стенах Воскресенского храма, расположенного у шумного Варшавского вокзала, было основано Александро-Невское общество трезвости. В день открытия в ряды общества вступили 151 человек, а всего через год более 3000 душ объединились под знаменем трезвости! Через семь лет в обществе насчитывалось свыше 70 тысяч членов, и оно стало самым масштабным на территории дореволюционной России.
Терпеливая нянька для обтрепанной толпы

Именно «Варшавка», как ласково называли местные жители Воскресенскую церковь, стала колыбелью народной трезвости. Рабочий люд находил здесь не только поддержку и понимание, но и надежду на лучшее будущее. Современник подвижника, священник Евгений Кондратьев, вспоминал: «Какая неказистая, грязная, обтрепанная толпа наполняла, особенно в праздничные вечера, Воскресенскую церковь. В ком бы не вызвала она брезгливости, недовольства, презрения! Но истинный народник Александр Васильевич был с этой толпой чрезвычайно нежен, бесконечно терпелив: он глубоко верил в возможность исправления и обновления людей».
«Пойдем в храм у Варшавки», – говорили жители закопченного Петербурга. «Варшавка» стала настоящим народным храмом, где фабричные труженики собирались за богослужением, на чтениях и в школе.
Чтения с туманными картинами
Большой популярностью у людей пользовались чтения с «туманными картинами», собиравшие толпы слушателей. Священник сам читал текст или рассказывал, а для большей наглядности показывал «туманные картины» – изображения, которые получали с помощью «волшебного» фонаря.
В фонарь с линзой вставлялись стеклянные пластины, изображение проецировалось на стену через линзу. Свет давала маленькая свеча, дым от нее отводился через специальную трубу. Люди открывали для себя неизведанное: от путешествий по Святой земле до житий святых. Вход на чтения стоил всего 3 копейки, а вырученные средства шли на содержание бесплатных столовых, покупку одежды и обуви для бедных детей.
На улицах Петербурга прохожие теперь часто слышали такие разговоры:
– Он бросил пить: записался…
– Где записался?
– В обществе трезвости у отца Александра. Батюшка в храме записывает.
– Так неужели не будет пить?
– Как же он будет пить, коли записался на целых три месяца? – не сомневался говоривший.
«Старец по духу»
Спустя семь лет священнического служения, по словам протоиерея Философа Орнатского, священника Александра уже стали называть настоящим «старцем по духу».
«Горькие, до последней степени опустившиеся, потерявшие облик человеческий алкоголики шли к отцу Александру за его молитвой, поддержкой и утешением; страдалицы-женщины вели своих несчастливых, ослабших от вина мужей, сыновей», – вспоминал священник Евгений Кондратьев.
Мудрость и духовная сила отца Александра привлекали к нему людей со всех концов страны: даже священники из удаленных провинций приезжали, чтобы перенять его опыт.
«Он не критиковал и не судил жизнь, отрицательные стороны которой ему были яснее, чем кому другому. Он переделывал ее по-своему, он облагораживал и одухотворял ее вокруг себя, он клонил ее туда, куда хотел», – удивлялся писатель Евгений Поселянин.
«Господи, я раб Твой»

