Эксперт «Лиза Алерт» — о том, как обезопасить школьников в темное время года

Рассказывает руководитель школы «Лиза Алерт» по профилактике пропаж детей Алина Павлюкова.

Подростки 12-13 лет чаще всего не теряются, а сами уходят из дома; с ними вообще все сложно. А вот для школьников до десяти лет можно дать несколько общих рекомендаций.

1. Пройдите с ребенком маршрут до и от школы несколько раз

Если ваш ребенок начинает ходить в школу самостоятельно, нужно несколько раз пройти вместе с ним маршрут и показать ему, где ходить наиболее безопасно. Например, где-то есть короткий путь через гаражи, но можно пройти более длинной дорогой по освещённой и оживлённой улице. Ребёнку стоит объяснить, что не стоит экономить время, лучше пройти более безопасной дорогой, где, в случае неожиданных обстоятельств, он сможет обратиться к прохожим.

Кроме того, не стоит подходить к заброшенным полуразрушенным зданиям. Конечно, там интересно, но такие руины могут внезапно обвалиться и причинить вред.

2. «Дошел – звони»

Нужно приучить ребенка периодически звонить родителям: например, дошел до школы – позвонил. Объясняйте, что это не контроль над ним, а семейная традиция. Всем членам семьи нужно завести обычай сообщать друг другу о своих перемещениях. Если, например, мама и папа сообщают, когда выезжают с работы и во сколько будут дома, ребенок приучится к тому же. Во-первых, это позволит ему планировать время, во-вторых, родителям будет удобно, они смогут понять, где в каждый момент находится ребенок, и не потерять драгоценное время, начиная поиски сразу, как только он не вышел на связь.

То же самое происходит, если школьник задержался где-то дольше обычного. У него должен быть «час икс», к которому он должен вернуться, например, с кружка. Задержался позже – звони родителям. Родители в любой момент должны знать, где ты находишься. Естественно, телефон ребенка при выходе из дома должен быть заряжен.

Очень часто подростки не понимают этого правила социального существования семьи и принимают необходимость таких отзвонов за желание их контролировать. Так происходит, если семья не объясняет им: то, что выглядит как контроль, на самом деле, — забота. Если ребенку ничего не объяснять, а говорить только «ты должен, ты должен», — став постарше, он нередко убегает из дома. Поэтому с ребенком надо всё время находиться в состоянии переговоров.

3. Если ставите слежение – говорите об этом с ребенком

Если родители считают, что необходимо средство контроля за местоположением ребёнка с помощью сотового телефона, такую услугу можно подключить – они есть сейчас у нескольких сотовых операторов. Но с ребенком об установке такой программы нужно договориться, и вместе ее протестировать. При этом нужно четко объяснить: мы подключили это не для того, чтобы контролировать тебя, а для твоей безопасности.

У  МТС сейчас есть услуга «Ребёнок под присмотром, 
у Tele2 – услуга «Локатор»,
у Билайн – услуги «Локатор»  и «Координаты»,
у «Мегафона» — услуга «Радар».
Благодаря им вы можете узнать местоположение не только ребёнка, но и взрослых членов семьи. Кроме того, существует целый ряд специальных программ, которые ставятся на более сложный телефон, например, на платформу Android, и, судя по описаниям производителей, позволяют не только отслеживать местоположение ребёнка, но имеют ещё ряд функций

4. На одежде должны быть отражатели

Ребенок в любом случае, даже зимой и в городе, должен быть одет ярко, чтобы он был заметен в толпе. Конечно, если речь не идет о подростке, которого труднее уговорить на салатовый или розовый пуховик.

Кроме того, на одежде ребенка, особенно если он перемещается по неосвещённым участкам улицы или пересекает дорогу, тем более, в месте, где нет светофора, должны быть светоотражатели. Это предписано и правилами дорожного движения.

5. Ребенок должен знать, кто его встретит

Нет ничего зазорного в том, чтобы встретить десятилетнего школьника, который возвращается с кружка в восемь и даже семь часов вечера. Встречать нужно обязательно, вопрос в том, кто это будет делать. Если с кружка возвращается несколько детей, и вы договорились с кем-то из родителей о том, что он встретит и доведет до дома и вашего ребенка, ребенка нужно об этом предупредить.

Важно, чтобы ребенок понимал, что родители это разрешили, а не уходил со всяким, кто скажет ему: «Твоя мама просила тебя встретить». Мы советуем родителям придумать секретное кодовое слово, которое знают только ребенок и они. Тогда у любого незнакомца, который подошел с фразой: «Мама просила тебя забрать», — нужно спросить пароль. Если незнакомец пароля не знает, уходить с ним ни в коем случае нельзя и нужно звонить родителям.

