Параворкаут: занимайтесь спортом и будьте счастливы

Александр Воробьев и Станислав Бураков, создатели нового вида спорта для людей с ограниченными возможностями: «Спортивная уличная площадка свободна от стереотипов – это площадка равных возможностей»

Людям с инвалидностью вдвойне непросто заняться спортом: мешают не только собственные ограничения по здоровью, но и ограничения того вида спорта, который выбран. Всякий спорт – это всегда условность, свод правил. И – экипировка, чаще всего – дорогая.

Александр Воробьев и Станислав Бураков придумали параворкаут –  вольные спортивные занятия на турниках для людей с ограниченными возможностями. Сейчас создают Федерацию параворкаута, чтобы получить возможность продвинуть этот спорт в паралимпийские виды.

Молодые люди говорят, что колясочнику – или человеку с другим видом инвалидности, просто негде заниматься физкультурой. Или же для этого нет времени и средств. Параворкаут доступен всем – нужно только немного поддержать эту идею, обеспечив наши дворы качественно оборудованными спортивными площадками.

Ворка́ут (Тренировка; разг. уличный фитнес) одна из разновидностей массовых физкультурных занятий, включает в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках.Люди, увлекающиеся такими тренировками, называют себя по-разному: воркаутеры, уличные (дворовые) спортсмены.
ПараВоркаут, параворкаут (ParaWorkout) – это новый вид массового реабилитационного спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя комплекс физических упражнений с использованием веса собственного тела, выполняемого на турниках, брусьях и других уличных спортивных сооружениях. Основной акцент этого вида спорта делается на развитие силы и выносливости.
Социально-спортивный проект «ParaWorkout» запущен Компанией КЕНГУРУ.ПРО и ГБУК г. Москвы «Центр социокультурных программ «ИНТЕГРАЦИЯ» совместно с партнерами РООИ «Перспектива», при поддержке Департамента культуры города Москвы и Общественной палаты города Москвы.

Мы встречаемся с ребятами, занимающимися параворкаутом, на спортивной площадке в Лужниках. На улице холодно, руки без перчаток замерзают быстро. 35-летний Станислав Бураков тоже забыл перчатки – но заниматься нужно. Согревает чай из термоса.

Станислав, президент Федерации параворкаута, приезжает сюда на тренировки из Ярославля почти каждые выходные. В Ярославле таких площадок нет.

«Были бы такие площадки в моем детстве, я бы из них не вылезал. Здесь столько возможностей», – говорит 32-летний Игорь Иванов. Игорь цирковой артист, активно занимался спортом, а травму получил в быту, теперь – на инвалидной коляске. Игорь занимается дома с гантелями, и в тренажерном зале. Сюда приезжает не так часто – своей машины у него нет, но когда друзья заезжают за ним, Игорь присоединяется к тренировке.

Игорь с весом инвалидной коляски еще не подтягивается, но «упражнения на трицепс» с аналогичной нагрузкой уже делает. А Станислав умудряется вытворять, сидя на коляске, чрезвычайно эффектные и сложные упражнения. Впервые я увидела этих ребят в августе на «Галафесте» – спортсмены по параворкауту тогда пришли в гости на праздник фонда «Галчонок», чтобы познакомить всех со своим спортом. То, что тогда делали на турниках эти сильные мужчины – под аплодисменты окружающих – было просто невероятно! И это, конечно, огромный мотивирующий момент: почти цирковой, гимнастический блеск параворкаута – спорта для людей на инвалидных колясках.

Универсальный спорт

С ребятами занимается 27-летний Александр Воробьев – Саша не имеет инвалидности, и он бывший тренер паралимпийской сборной России по легкой атлетике. Семья Александра – настоящая спортивная династия. Родители Саши – тренеры по лыжным гонкам. Отец раньше работал с незрячими спортсменами, так что теперь мы знаем, «бег вслепую» – марафоны зрячего тренера с невидящим бегуном – зародились еще лет 20 назад! Отец Саши ездил на Олимпиаду в Лиллехаммер еще в 1994 году. Уже в 1992 году наши слепые спортсмены ездили на Паралимпиаду во французский Обервиль.

