Тогда Маргарита выжила чудом, но осталась инвалидом: врачи смогли спасти только левую руку, буквально собрав кисть из фрагментов. От правой осталась только культя. Дмитрий Грачев был лишен родительских прав на их общих сыновей и получил 14 лет колонии строгого режима.
За прошедшие с момента трагедии годы Рита научилась жить с бионическим протезом, написала автобиографическую книгу «Счастлива без рук», по ее истории сняли сериал, который привлекал внимание к проблеме домашнего насилия.
Сегодня она воспитывает четверых детей! Старшим Диме и Даниле – 11 и 10 лет, а не так давно в браке с Максимом Андрющенко у нее родились сын Ярослав – ему три года, и дочь Арина, которой всего четыре месяца. Рита говорит, что с детства хотела иметь пятерых детей, так что останавливаться на достигнутом не собирается. «Конечно, если будут финансы и здоровье», – осторожно добавляет она.
Решиться на беременность с протезом
Вспоминая о своей третьей и четвертой беременностях, Маргарита рассказывает, что самым трудным и страшным для нее была необходимость сдавать анализ крови. Сразу накатывали кошмарные воспоминания, тело помнило ощущения от жгутов, которыми бывший муж когда-то стягивал руки, чтобы молодая женщина не потеряла слишком много крови. «Во время взятия анализов начинались панические атаки, – вспоминает она. – Я заказывала специально тонюсенькие иголки через интернет, приносила в женскую консультацию. Иногда мне пытались брать кровь даже из ног, но там плохие вены. А из-за страха вены исчезали совсем, в общем, это было очень тяжело».
Грачева рассказывает, что иногда ей в социальных сетях совершенно незнакомые люди задают некорректные вопросы о целесообразности рождения детей матерями с инвалидностью, высказывают свое недоумение и даже возмущаются. Отношение к хейту у Маргариты философское: «Нет необходимости доказывать что-то кому-то. Думаю, это бесполезно, поэтому и не обращаю внимания. Что говорить, если до сих пор мне порой высказывают свое «авторитетное мнение», мол, в ситуации с домашним насилием я была виновата сама».
Она признается: решиться на рождение детей, когда у тебя есть только сильно пострадавшая при трагедии левая рука с ограниченной подвижностью, а вместо правой – протез, было непросто. «Наверное, с Ярославом было больше неизвестности: что меня ждет, как я потом справлюсь с маленьким ребенком? Да, до этого у меня были дети, но были и обе руки. А вот с Ариной сейчас гораздо легче», – вспоминает Маргарита.
Сменить памперс легко, а управлять детской коляской не получается
Справляться с особым материнством помогают муж и старшие дети. Если раньше Маргарита называла себя «мамой-трансформером», намекая на крутой бионический протез, то после рождения Арины представляется «матерью драконов». И не только потому, что двое из ее детей родились под этим знаком китайского календаря. Когда общаешься с ней, понимаешь: она ощущает силу и поддержку семьи, которая стоит рядом: мужа, мамы, сыновей.
Вообще Рита Грачева кажется невероятно легкой по характеру. Видно, что, несмотря на все пережитое, она не озлобилась и сумела отпустить свою боль. А сейчас она как будто светится изнутри, наполненная материнским и женским счастьем. Несмотря на отсутствие руки, своим детям она может дать многое.
«Могу качать детей на руках. Кормить из бутылочки, держа ее в левой руке, хотя предпочитаю давать грудь. Мне нравится эта близость», – перечисляет Рита и начинает подробно объяснять, на что на самом деле способен ее протез, а что – за гранью его электронных возможностей.
Оказывается, бионическими пальцами за 4,5 миллиона рублей (средства на самый первый такой протез Грачевой собирали неравнодушные люди. – Ред.) невозможно держать чашку или вилку. Надавишь сильнее – и они ломаются, так что есть приходится левой рукой. «Части протеза очень хрупкие, летят от элементарных действий. Один раз я надевала брюки – и все сломалось. А сейчас с запасными деталями сложно, приходится заказывать новые из Германии, долго ждать. Поэтому я максимально стараюсь делать все, что могу, самостоятельно, не используя протез, приспосабливаюсь, учусь», – объясняет Рита.