Запись в члены общества трезвости начиналась с особого момента – сначала каждое воскресенье, а вскоре и ежедневно после службы, перед иконой святого благоверного князя Александра Невского собирались люди, чтобы дать обещание – отказаться от спиртного на три месяца, полгода, а некоторые даже на целый год.
Вне зависимости от срока, отец Александр всегда стремился убедиться, что у каждого из кандидатов действительно есть твердое намерение изменить свою жизнь к лучшему.
– Ответьте пред Богом, – с глубокой серьезностью обращался он к ним, – твердо ли ваше желание исправиться, обновиться, начать новую, трезвую жизнь?
– Твердо… – хором звучало в ответ.
– Тогда повторяйте за мной, – произносил священник и возглашал текст обета: «Господи, я раб Твой, осознав всю скверну пьянства и множество грехов, которые оно приносит, даю обет перед честным Твоим крестом, Евангелием и пред иконою святого благоверного князя Александра Невского не пить ни вина, ни водки, ни пива, никаких охмеляющих напитков. Господи, помоги мне выполнить это мое обещание для спасения моей души и для благого примера другим».
Одна оплошность – и снова в бездне
Каждому, кто вступал в Александро-Невское общество трезвости и давал обет, отец Александр с заботой напоминал:
– Трезвитесь! Бодрствуйте! Не нарушайте данного вами обета! Помните: враг близок, его хитрые западни могут поджидать вас. Одна ваша оплошность – и вы вновь скатитесь в бездну, вновь потеряете возможность войти в Царствие Божие. Вы добровольно дали обет трезвости – держите его с честью. Пусть он станет для вас благим игом… О, Боже, как страшен грех нарушения обета – это тяжкое преступление!
Обет давался для того, чтобы верующему человеку было понятно, что нарушение такого обещания – тяжкий грех, и он стремился бы не нарушать его. У пьяных обет трезвости не брали. После обещания не пить человеку выдавали документ о членстве в этой организации – специальную карточку, где указывались имя и фамилия трезвенника, срок обета и сумма пожертвования. Карточку делали небольшой, чтобы ее можно было всегда иметь при себе в кармане. Если в гостях у трезвенника требовали выпить со всеми, он мог показать карточку, объясняя, почему он не поддерживает компанию.
Спасительная соломинка
Михаил был когда-то ненавидим всеми: его пьяные выходки довели до отчаяния жену, детей и всех родных, да и самому от себя было противно. Он увидел, как к его соседу пришел в гости священник. Михаил удивленно посмотрел в сторону соседской избы: из его бывшего собутыльника сосед вдруг превратился в радостного и успешного рабочего, счастливого семьянина. А его-то жена где? А детки? Что-то дрогнуло в душе Михаила. Шатающейся походкой он подошел к соседу и священнику:
– А мне уже ничего не поможет, – вздохнул Михаил.
Но отец Александр ему улыбнулся:
– Не может быть! Пока мы живы, Господь силен помочь…
Священник долго говорил с ним, приводил примеры его соседей и знакомых, которые дали обет трезвости, рассказывал, как это важно.
И Михаил почувствовал веру, только не свою, а ту, которой в него верил отец Александр. В него верит этот незнакомый батюшка… Это что же, он еще не совсем пропащий? Михаил ухватился за доброе слово священника как за последнюю спасительную соломинку. Долго плакал как нашаливший ребенок на руках у матери, а потом собрался с мыслями и начал действовать, доверившись батюшке.
Не сразу, но жизнь перевернулась полностью! Жена вернулась, нашлась работа, а Михаил стал не просто трезвенником, а активным помощником отца Александра. Теперь он навещал таких же, как и он когда-то, страдающих от алкогольной зависимости бывших рабочих, и делился с ними своей историей, искренно, часто со слезами…
Задача – привести ко Христу
Задача отца Александра Рождественского заключалась не только в том, чтобы уговорить людей произнести обет трезвости. С помощью бесед, издаваемых им книг, приобщения к церковному пению, паломничеств и торжественных крестных ходов и церковных таинств он стремился привести их ко Христу. Отец Александр считался одним из лучших столичных проповедников.
Священник редактировал множество книг и четыре журнала. Кроме того, отец Александр ежегодно выпускал до трехсот тысяч экземпляров доступных народных книжек, включая и свои собственные произведения.
Крестный ход

В бурный 1905 год отец Александр, как обычно, возглавил ежегодный масштабный крестный ход православных трезвенников от Воскресенской церкви в Сергиеву пустынь, хотя уже накануне у него поднялась температура и он плохо себя чувствовал. Но остаться в стороне не смог. Больше сотни тысяч человек 12 июня приняли участие в торжественном шествии.
Стояла летняя июльская жара. После долгого пути отца Александра угостили ледяным квасом, который он выпил залпом, сразу два стакана.
Еле добравшись до дома, отец Александр сразу слег, и уже окончательно. Врачи ничего не смогли сделать: брюшной тиф. 5 июля он умер. Ему было всего 32 года.
Совершенство в короткое время
На могиле у отца Александра на Никольском кладбище Александро-Невской лавры установлен необычный памятник – в виде мраморного колокола с крестом. А на колоколе можно разглядеть надпись: «Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета».
***
Александро-Невское приходское общество трезвости при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге продолжало работать и после смерти священника. К 1910 году оно насчитывало более 70 тысяч человек. Все остальные общества трезвости значительно уступали ему по масштабам. Для сравнения: в Московском обществе трезвости в том же году числилось 434 человека. К 1917 году число участников достигло 140 тысяч, включая филиалы по всей стране.
В 1918 году был расстрелян протоиерей Философ Орнатский с сыновьями, Общество трезвости закрыли, а храм разграбили. В наши дни приход возрождает трезвенническое движение. Ежедневно служится акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по субботам служится Литургия для зависимых.
При подготовке статьи были использованы следующие источники и литература:
- Азбука трезвости: Сборник религиозно назидательных и вообще добрых статей, рассказов и стихотворений о вреде пьянства и пользе трезвости / Сост. священник Александр Рождественский. — 2-е доп. и испр. изд. Александро-Невское о-во трезвости, что при Воскресенской церкви «О-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». — Санкт-Петербург: Типо-лит. М.П. Фроловой, 1902. — 356, II с., [13] л. ил.
- Беседа старого и юного трезвенника о погибельном пьянстве и о пользе трезвости / Свящ. А.В. Рождественский. – Изд. Александро-Нев. о-во трезвости. — Санкт-Петербург: Типо-лит. А.Э. Винеке, 1900. — 38 с.
- Божий работник и апостол трезвости отец Александр Васильевич Рождественский: Сост. по разным печ. источникам. — Санкт-Петербург: Тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. — 39 с.
- К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Пг., 1916.
- Трезвая жизнь. 1907. Январь. С. 74-94.
- Яковлева Л. И один в поле воин. СПб: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. – 280 с.