Станислав Бураков и Дмитрий Игнатов: упасть, отжаться

Позже тренерской работой занялся и Александр. В 2004 году его коллега по спорту Дмитрий, с которым тренировался Саша, попал в ДТП и стал колясочником. «В 2008 году нас позвали на зимнюю спартакиаду по лыжным гонкам среди людей с ограниченными возможностями, в Сыктывкаре, и мы поехали – я как тренер, он как спортсмен. Потом мы занимались легкой атлетикой, на Чемпионате мира в Индии мы заняли два третьих места. Дима занимался метанием диска, копья и толканием ядра. Для этого ставится стул без спинки, крепится, и спортсмен, сидя на нем, выступает». Позже Дима получил спортивную травму, долго восстанавливался, отошел от спорта. А Саша решил применить свои тренерские способности в параворкауте, и начал развивать этот спорт с прошлого года.

«Параворкаут может объединять в себе разные виды спорта. И тяжелую атлетику, и кроссфит, например (кроссфит исключает какую-то специализацию и предполагает включение в тренировку любых видов спортивных занятий – бег, плавание, отжимания, занятия с утяжелениями, гимнастика и так далее. Его могут использовать люди вне зависимости от опыта и уровня подготовки. – ред.). Кроссфит – это, например, лазание на канате, перетаскивание или перебрасывание специальных мешков, перекидывание мячей и так далее. Это новое фитнес-движение. Это, во-первых, доступно,и не нужны никакие велодорожки и другие тренажеры, а во-вторых, универсально. А воркаут – это занятия на турниках на улице. В итоге мы объединили все эти типы нагрузок и занятий в параворкаут – дисциплину для людей с инвалидностью», – поясняет Александр.

Тренер Александр Иванов и звезда параворкаута Станислав Бураков

Правда, на улице добиться «широкого оборудования» площадки сложно – штанги без присмотра не оставишь. Но просторная площадка, обеспеченная турниками самой различной высоты, необходима. В Москве и области площадок, готовых для профессиональных тренировок, пока всего четыре. В Лужниках, на Поклонной горе, в парке «Фестивальный» в районе Марьиной рощи и в Одинцово –  в парке имени Лазутина. Оборудование адаптировано. Колясочники могут подъехать к брусьям, ширина позволяет; есть специальные скобы, по которым с помощью рук можно забраться на турник.

«Однажды я понял, что нужно развиваться и делать что-то для общества»

Станислав разбился на мотоцикле ночью в 2007 году – и оказался в инвалидном кресле. «Депрессии вообще не было. Было понимание с самого начала, что назад не отмотаешь, и убиваться нет смысла – надо выбираться. И на этой волне до сих пор все идет», – рассказывает Станислав. До 14 лет Станислав играл в хоккей, потом играл в волейбол, силовым спортом не занимался. А после аварии начал заниматься пауэрлифтингом и легкой атлетикой. Но сначала были годы реабилитации, этому посвящалось все свободное время. «Но в один момент пришло осознание, что жизнь идет и надо заниматься еще чем-то, нужно развиваться, нужно приносить обществу пользу. На реабилитацию ушло лет пять, и я понял, что надо жить дальше. И поставил перед собой цель найти для себя какой-то спорт. Это было три года пауэрлифтинга – это жим штанги лежа – килограммов 150 отжать могу. Потом я обратился к легкой атлетике –  к метанию копья, ядра. А потом пришла идея параворкаута».

Идея создать такой вид спорта родилась у Александра, говорит Станислав, а он поддержал эту идею. «Мы сначала не знали, как это будет выглядеть и как это сделать, но просто начали что-то делать. Мы приезжали сюда на тренировки. Здесь занимались и другие люди, здоровые. И вот для них мы, на колясках, занимающиеся наравне с ними, –  это была сильнейшая мотивация! Они подходили и говорили: «Ребята, ну это круто! Вы для нас настоящий пример, сразу хочется еще больше заниматься!». Для меня главная цель этого проекта в том, чтобы вытаскивать таких же ребят, как я, на улицу, на площадки, привлекать их к спорту. Интеграция – это очень важно. Спортивная уличная площадка – это действительно площадка, свободная от стереотипов: здесь можно заниматься каждому».