Она, например, может сменить детям памперс, а вот подстричь ногти или надеть носочки – это только муж. Не получается застегнуть ремень безопасности в детском кресле, не выходит с пуговицами. Гуляет тоже со сложностями, так как коляску с протезом не поднимешь на лестницу, да и управлять ей удается в основном лишь по ровной прямой дороге. Если встретить ухабы или бордюры – Маргарита уже не справится. Сейчас она в основном дышит свежим воздухом с маленькой Ариной во дворе собственного дома в Ленобласти, куда недавно переехала с семьей.
Не брать ребенка за руку: протез может заклинить
Сложный бионический протез был изготовлен в Германии по индивидуальному заказу, специально для Маргариты. С культей он соединяется при помощи специальной гильзы. Конструкция должна подходить до миллиметра, ведь специальные датчики очень тонко реагируют на каждое движение мышц обладателя протеза.
Врачи предупреждают, что если изменится вес, то могут быть проблемы с управлением протезом. Маргарита во время четвертой беременности набрала 20 килограммов, но неожиданно оказалось, что это к лучшему: со временем культя у нее усохла, и гильза стала велика. А дополнительные килограммы позволили вновь воспользоваться протезом, хоть Рита и успела заказать себе новый, по актуальным меркам.
В обычной жизни Маргарита Грачева часто без протеза – без него спит, без него ходит по дому и рожала тоже без него. Под хитрый гаджет нужно подстраиваться и привыкать к нему. «Есть разница в отношении, как учат носить протезы. У нас в России этому не придают значения, людей без нижних конечностей обучают ходить, а протезом руки почти всегда приходится учиться управлять самостоятельно».
Зато ее сразу предупредили: протез может перемкнуть и заклинить. Если это случится, когда ведешь ребенка за руку, вытащить детскую ладошку из металлических объятий будет непросто. Вот почему Рита водит сыновей только «живой» рукой.
«Есть ли что, от чего я сильно расстраиваюсь? – задумывается она. – Знаете, я до сих пор очень переживаю, что не смогу заплетать косы Аришке, когда она подрастет, а мне так хотелось бы это делать. Аж до слез! Она же девочка! Помню, как мама в детстве делала мне прическу в детский сад каждое утро, хвостики, косы…»
Маргарита надеется, что однажды косички и хвостики Арине сможет сделать папа, а пока Максим играет с сыновьями в компьютерные игры. Рита бы и рада присоединиться, но это, увы, неосуществимо: рукой и протезом трудно удержать джойстик, и бионический гаджет медленно реагирует на команды.
Разговоры о действительно важном
Дети Риты не помнят или совсем не знают ее без протеза. Когда произошла трагедия, Диме было четыре года, Дане – три, а Ярослав и Арина родились, когда мама уже была «трансформером». Она говорит, что объяснить все детям было несложно, напротив, они относятся к ее особенности с пониманием. «Сейчас есть инклюзивные мультфильмы, дети видят людей с физическими особенностями», – говорит Маргарита и добавляет, что сыновья ей даже гордятся.
Иногда ей хочется, чтобы позвали в класс к Диме или Даниле поговорить со школьниками: «Если честно, хотелось бы, чтобы детям рассказывали про людей с инвалидностью в школе, возможно, уделяли этому внимание на уроках «Разговоры о важном». Тем более, что сейчас таких становится все больше, военнослужащие после тяжелых ранений возвращаются домой с фронта».
Тираж первой книги Маргариты Грачевой распродан, ее переиздали снова. Только на обложке была уже не она, а очень похожая (так специально подобрали) актриса из сериала, и название изменилось со «Счастлива без рук» на «Сама виновата?», с вопросительным знаком на конце. Это самый частый вопрос, который задают Грачевой.
«Люди удивляются, конечно, что я снова вышла замуж, что родила еще двоих детей, и мы с Максимом готовы рискнуть и родить еще одного», – улыбается Рита. Она говорит, что старается привыкнуть жить по-новому, но та легкость, которую замечают все, на самом деле стоит большого ежедневного труда: «Мне, наверное, повезло, что я не одна, что рядом со мной близкие люди, которые меня понимают и любят».
Фотографии из личного архива Маргариты Грачевой
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.