Профессиональное образование в XXI веке

В позапрошлом году наши ребята объединились со студентами 26-ого строительного колледжа ездили в село Козлово Тверской области. В 26-ом колледже готовят реставраторов деревянного зодчества, они уже лет 15 ездят с преподавателями на Русский Север, восстанавливают там храмы и часовни. Но в Козлово другая ситуация. Огромный собор в центре села разрушен. До революции там было около тысячи прихожан, сейчас там и народу столько нет. Сделали домовый храм в избе. Вот его-то ребята и ремонтировали, утепляли. В этом году там впервые пройдет фестиваль плотницкого мастерства. На пожертвования завезли лес, первая бригада поедет в мае, потом вторая, а третья – к празднику Петра и Павла (сам фестиваль пройдет со 2 по 12 июля). В рамках фестиваля начнем строить деревянный храм. Места там удивительные. В 1937 году настоятель собора священник Алексий Сибирский был репрессирован и расстрелян, а в 2000 – причислен к лику святых. Помощь священномученика Алексия чувствуют все, кто там бывает

О среднем специальном образовании сегодня мало пишут и говорят. Все стремятся в высшие учебные заведения, количество которых за последние 15 лет выросло в несколько раз. Но количество не означает качество, и многие дипломированные специалисты оказываются невостребованными. В то же время среднее специальное образование модернизируется в соответствии с требованиями рынка. Об опыте Колледжа предпринимательства № 11 корреспонденту сайта рассказал руководитель онлайн курса «Подготовка и переподготовка педагогов и организаторов предпринимательской деятельности молодежи», кандидат педагогических наук Александр Иванович ПАРАМОНОВ

— Александр Иванович, в составе вашего колледжа несколько подразделений?
— Да. Дело в том, что два года назад в Москве началась реорганизация системы профессионального образования. Формально она уже состоялась, а фактически будет продолжаться некоторое время. Суть этой реорганизации в оптимизации деятельности колледжей, совершенствовании качества образовательного процесса, в частности, за счет укрупнения колледжей. В этих учреждениях ощутимо не хватало преподавателей и особенно руководителей. Даже после укрупнения (было около 190 учреждений профессионального образования, стало 61) процентов 60 руководителей – пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Так полтора года назад наш Колледж предпринимательства и социально-трудового проектирования преобразовался в Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Колледж предпринимательства № 11. В его состав вошли два колледжа, техникум, два ПТУ, а еще ранее общеобразовательная школа № 1401 – до этого самостоятельные юридические лица.

— Общеобразовательная школа входит в структуру колледжа?
— Да. Мы давно с ней тесно сотрудничаем. Уже лет 12 в эту школу (в прошлом математическую) начиная с 8-ого класса отдают детей, с которыми в других школах учителя не справляются, то есть социально запущенных детей. С ними работают психологи, коррекционные и социальные педагоги. Некоторые ребята упорно не хотят учиться, и с ними по их собственному желанию расстаемся. Но таких – единицы. Большинство заканчивает 11 классов, и ежегодно человек 20-25 поступает к нам в колледж. У нас в колледже вообще много детей из социально неблагополучных семей, и сегодня существование Отделения общего образования в структуре колледжа особенно актуально – с этого года на обучение специальностям мы будем принимать только окончивших 11 классов.

— А каким специальностям вы обучаете?
— Готовим маркетологов, менеджеров, специалистов государственного муниципального управления, по автоматизированным системам обработки информации. Есть у нас рабочие профессии – секретари-машинистки, товароведы-кассиры, операторы ЭВМ и совсем уникальная – огранщик алмазов в бриллианты. Сегодня больше нигде в Москве их не готовят. И хотя после окончания колледжа и получения квалификации они получают хорошо даже по московским меркам, набирать студентов сюда достаточно сложно – очень строгие требования к зрению, оно должно быть стопроцентным. Допустимы другие физические ограничения, даже инвалидность, но здоровые руки и глаза обязательны.

— Наверное, и художественные способности?
— Это необязательно. Есть талантливые огранщики, которые сразу видят, что может получиться из бесформенного куска алмаза. Но можно быть и просто исполнителем – компьютер сегодня все рассчитывает и показывает, что нужно делать. Конечно, уникальных вещей такие исполнители не сделают, но без куска хлеба не останутся.
Раньше мы учили и на часовщиков, но часовых заводов остались единицы, и ребята часто не могли трудоустроиться. Пришлось эту замечательную специальность «заморозить».

— Вы принимаете только москвичей?
— У нас нет ограничений по прописке. Много учится ребят из Подмосковья, причем не только ближнего. Готовы принимать и иногородних, но свои жилищные проблемы они должны решать сами – общежития у нас нет. Это что касается дневного обучения. Но у нас есть и заочное отделение. Из трех с лишним тысяч обучающихся на дневном учится около 1700.

— Многие ли после колледжа идут в вузы?
— Многие, но, как правило, они параллельно и работают и учатся. А работать они начинают еще здесь, на третьем курсе. С этого года на всех специальностях (а раньше только на маркетинге) у нас реализуется проектный подход. То есть, с первых дней учебы ребята участвуют в разных социальных, предпринимательских и маркетинговых проектах. Например, в 2004 году мы провели исследование трудовой занятости выпускников из системы профессионального образования. Первокурсники бегали, проводили опросы, и одновременно приобретали коммуникативные навыки – уговорить на улице десять незнакомых людей ответить на вопросы, проверить, правду ли они рассказывают, не так просто. Старшекурсники разрабатывают стратегию исследования, потом обрабатывают информацию. Конечно, мастера и преподаватели помогают, но основной объем работы проделывают студенты. И после их исследования мы имеем реальную картину профессионального образования и рынка труда в Москве. Есть и другие, внутренние проекты – в полуподвальном помещении колледжа ребята сами оборудовали тренажерный зал. Мы вообще ориентируем их на изучение ситуации в колледже, поиск здесь проектных идей. Но поощряем и внешние проекты. Наши студенты подписывают договора с фирмами, работают на этих заказчиков. Одновременно учатся и зарабатывают деньги.
По поручению Департамента образования Москвы мы уже одиннадцатый год проводим городской конкурс предпринимательских проектов.

