Когда из тридцати трех стартовавших яхт восемь сошли с дистанции, гонка длится почти три месяца (с 8 ноября по 28 января), а на последних милях разница во времени между соперниками минимальна, прийти седьмым – это огромное достижение.
А если родился с одной рукой? А если у тебя небольшой бюджет и яхта старой конструкции, без фойлов (приспособлений вроде подводных крыльев, улучшающих ее остойчивость)?
А если ты еще и, заходя в порт после финиша, надел малиновый камзол, треуголку и засунул культю в металлический наконечник с крюком? Тогда на яхтенных форумах тебя по праву будут называть самым крутым шкипером Vendée Globe.
Пройти это испытание для яхтсменов то же самое, что покорить Эверест. Vendée Globe – это на редкость изнурительная многодневная гонка на парусной яхте класса IMOCA длиной до 18 м через Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Она проходит вокруг трех мысов – Доброй Надежды, Луина и Горн, – где погодные условия часто являются наиболее сложными. В одиночестве, без посторонней помощи приходится преодолеть расстояние более 40 000 км. Гонка требует от шкипера непревзойденных опыта, смелости и стойкости.
В 41 год Дамьен Сеген не понаслышке знает, что такое упорство. Он появился на свет не просто с инвалидностью, а на два месяца раньше срока. Новорожденного младенца пришлось на вертолете везти в больницу в Гренобле, чтобы его там выходили. Мама Дамьена шутит, что тогда и стало понятно: сын станет путешественником.
Сеген рассказывает, что еще в детстве родители принципиально не покупали ему кроссовки на липучках. Мальчику приходилось учиться завязывать шнурки одной рукой. Зато он чувствовал себя таким же как все.
К слову, его отец – учитель физкультуры – не просто так заставлял сына. Он из солидарности иногда привязывал к телу свою левую руку и пользовался только правой.
До сих пор однорукость Сегена для него постоянный источник bon mot и самоиронии. Переодевание в Капитана Крюка из книги «Питер Пэн» – это лишь один из многих эпизодов.
Страсть Дамьена к морю началась в Гваделупе, куда уехали его родители. На Карибах он увлекался всеми водными видами спорта, а парус открыл для себя, когда отправился посмотреть финиш Route du Rhum в 1990 году в Гваделупе. Это увлекательная одиночная гонка через Атлантику – от Сен-Мало до Гваделупы.
Юноша заболел лодками, он хотел подражать отважным шкиперам. Попробовав себя на яхтах класса «Оптимист», а затем «Лазер», он в девятнадцать лет стал вице-чемпионом мира на катамаране Hobie Cat 16. Именно в этот момент он решил оставить биологию, другое свое увлечение, чтобы стать спортсменом.
К началу 2000-х он был готов стать профессиональным яхтсменом, на равных соревнуясь с двурукими спортсменами, но в итоге, как отец, стал учителем физкультуры.
В 2004 году в Афинах, он получил свою первую золотую медаль на Паралимпийских играх. Второй раз взойти на высшую ступень пьедестала он смог только в 2016 году в Рио, зато был серебряным призером в Пекине в 2008 году и четвертым в Лондоне в 2012 году.
Также Сеген принял участие в трех гонках Route du Rhum в период с 2010 по 2018 год и выиграл морскую гонку Tour de France в 2017 году.
В середине 2000-х яхтсмен был готов участвовать в одиночных океанских гонках, но первый опыт не удался не по его вине. В 2005 году Сегену из-за инвалидности отказали в регистрации на одной из самых популярных французских гонок Solitaire du Figaro.
Тогда Дамьен вместе с женой Тиффен создал некоммерческую ассоциацию Des pieds et des mains, которая работает над тем, чтобы сделать парусный спорт доступным для спортсменов с ограниченными физическими возможностями.
В гонке Vendée Globe Дамьен решил участвовать любой ценой, чтобы доказать: физический недостаток – не препятствие.
Хотя его уже не в первый раз спонсировала крупная страховая компания Groupe APICIL, он был ограничен в средствах и помощниках. Его давний приятель опытный гонщик Йоанн Ричомм откровенно говорит, что авантюризм его друга удивил даже его, видавшего виды.
Сеген отправился в кругосветку на старой лодке IMOCA, разработанной в 2007 году. Он (прямо как в детстве со шнурками) практически не адаптировал оборудование, а приноравливался к тому, что есть. Спортсмен привык ловко управляться с парусами и такелажем, изобретя собственные движения.
Новичок в гонке, Дамьен Сеген с самого начала выдвинулся в лидеры. Менее чем через 24 часа в море Сеген занял третье место.
Позже в гонке он был четвертым в районе мыса Горн, менее чем на 400 миль отстав от будущего победителя Янника Беставена и намного опередив большинство более новых и мощных лодок с препятствиями. Он даже на время поднялся на второе место на ответном этапе в Южной Атлантике.
Проблемы, которые ему пришлось преодолеть, включали двухсантиметровую рану на руке (он порезался ножом всего через 17 дней после старта) и значительное повреждение парусов после входа в Тихий океан.
Множество ловушек таил в себе и путь в Атлантике с юга на север, но Сеген неоднократно их мастерски преодолевал, удерживая четвертое место на протяжении тысяч миль, прежде чем 12 января почти догнал тогдашнего лидера Чарли Далина.
Девять дней спустя Сеген вернулся на третье место в таблице лидеров, отставая от первого номера не более чем на 100 миль.
Несмотря на то, что Дамьен не мог поддерживать этот темп, он минимизировал потери, выбрав более короткий путь вокруг Азорских островов, чем его соперники. Затем он двинулся на север, навстречу сильным юго-западным ветрам гигантской атлантической впадины, отставая от лидера лишь на 300 миль после 23 000 миль гонок. К финишу он шел на расстоянии более 400 миль от лидера.
Стратегия часто так же важна для успеха в кругосветной гонке, как и скорость. По статистике, Сеген действовал на редкость рационально и проплыл одну из наиболее коротких общих дистанций.
То, что он значительную часть гонки провел на равных с опытнейшими яхтсменами, говорит о его большой силе воли и потенциале. В яхтенном рейтинге гонок IMOCA Globe Series Сеген занимает 14 место.
Веселый, симпатичный отец двоих детей доказал, что что целеустремленный человек способен найти свои особые преимущества даже там, где он кажется слабее других.
Фото: Vendee Globe
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.