Проблема изучения мотивации обращения к Православию лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы

По результатам опроса, из 10 заповедей закона Божия, 25% опрошенных тяжелее всего исполнять в жизни заповеди №10 («Не желай жены ближнего твоего…»), 19% – №8 («Не кради»), 18% – №7 («Не прелюбодействуй»), 12% – №5 («Почитай отца своего и мать свою»), 10% – №6 («Не убивай»)
Материал сайта Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

В настоящее время, когда правовая защищенность личности в местах лишения свободы вышла на качественно иной уровень, значительно повысилась эффективность механизма реализации прав осужденных, в том числе закрепленных в Конституции РФ. В ИУ активизировалась работа по принятию мер для реализации конституционного права осужденных на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ).

Всего в учреждениях области отбывают наказание 2296 осужденных, заявляющих о своей принадлежности к Русской Православной Церкви, 84 осужденных, исповедующих ислам и 16 баптистов, (на декабрь 2006 года: численность спецконтингента в местах лишения свободы – 10063 человека при лимите 10295).

В учреждениях области действуют 9 православных общин, объединяющих 262 осужденных; 5 воскресных школ русской православной церкви, которые на постоянной основе посещают 104 православных христианина.

В каждом учреждении УИС области созданы условия для отправления религиозных обрядов: действуют 6 Храмов (часовен) и 10 молитвенных комнат, 3 Храма находятся на разной стадии строительства.

Таким образом, сегодня большое внимание уделяется использованию потенциала Русской Православной Церкви по духовному окормлению и религиозному просвещению, нравственному воспитанию осужденных.

В соответствии с указанием ГУИН (от 01.03.05г. № 18/ 53 – 53), в рамках научно – исследовательской деятельности, сотрудниками психологической службы ОВРО УФСИН России по Воронежской области в феврале 2005 года, методом опроса, было проведено социально – психологическое исследование по проблеме изучения мотивации обращения к Православию лиц, отбывающих наказание в федеральных государственных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

Актуальность проведения настоящего исследования не вызывает сомнения и обусловлена реформированием пенитенциарной системы, требующей, наряду с пересмотром правовых, социально-педагогических и материальных основ исполнения уголовных наказаний, также и выработки принципиально новых подходов в обеспечении воспитательного воздействия на правонарушителей.

У личности, попадающей в места лишения свободы, система ценностей подвергается определенной переоценке и переосмыслению, образовывается некий нравственный вакуум и роль религии, по всей вероятности способной его заполнить, трудно переоценить. Неслучайно, духовный образ жизни является одним из самых сильных средств профилактики правонарушений.

И если духовно-нравственное воздействие православной религии на человека велико, то в местах лишения свободы оно приобретает еще большее значение. Само понятие «пенитенциарное учреждение» происходит от латинского ( penitencia ) – покаяние. Не случайно, еще в русском дореволюционном праве, как и в зарубежной практике 18 века, господствовало представление о том, что смысл правового положения осужденного в период исполнения наказания заключается именно в религиозном воздействии на него, что предполагает «покаяние виновного и отпущение ему грехов». В 20 -е годы 20 века в советском государстве применялся термин «исправительно – трудовая политика», т.е. акцент политики в сфере определения правового положения осужденных в России переместился на исправление трудом. Современная же пенитенциарная система призвана не только исполнять назначенное судом наказание, но и одновременно содействовать нравственному исправлению осужденных. И сегодня вера в Бога помогает людям, находящимся в изоляции от общества, справиться с одиночеством, обрести внутреннюю душевную силу и гармонию, посредством покаяния, заслужить прощение за ошибки прошлого.

При разработке Анкеты по проблеме изучения мотивации обращения к Православию лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, вспоминалась справедливая истина: «Люди… ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле». Таким образом, результаты планируемого социально – психологического исследования, на первый взгляд, были вполне предсказуемы, хотя отдельная полученная информация заставила несколько по иному взглянуть на психологию осужденных, относящихся к категории верующих православных христиан.

Итак, исследование проводилось путем анонимного анкетирования осужденных, считающих себя православными христианами.

В исследовании приняли участие 520 респондентов, являющихся осужденными, отбывающими наказание в 6 исправительных колониях общего и строгого режима содержания, расположенных на территории Воронежской области. Возрастной диапазон респондентов – от 18 до 65 лет. Лица, стоящие на учете у психиатра, участие в настоящем исследовании не принимали.