6. Правило экскурсии – «не растягиваемся»

Вывозящий детей на экскурсию классный руководитель должен знать, сколько человек у него в группе, и следить за тем, чтобы группа не растягивалась, шла кучнее. Потому что за группой, которая растянулась по всей станции метро, уследить сложно, — дети могут отвлечься, разбрестись, не успеть зайти вместе со всеми в вагон.

Каждому ребенку нужно сказать, чтобы он не отставал от группы. Логично, если группу, идущую на экскурсию, будет замыкать кто-то из родителей.

7. Если ты отстал в метро, вспомни «правило информационного столба»

Если ты вошёл в вагон, а взрослые, с которыми ты едешь, не успели, — выходи на следующей станции и жди у информационного столба. Если, наоборот, группа в вагон вошла, а ты остался, иди к информационному столбу на станции, где это произошло и жди: за тобой вернутся. Ждать на платформе возле дверей вагона сейчас небезопасно – ребёнка могут затолкать проходящие потоки людей.

8. Правило многодневной экскурсии – выясняем все детали

Предварительно собираем всю возможную информацию о компании, которая организует поездку, – адреса, телефоны, отзывы. Убеждаемся в том, что компания имеет положительный опыт предоставления подобных услуг, а человек, предлагающий поездку – действительно сотрудник компании, и у него есть нужная квалификация.

Ребенку необходимо сказать: если тебе стало некомфортно в поездке, нужно немедленно звонить родителям, чтобы они могли тебя забрать. Если ребенок позвонил, родителям надо понять, что в реальности случилось. Возможно, ребенку просто стало грустно от того, что он в первый раз далеко от дома. Возможно, произошла какая-то конфликтная ситуация, которую можно разрешить на месте. Если действительно произошло что-то из ряда вон выходящее, родителям нужно связываться с руководством компании, организующей поездку и обсуждать возможность забрать ребенка.

При этом регулярность и форму связи с детьми семья выбирает сама – кому-то удобно созваниваться вечером по итогам дня, кому-то – писать смс.

Ребенок в поездке должен знать две вещи – что надо слушаться руководителя, а в случае чрезвычайной ситуации немедленно звонить родителям.

9. Отстал от группы – звони старшим и стой на месте

Если ребёнок в поездке отстал во время экскурсии, он немедленно звонит руководителю группы и говорит: «Я отстал, стою там-то и жду вас». Если такой возможности нет, ребенок звонит родителям, и уже они пытаются связаться с руководителем группы.

Жесткое правило для потерявшегося ребенка – стой на месте, не перемещайся самостоятельно. Даже если не можешь назвать ориентиры, где находишься (название улицы, номер ближайшего дома), руководитель помнит, где вы проходили, и должен сориентироваться просто по описанию того, что ты видишь перед собой.

Если в этой ситуации ребенок начнет перемещаться самостоятельно, шансы, что он заблудится, возрастают.

10. Если ребенок идет куда-то с компанией, которая ему не нравится

Ему нужно написать короткое смс родителям. Например, «я в беде» (текст может быть любой по предварительной договоренности с родителями). После этого родитель перезванивает ребенку и ведет разговор так, как будто этот звонок – инициатива родителя, и родитель просит, чтобы ребенок срочно шел домой (или уточнил, где он находится, чтобы его забрать).

Во всех ситуациях, когда небезопасно говорить по телефону (например, сопровождающие следят за ним), надо общаться с родителями посредством смс. В этой ситуации большая удача, если на телефоне подключена услуга определения местоположения, так как это сокращает переговоры.

Если ребенок все-таки потерялся – как действовать родителям

Если ребёнок, например, идёт из школы домой и должен дойти за полчаса, но через сорок минут не отзвонился, нужно позвонить ему, а если он не берет трубку – классному руководителю, спросить, уходил он из школы или нет. После этого надо позвонить друзьям ребенка (лучше, чтобы это делали не родители, а кто-то другой). В это время родители уже могут подавать заявление о пропаже ребёнка в полицию.

Заявление о пропаже ребенка по закону подается сразу после обнаружения пропажи, и полиция обязана его принять.

Для этого вы просто звоните «112», заявляете, что у вас пропал ребенок. После этого приезжает выездная бригада, производит опрос, и начинает действовать по своим инструкциям.