ПНИ: волонтеры меняют все

Даже образцовый психоневрологический интернат – часть системы, в которой индивидуальности нет места. Что может сделать простое неравнодушие для ментальных инвалидов?

Когда сестры милосердия, которые уже не один год помогают в психоневрологическом интернате, рассказывают  о своих подопечных, они говорят: «дети хотят», «дети живут», «вывезли детей на пикник», хотя всем обитателям ПНИ уже исполнилось как минимум 18 лет.

ПНИ как социальную систему долгое время отделяла от остального мира плотная завеса молчания – здоровые люди не хотели говорить о «взрослых детях» – ментальных инвалидах, живущих за стеной интерната. Уровень развития большинства из них в лучшем случае соответствует уровню подростка, но поведенческие нарушения у них совсем не подростковые.

В ПНИ №11, подшефном интернате службы помощи «Милосердие», есть отделение реабилитации, для подопечных то и дело устраиваются спортивные праздники и концерты. Есть результаты: 22 воспитанника работают за пределами интерната, 21 – в самом интернате и получает зарплату. 7 подопечных начали жить отдельно в собственных квартирах.

К сожалению, есть и другая сторона медали. В ПНИ живут люди с совершенно разными нарушениями развития: некоторые умеют писать и вполне справляются с несложной работой, другие имеют целый «букет» заболеваний, не ходят и не говорят. Но и те, и другие сталкиваются с одной и той же проблемой –  в основном они получают только еду и необходимое медицинское обслуживание. Для выживания этого более чем достаточно, для жизни – уже нет. И хотя руководство организует для подопечных выставки, концерты, праздники, большую часть жизни все равно составляют будни.  По будням в интернате работают кружки рисования, вышивания, столярного дела и другие, подопечные играют футбол и волейбол, катаются на велосипедах. Эта картина была бы радужной, если не добавлять, что жизнь большинства подопечных – это бесконечный просмотр телевизора и бессмысленные прогулки вокруг здания интерната с наушниками в ушах.

В ПНИ все живут по расписанию: в 6 подъем, в 22 отбой.  У тех, кто может самостоятельно передвигаться, есть «домашние» обязанности: уборка палаты и помощь в столовой, вынос мусора.

Все это делается согласно графику дежурств. От завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до отбоя есть много свободного времени, которое нечем занять.

В первом корпусе, где живет около 200 наиболее «легких» инвалидов, работает 10 воспитателей. Сестры милосердия не устают повторять: среди воспитателей много добрых, сочувствующих людей. В целом, для основных нужд подопечных хватает и 10 воспитателей – они, по сути, выполняют функции социальных работников, например, помогают подопечным сориентироваться в магазине. Но как найти время, чтобы просто поговорить, когда на одного воспитателя приходится 20 подопечных? Наверное, именно поэтому иногда подопечные звонят сестрам милосердия рано утром или поздно вечером, просто чтобы сказать: «Как твои дела? Я тебя люблю».

Девять сестер милосердия православной службы «Милосердие» работают в ПНИ №11 с 2000 года. Они взяли на себя заботы по уходу за 11 лежачими инвалидами и помогают примерно 45 подопечным в другом отделении. Даже в пределах интерната, в котором живут 650 человек, их помощь – это капля в море. Но сестры творят маленькие, локальные чудеса.

Им говорили: «покормили – и отойдите», но сестры каждый раз проговаривают каждое свое действие. Они знают, что даже не говорящий человек понимает многое: подопечные узнают сестер, берут за руку, радуются, когда видят знакомого человека.

 

Благодаря постоянному общению, некоторые научились говорить – теперь они могут построить простейшее предложение. Кого-то сестры научили самостоятельно есть, кого-то – ходить. Сестры организуют для подопечных настоящие походы (например, в прошлом году группе подопечных посчастливилось побывать в Крыму), катаются с ними на велосипедах в парке, одна из сестер открыла театральную студию, в который ставятся спектакли, в которых играют сами «особые» люди. В теплое время года сестры и добровольцы каждый день идут с подопечными на прогулку: обязательно колясочников везут с собой, в этом им помогают подопечные из других отделений. Все вместе они устраиваются в беседке, и сестры читают им вслух. А летом в близлежащем парке «Кузьминки-Люблино» устраиваются пикники. Сказать, что первый выезд на такой пикник стал для многих инвалидов событием, значит сказать очень мало. Некоторые из них первый раз в жизни увидели, как по улицам ездят машины, первый раз оказались в парке.

В ПНИ все по-другому. Подопечные часто спрашивают сестер, как  они живут дома: «Что ты там делаешь? Когда ты встаешь?». Личного пространства в ПНИ очень мало: кровать, тумбочка, шкафчик. Ключ от шкафчика, где лежат ценные вещи, находится у воспитателя. Сестры дарят подопечным мягкие игрушки, но в интернате говорят: «Нельзя, придерется СЭС».

Ментальные инвалиды имеют определенный «потолок» в своем развитии, но очевидно, что жители ПНИ не достигли этого «потолка». Развивайся подопечные в семье,  а не в системе, они бы смогли достичь гораздо большего. Жизнь тех, кто поступает в ПНИ из детских домов-интернатов, – это череда упущенных возможностей.

«Если бы их начинали реабилитировать в ДДИ, половины из них не было бы здесь. Я смотрю на Димку (один из подопечных) и понимаю, что если бы он рос в семье, он мог бы стать обычным человеком. Периодически ему нужно было бы наблюдаться у специалиста, но он работал бы, имел бы личную жизнь», – говорит старшая сестра милосердия Ирина Колесникова.

Сестры и добровольцы в ПНИ очень нужны – они создают маленький островок чего-то похожего на домашний уют в стенах казенного учреждения. Так как в ПНИ живут «взрослые дети», каждому из них хочет иметь своего взрослого, который будет «принадлежать» только ему. Они спорят: «Моя Ира! Нет, моя!». Добровольцы решили бы эту проблему, но пока что в ПНИ их мало – 5-6 человек. Многие приходят и не остаются – им психологически тяжело находиться в ПНИ. Для того, чтобы прийти пообщаться, не нужно иметь специальных навыков, не нужны ни знание программ реабилитации «особых» людей, ни диплом олигофренопедагога. Стать другом жителю ПНИ может каждый.

Если вы хотите стать волонтером в ПНИ, приходите на еженедельную встречу новых добровольцев службы «Милосердие». Наши встречи проходят каждое воскресенье в 11.45 в храме св. блгв. цар. Димитрия при Первой Градской больнице (г. Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12).

Проект «Помощь в психоневрологическом интернате» – это один из 25 проектов православной службы помощи «Милосердие». Проект нуждается в постоянной поддержке. Всегда нужны средства на покупку средств ухода, наборов для творчества, на оплату труда сестер, которые дежурят в ПНИ сменами по 12 часов. Чтобы помочь, отправьте SMS со словом «инвалиды» и суммой пожертвования на короткий номер 7715 (например, «инвалиды 100») или оформите пожертвование на специальной странице.

Фото: Павел Смертин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?