— Среди колледжей?
— Среди учащихся всех типов образовательных учреждений. Конкурс открытый – в нем участвуют и студенты вузов, и школьники. Но прошедшие 10 лет показали, что чаще всего и наиболее гармонично знания и практические навыки сочетаются у учащихся среднего звена. Студенты вузов много знают, но мало что умеют делать, школьники, за редким исключением, и знают мало, и умеют мало.
Авторы проектов-победителей (обычно побеждает около 10 проектов) получают возможность в июле-августе всей группой поехать в государственный оздоровительный центр «Смена» под Анапой, где последние годы проходит бизнес-фестиваль учащейся молодежи. Там собирается человек 300, примерно половина – москвичи, в том числе 30-40 – из нашего колледжа. И реализуют самые разные проекты: пошив форменной одежды, распродажу прохладительных напитков, производство товаров ширпотреба…
Хотя выездные мероприятия и не входят официально в учебную программу, мы считаем их не менее важными, чем саму учебу. Например, образовательное пространство «Гектар». Колледж создавался при активном участии выдающегося философа, психолога и педагога Никиты Глебовича Алексеева. Последние 25 лет жизни Никита Глебович с мая по октябрь жил в поселке Шахматово Костромской области (примерно 700 километров от Москвы). Он умер в 2003 году, и перед смертью передал дом и гектар земли в Шахматово колледжу. С тех пор регулярно наши учащиеся ездят туда. Раньше человек по 40 ездило, но сейчас дом сгорел (в него молния попала), осталась только баня. С палатками человек 15 – 20 поедут туда в мае. Кстати, и на Новый год, несмотря на мороз, ездили: с палатками и зимними спальниками. Ведут там философские беседы, отдыхают на природе. Как говорят, обретают «пространство внутренней свободы». На мой-то взгляд для того, чтобы почувствовать внутреннюю свободу, никуда ехать не надо, но кому-то эти поездки помогают.
Еще одно «внеклассное» направление – экспедиции. Организуем их не мы, а Донская гимназия, но наши ребята участвуют. Тоже человек 40. Уже побывали на Кольском полуострове, Байкале, Алтае, в этом году собираются в Карелию. Кстати, они там не только отдыхают, но и продолжают маркетинговые исследования. Например, на Алтае изучали ситуацию природного Алтайского парка.
В зимние каникулы проводим в Подмосковье выездной семинар «Елочка» по названию пансионата, где он проходил впервые. Это семинар по стратегическому проектированию предстоящего года. Участвуют преподаватели и студенты, друзья и коллеги из других городов. Мы же не только на себя работаем, но и на федеральные программы и проекты.
В позапрошлом году наши ребята объединились со студентами 26-ого строительного колледжа ездили в село Козлово Тверской области. В 26-ом колледже готовят реставраторов деревянного зодчества, они уже лет 15 ездят с преподавателями на Русский Север, восстанавливают там храмы и часовни. Но в Козлово другая ситуация. Огромный собор в центре села разрушен. До революции там было около тысячи прихожан, сейчас там и народу столько нет. Сделали домовый храм в избе. Вот его-то ребята и ремонтировали, утепляли. В этом году там впервые пройдет фестиваль плотницкого мастерства. На пожертвования завезли лес, первая бригада поедет в мае, потом вторая, а третья – к празднику Петра и Павла (сам фестиваль пройдет со 2 по 12 июля). В рамках фестиваля начнем строить деревянный храм. Места там удивительные. В 1937 году настоятель собора священник Алексий Сибирский был репрессирован и расстрелян, а в 2000 – причислен к лику святых. Помощь священномученика Алексия чувствуют все, кто там бывает. Рождаются интересные творческие идеи, налаживаются отношения между людьми. Я с внуком приехал туда – отношения были нейтральные (конфликт поколений), а вернулись в Москву друзьями. И между ребятами то же самое.

— Среди ваших студентов много верующих?
— Мы, естественно, не ведем специальной статистики – у нас все же государственное светское учебное заведение. Но некоторые обращаются в праздники с просьбой отпустить на службу или передвинуть практические занятия. Мы идем навстречу. А в Козлово многие исповедуются и причащаются. Некоторые впервые – сначала просто на службы ходят, приглядываются. Также и на Крещение ездили – кто-то просто за экзотикой ехал, а потом задумывался о празднике. Многие из наших студентов крещеные.

— Александр Иванович, вы следите за судьбами выпускников колледжа?
— Конечно. Каждый год в апреле мы проводим «Неклассические чтения», на которые собираются преподаватели, студенты и выпускники разных лет. Мы знаем про каждого. Более того, каждый четвертый–пятый наш преподаватель или сотрудник (а их около трехсот) – выпускник нашего колледжа. Надеюсь, что нам удалось создать не просто современное учебное заведение, но большую дружную семью. В которой многие охотно остаются.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?