Практика лечения психических болезней перешла на новый уровень – прецессионной психиатрии. С английского это определение переводится как «точная» и означает, что терапия не просто подбирается индивидуально, а, как индивидуальный пошив в ателье, скроена под конкретного пациента и нацелена на конкретные клетки и молекулы.
Конечно, этот крой происходит по общему принципу. Так, например, ставшая почти доступной CAR-T-терапия некоторых видов рака использует собственные иммунные клетки пациента, перепрограммируя их так, чтобы они атаковали раковые клетки.
Возможно ли нечто подобное в психиатрии
На первый взгляд, в это трудно поверить, ведь сегодня у врачей-психиатров чрезвычайно мало диагностических инструментов, а потому даже постановка диагноза затруднена и опирается в основном на особенности поведения больного. Эти особенности выявляются в процессе наблюдения за пациентом, а также в беседах с ним и его близкими, а потому здесь есть значимая доля субъективности, присущей даже самому опытному врачу.
При этом, если вероятность того, что два (или даже гораздо больше) больных с диабетом первого типа примерно одинаково отреагируют на одну и ту же терапию (например, на инъекции инсулина), то такая вероятность для двух больных с депрессией или шизофренией не так уж высока.
Объективная диагностика – залог успешного лечения
Над ней активно работают ученые из Стэнфордского Центра прецессионной психиатрии (Пало-Альто, Калифорния). Как говорит профессор центра, доктор Лианн Уильямс, результаты исследований в области диагностики резистентной к лекарствам депрессии очень обнадеживают.
Доктор Уильямс и ее коллеги при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии создали карту активности нейронных контуров пациентов и измерили ее. По результатам они смогли выделить восемь подтипов депрессии, у каждого из которых – своя комбинация сочетаний определенных нарушений в шести нейронных контурах.
Это не просто магнитно-резонансная томография мозга, которая в наши дни доступна врачам и пациентам в развитых странах, но функциональная МРТ, которая дает картину мозга в процессе его активности, например при выполнении тестов, и выявляет, какие именно контуры мозга задействуются в этот момент. Пока что этот метод по большей части используется в научных исследованиях.
На основании уточненной диагностики врачи смогли подобрать эффективные терапии, направленные именно на эти нарушения.
«Мы предлагаем фМРТ как возможную оценку того, как функционирует мозг, наряду с другими видами оценки, так что прецессионная психиатрия, которую так долго ждали пациенты и их семьи, уже в действии. Наши данные показывают: мы сможем удвоить количество пациентов, чье лечение эффективно», – говорит Лианн Уильямс.
Анализ крови на биполярное расстройство
Совсем недавно при Медицинском колледже Аризонского университета открылся Центр прецессионной психиатрии. Его глава доктор Александр Никулеску вместе с коллегами разработал анализ крови на биомаркеры, чтобы отличить просто депрессию от депрессивной фазы биполярного расстройства.
Это не так просто для врача, который видит пациента впервые, наблюдает симптомы депрессии, но еще не знает, будет ли она чередоваться с эпизодами чрезмерного возбуждения. Между тем депрессия и биполярное расстройство лечатся по-разному, и возможность сразу же начать с правильной терапии очень ценна, так как это заметно повышает эффективность терапии.
Биполярное расстройство называют также маниакально-депрессивным расстройством. Проявляется в виде аффективных состояний: маниакальных и депрессивных. Эти состояния называют эпизодами или фазами расстройства, они периодически сменяют друг друга почти без влияния внешних обстоятельств.
Сейчас команда доктора Никулеску работает над анализом результатов разработанного ими теста. Его испытали на точность врачи. «Отклики, которые мы получаем от врачей и пациентов, использовавших наш тест, а также от фармакологических компаний, очень позитивный», – говорит Никулеску.
Открытия двух команд, Никулеску и Уильямс, по мнению фармэкспертов, способны подтолкнуть разработку новых препаратов для подтипов психиатрических заболеваний, которые будут действовать на нарушения, характерные именно для этого узкого подтипа. Такие препараты, как считает Никулеску, станут к тому же более эффективными и менее дорогими.
Анализ крови на аутизм уже одобрен
Еще в 2018 году группа ученых Университета Катара под руководством профессора медицинских наук Найлы Рабани определили в крови детей с РАС ряд биомаркеров, представляющих собой продукты белкового метаболизма. Тест продемонстрировал точность на уровне 88% у детей 5–12 лет. Этот показатель дает возможность в большинстве случаев подтвердить либо опровергнуть подозрения родителей и врачей, наблюдающих отличия в поведении и развитии ребенка от того, что считается нормой для конкретного возраста.
А не так давно, в декабре 2023 года, было опубликовано новое исследование группы профессора Рабани. Исследователи применили тест на найденные ими биомаркеры к расширенной по возрасту группе детей – от 1,5 до 12 лет. В общей сложности в исследовании приняли участие 478 детей, посещавших больницы Катара и Испании, из них 311 детей с аутизмом и 167 детей без него.
Примечательный результат нового исследования – это подтверждение алгоритма, обнаруженного ранее. Такой тест позволяет экспертам-диагностам разделить детей по вероятности наличия аутизма и решить, кому из них назначить последующие визиты и наблюдение.
Ученые добавили в панель анализа крови еще несколько биомаркеров, и это повысило точность теста у детей 5–12 лет.
В случае с аутизмом всех, конечно, интересует ранний диагноз, чтобы не пропустить окно возможностей, которое широко открыто именно на раннем этапе, когда мозг пластичен и его способность к изменениям под воздействием обогащенной обучением среды максимальна.
Оказалось, что у детей от 1,5 лет алгоритм хуже справлялся с диагностикой, однако при добавлении дополнительных маркеров ученым удалось превысить необходимый для одобрения теста порог точности.
Как говорила Найла Рабани в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения», проходившей в Абу-Даби в апреле 2024 года, тест уже одобрен FDA (сертифицирующим агентством США) для упрощения и ускорения постановки диагноза РАС.
Также профессор Рабани считает, что обнаруженные биомаркеры имеют большой потенциал и для создания терапий аутизма: они являются индикатором поломки в организме, исправив которую, возможно повлиять на дальнейшее развитие ребенка.
Будущее наступает, но постепенно
Методы прецессионной психиатрии развиваются с переменным успехом. Во-первых, объективная диагностика требуют сложного и дорогого оборудования (в частности, для проведения функциональной МРТ), а также высокой квалификации врачей.
Кроме того, если сегодня уже можно говорить о прецессионной диагностике депрессии, биполярного расстройства, аутизма, то шизофрения, например, по-прежнему остается серьезным вызовом для врачей и ученых. Потребуются дополнительные усилия для поиска объективных критериев ее диагностики и для создания узконаправленных эффективных препаратов.
Впрочем, кое-что есть и в этой сфере. Как оказалось, диагноз шизофрения можно поставить при помощи метода конфокальной микроскопии роговицы. Подробно о методе мы рассказываем в этой статье.
Еще одно важное направление работы исследователей – создание удобных переносных систем визуализации мозговой деятельности, а также диагностических тестов, которые врач мог бы использовать прямо в кабинете во время приема.
Все это потребует переподготовки врачей и их постоянного самообразования, а также финансовых вложений, которые, по мнению экспертов, непременно окупятся, хоть и не быстро.
Источник:
Beyond One-Size-Fits-All: Precision Psychiatry Is Here
Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.