Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Патриотизм – любовь к истории и географии страны»

Опрос недели: Что такое патриотизм? Комментирует ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Борис ЛЮБИМОВ

Легко любить страну, в которой все хорошо, гораздо труднее любить мучающуюся и страдающую родину. Об этом почти 100 лет назад писал Василий Розанов, и с ним согласен Борис ЛЮБИМОВ, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина.

— Для меня патриотизм не связан ни с коммунистической, ни с капиталистической идеологией. Мне кажется, он вообще вне идеологической приверженности. Иначе что получается? Если я, допустим, сторонник рынка, то перестаю любить Россию при коммунизме, а если коммунист, перестаю ее любить в 1991? Для меня патриотизм – любовь к истории и географии, то есть любовь к стране от Пскова до Владивостока. Это любовь к территории, жалость и сострадание к ней, когда она поругана и изнасилована, восхищение ее природой, причем во всех ответвлениях. Я люблю и север – бывал в Мурманске и Североморске, и юг – «Как сладкую песню отчизны моей люблю я Кавказ…», – эти строки Лермонтова я взял эпиграфом к сочинению в 5 классе. Я в 6 лет ездил в горы: Домбай, Баксан, Шхельда, Эльбрус – тоже часть моей земли. Как и Урал, Дальний Восток и, конечно, Сибирь: Красноярск, Омск, Новосибирск, Иркутск. Но и Поволжье: Нижний Новгород, Ярославль, Саратов! И Вологда, где мой прадед был губернатором, и Калуга, где похоронена моя бабушка, и Псков, и Смоленск, ну и, конечно, моя любимейшая Москва и Подмосковье. Любовь к географии страны – это восхищение ее красотой и объемом. Я восхищен замыслом Творца, создавшего землю, но мне кажется, что Россию Он творил во всех объемах и проявлениях. Я ни слова не говорю про нефть и газ, но только про красоту территории. И вдвойне бывает стыдно и больно за поруганную землю, за каждый брошенный на нее окурок, за ее неухоженность, неприбранность, разоренность. Это о географии.

А если об истории, то я не мудрее Пушкина, который прекрасно знал все беды и сложности русской истории, но в письме Чаадаеву писал, что другой истории ему не надо. Я приемлю историю России, для меня она не советская и не постсоветская. Можно сказать, что я больше знаю и интересуюсь знакомым мне XIX веком и началом XX, но мне дороги и XVIII, и XVII век, и Русь до монгольского нашествия, и Русь времен Андрея Рублева и Сергия Радонежского. Вот это сочетание истории и географии и есть Россия, как, впрочем, и любая страна. Что любит англичанин? Свой остров и свою историю, а также сформированный этой историей тип человека. Конечно очень разный.

Комментарии других экспертов:

Карен СТЕПАНЯН, доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского
Виталий МЕЛЬНИКОВ, кинорежиссер

Все комментарии…

Я понимаю трудность нашего положения, у нас гражданская война еще не кончилась, мы по-прежнему белые и красные. Я б сказал словами Пастернака: «Жизни, бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат».

У меня нет сомнений, что советский период — самый страшный в истории России, но я потрясен величием народа, который и в этих страшных условиях создавал великие произведения литературы, искусства, развивал гуманитарные и точные науки. Можно говорить о чудовищном начале войны, небывалом в истории России, о бездне предательства, ужасе предательства изнутри и предательства сверху, но нельзя не восхититься той мощью, терпением, смирением и становой силой людей, которые вынесли эти четыре года.

И для нас тот период страшен еще и потому, что и удален — очень мало осталось людей, которые могут рассказать о 1942 годе, а уж о 1932 вообще никто не расскажет. Я знаю трех-четырех человек, которые тогда были подростками, им сейчас 95-99 лет. Заметьте, что о двадцатых годах и ленинцах все меньше спорят – они ушли в историю. А вот вторая половина тридцатых, сороковых – это еще время, которое помнят наши отцы, деды. И о литературе того периода по-прежнему спорят: о Пастернаке, об Ахматовой, о «Мастере и Маргарите». О Жуковском и адмирале Шишкове так не спорят – это интересно только историкам литературы, и то определенного периода. Через 10-15 лет станут историей сороковые-пятидесятые годы, и мы будем о них говорить поспокойней, зато вспыхнут страсти по поводу восьмидесятых-девяностых, и, конечно, будут написаны книги и сниматься фильмы о 1991 годе, 1993. Когда это немножко отойдет в прошлое. А сейчас уходят в прошлое тридцатые.

Наверное, подлинный патриотизм и проверяется на трудностях. Когда в стране все хорошо, любить ее просто. Еще Розанов писал, что мучающуюся, страдающую, заплеванную Родину любить гораздо труднее. Но разница между ложным и подлинным патриотизмом в том, что ложный либо закрывает на все это глаза, либо призывает любить и то, что любить явно не надо. А подлинный патриотизм выражен в классических строках Алексея Константиновича Толстого: «Есть мужик и мужик. Коль мужик не пропьет урожаю, я того мужика уважаю».

Нищета есть во всем мире, и слово «коррупция» не у нас появилось. Просто у нас все это особенно режет глаз. Там, где веками кто-то жил в замках, и это не разрушалось до основанья в 1917 году, все привыкли, что одни люди живут на окраине, а другие в дорогих кварталах. У нас дорогие кварталы стали создаваться на наших глазах, и когда мы понимаем, что они – не то, что унаследовано в течение столетий, а то, что сейчас уворовано у нас, у богатейшей страны, за 20 лет, это производит впечатление. Трудно любить тех, кто уворовал, но это не мешает мне любить свою страну.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?