Объектом настоящего исследования является характер изменения мотивационно-смысловой сферы личности под влиянием воздействия на нее мер, связанных с лишением свободы.

В качестве субъекта исследования выступили лица мужского пола, отбывающие наказание в федеральных государственных учреждениях (исправительных колониях) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области.

Предмет исследования: непосредственно мотивация обращения к Православию лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, формирование соответствующих мотивов, стратегия целеполагания и выбора способов достижения выбранных целей, степень покаяния, раскаяния в совершении делинквентных поступков.

Цель. Исследование личного опыта обращения к Православию осужденных.

Задачи исследования:
1.Проведение анонимного анкетирования.
2.Интерпретация результатов исследования в рамках исходной исследовательской концепции.
3.Выяснение вероятности того, что посредством целенаправленной организации мышления человека, используя психолого-педагогические приемы, а также методы идеологического воздействия, духовного окормления, можно добиться существенной коррекции в мотивационно – смысловой сфере личности, способствовать формированию мотивации на самопознание, саморазвитие, стремления к исправлению, намерения изменения к лучшему (с точки зрения самого осужденного).

Гипотеза исследования. Поскольку мотивация является побуждающим фактором к деятельности (действиям, поступкам, проступкам) человека и может служить средством понимания истинных причин его поведения в конкретных условиях, вполне вероятно, что посредством предметного изучения данной психологической категории можно целенаправленно и эффективно влиять на личность человека, в плане коррекции поведения, миропонимания, мировоззрения, способствуя, тем самым, ее социальному развитию.

Приобщение спецконтингента к православной вере оказывает позитивное влияние на организацию воспитательного процесса, способствует соблюдению дисциплины.

Метод исследования. В качестве объективного метода исследования использовался такой конкретно – научный метод, как опрос, путем анкетирования. Специально разработанная Анкета, содержащая 69 вопросов, носит анонимный характер. Процедура анкетирования стандартизирована.

Научная новизна. Настоящее исследование является одной из первых попыток изучения аксиологического (ценностного) аспекта Православия, роли религии в организации пенитенциарного процесса.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы при разработке программ психолого- оспитательного воздействия на осужденных, относящихся к категории верующих православных христиан.

Результаты. Результаты исследования представлены количественными показателями и оформлены в виде статистических распределений, а также фрагментов документов.

Интересующая нас выборка из результатов исследования выглядит следующим образом.

В анкетировании участвовали осужденные от 18 до 65 лет; средний возраст 50% респондентов – 35 лет.
Факт своего участия в проводимом опросе 72% считают достаточно важным;
95% опрашиваемых ответили, что «отвечая на вопросы предложенной анкеты были искренни»;
• 88% от общего числа респондентов, ответили, что вопросов, вызвавших определенные затруднения при ответе, в предложенной анкете не было.
49% респондентов воспитывались в полных семьях, обоими родителями; 6 % респондентов – из неблагополучных семей.
85% имеют среднее общее, либо среднее специальное образование;
1 % – обучается в ВУЗах заочно, по дистанционной форме.
35% осуждены в первый раз, 26% имеют две судимости, 15% – четыре и более.
28% осужденных, участвовавших в анкетировании, отбывают наказание по 105 статье УК РФ («убийство»); 21% – по 158 ст. УК РФ («кража»); 14% – по 161 и 162 ст. УК РФ («грабеж» и «разбой» соответственно).
88% содержатся на облегченных условиях.
72% заняты трудовой деятельностью во время отбывания наказания.
77% участвуют в работе самодеятельных организаций.
63% не имеют взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
51% респондентов признают вину полностью, 33% – считают себя частично виновными, 16% – ответили «не виновен».
72% раскаиваются в совершении преступления.
Как отмечалось выше, 100% лиц, участвовавших в опросе, исповедуют Православие.
При этом само понятие «Православный христианин» не смогли пояснить 30% осужденных.
61% (от числа раскаивающихся в совершении преступления) ответили, что их раскаянию способствовало «обращение к Богу, к христианской
Вере», 24% – затруднились ответить.
60% (от числа раскаивающихся в совершении преступления) ответили, что раскаяние наступило в местах лишения свободы.
• 16% осознанно обратились к религии с момента осуждения; 3% считает, что осознание так и не наступило.

26% считает себя истинно верующими христианами свыше 10 лет;
24% – от 1 года до 3 лет.
На вопрос «С какой целью Вы исповедуете религию?»,
респонденты отвечали: «Для спасения, с целью покаяния, очищения, успокоения души; чтобы познать Господа и жить по его заповедям; с целью познания истины, добра и зла».

На вопрос «Изменилось ли Ваше мировоззрение после прихода к Вере?» 23% ответили «нет», 77% ответили «да», пояснив, что «появилась цель в
жизни, были приобретены такие качества как доброта, смирение, умение прощать».
55% опрошенных верят в исправление человека «через религию, веру», 24% – ответили: «нет», 2% – «затрудняюсь ответить».
• 37% до осуждения православные Храмы посещали, из них 28% – не регулярно.
32% наказание отбывает впервые; из тех, же, кто имеет не первую судимость, 20% при прежних судимостях молельные комнаты посещали
регулярно.
78% планируют регулярно посещать православные храмы и после освобождения из мест лишения свободы, 22% ответили, что «нет».
85% приняли решение посещения Храма колонии вполне самостоятельно, так как испытывают в этом потребность.
100% из исповедовавшихся в Храме колонии, после первой исповеди почувствовали «облегчение, успокоение, умиротворение, желание не повторять прошлых жизненных ошибок, не совершать грехов».
51% респондентов состоят в Православной общине колонии, из них 100% – из потребности общения с единомышленниками, возможности изучения
Священного Писания и другой православной литературы; 100% наличие корыстных, меркантильных соображений отрицали.
По результатам опроса, из 10 заповедей закона Божия, 25% опрошенных тяжелее всего исполнять в жизни заповеди №10 («Не желай жены ближнего твоего…»), 19% – №8 («Не кради»), 18% – №7 («Не
прелюбодействуй»), 12% – №5 («Почитай отца своего и мать свою»), 10% – №6 («Не убивай»).
86% опрошенных считают деятельность психолога в колонии необходимой. Деятельность священнослужителя в колонии необходимой
считает 92%.
В случае, если у осужденного случится несчастье (горе), в качестве наиболее референтных лиц, из действующих в колонии, называются священник
(25%), начальник отряда (23%), кто – либо из осужденных (18%), психолог (15%). К начальнику колонии, в случае несчастья, обратилось бы 9%, к
оперативному работнику – 2%. На указанный вопрос, ответ: «таких лиц в колонии нет», дали 7%осужденных. К работнику режимной службы, в
указанной ситуации, ни один их 520 осужденных не обратился бы.
В качестве основного профилактического средства совершения осужденными суицида, по результатам анкетирования, 22% называют «посещение Храма Божьего», 19% – «беседы с православным священником», также 19% называют: «общение со специалистом – психологом», 18% – «поддержку кого – то из друзей, близких»; 2% опрошенных считают, что реально помочь человеку, находящемуся в состоянии уныния, может занятия творчеством (резьбой по дереву, музыкой, рисованием и др.); 1% назвал «занятия спортом».

Анализ полученных результатов позволяет, на наш взгляд, сделать следующие выводы. В условиях изоляции от общества происходит переосмысление основополагающих вопросов бытия: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, грехе и раскаянии и т.д. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. В тоже время вера, как необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, является важным моментом деятельности людей. Приобщение к христианской религии, самым благотворным образом влияет на осужденных, помогая покаяться, переосмыслить всю свою жизнь.

В русле рассматриваемой проблемы, можно назвать ряд психологических (внутренних) причин приобщения индивида к религии. Это и неудовлетворение социальных потребностей, неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе, что создает внутренний конфликт личности и ведет к формированию потребности приобщения к сообществу единомышленников. Это и неудовлетворенная потребность в защищенности, реальной свободе. Осознание себя в ситуации общественных связей и оценке другими, несет в себе вероятность приобщения к религии. Это и просто чувство солидарности, желание утвердить себя в глазах окружающих, когда мы не можем обоснованно говорить об осознанном намерении человека.

И если психология душу лечит (исцеляет), то религия – спасает.

Истинно верующий человек стремится строить свое поведение на основе сознательно выбранных норм. И далеко не случайно, что, именно религиозное просвещение лиц, лишенных свободы, помогает решать задачи нравственного воздействия на осужденных, их духовного очищения, служит моральным стимулом раскаяния с последующим отказом от преступного образа жизни в будущем.

После отбывания наказания люди возвращаются в общество и очень важно, что они несут в своих душах: злобу, агрессию или покаяние, веру и надежду.

Советник УФСН России
по Воронежской области,
полковник внутренней службы в отставке Кравченко Н.Д.
Начальник психологической лаборатории
УФСИН России по Воронежской области Красникова С.А.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?