Станислав Бураков, Игорь Иванов и Дима Игнатов : на уличной площадке можно даже на голове ходить

Ребята стараются распространить свой опыт в регионы. В итоге специально оборудованная площадка появилась в Балаково Саратовской области, в Твери. Удается договориться с администрациями города. А специальные турники делает российская компания КЕНГУРУ.ПРО. В ближайшее время представители параворкаута поедут в Ростов-на-Дону, куда их пригласил местный благотворительный фонд социальной адаптации инвалидов «Прометей» и представители Общественной палаты: цель показать, как проходят занятия этим спортом, и мотивировать других.

«Это увлекает, это интересно. Попробовал подтянуться. Попробовал отжаться. А потом с коляской – о, здорово, получилось! Страх иногда есть, боишься сорваться и упасть, но нас страхуют», – говорит Станислав.

«Я три года назад потерял ногу во время службы в армии, –  рассказывает Дмитрий Игнатов, еще один участник нашей тренировки. Диме 25 лет, и у него протез ноги. – До травмы я занимался хоккеем, ходил в зал. После того, как все случилось, я начал активно занимался плаванием. Если я не попаду на Паралимпиаду в Рио, то в Токио точно должен! Я каждый день плаваю по несколько километров. Мне доставляет дикое удовольствие владение своим телом. Недавно произошел интересный случай: я в бассейне сижу надеваю очки, а ко мне подходит мальчик с синдромом Дауна и говорит «Как хорошо, что я здоров!». Так что все очень относительно».

Параворкаут доставляет массу удовольствия, признает Дмитрий. «Я выползаю после тренировок с площадки на четвереньках, но с улыбкой, – это огромный восторг! Турники очень полезны для позвоночника, он выравнивается, для меня, например, это очень важно: у меня нет одной ноги, и я «заваливаюсь» на одну сторону. Мы на тренировке поддерживаем друг друга, что-то советуем. Мы хотим, чтобы и другие поддержали такой досуг, выходили из дома. Вообще, общество сейчас разделилось на два лагеря. Люди от нуля до 30-40 лет отлично воспринимают инвалидов, здороваются, приветствуют. В клубах помогут зайти, в кино помогут пересесть с инвалидной коляски в обычное кресло. Другой лагерь, по моим наблюдениям, это люди после 40 и выше. Они помнят тягости разных войн, Чечни, Афганистана, может быть, и Второй мировой войны. Да и в СССР инвалидов «не было». Они боятся нас, они неправильно воспитывают детей. Когда ребенок кричит «Ой, мама, посмотри, у дяди железная нога! Это железный человек?», они могут сказать ему «Не смотри в ту сторону». А ведь ребенку интересно, и это нормально! Вместо того, чтобы сказать: «Да, это железный человек!» и рассказать ребенку, в чем дело, они отворачиваются. Может быть, это связано еще и с попрошайками «на колясках», которые портят наш имидж».

Дмитрий Игнатов: Я выползаю после тренировок с площадки на четвереньках, но с улыбкой»

Поэтому, считает Дима, нужно вести за собой массы. «Мы ждем здесь всех – не важно, ампутация ли у вас, или ментальные отклонения, или вы на коляске. Занимайтесь спортом и будьте счастливыми».

Цель создания Федерации параворкаута в том, объясняет Александр, чтобы добиться принятия  его как вида спорта. Тогда уже его финансирование, строительство площадок будет идти от государства. Сейчас в Министерстве спорта и Паралимпийском комитете есть заинтересованность в том, что делают Саша, Станислав и их сообщество.

«Массового спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья у нас нет, мы хотим создать новое направление, когда каждый может выйти из дома и тренироваться, работать над собой. Для колясочников спорта вообще почти нет, – отмечает Александр. – Например, это может быть бобслей. Но боб нужно делать специально, оборудовать его. Могут быть лыжи. Конный спорт. Есть еще бег на спортивной коляске – но беговая профессиональная коляска стоит около полумиллиона. Понятно, что все эти виды спорта недоступны каждому – нужно специально ездить на тренировки, да и экипировка, и сами занятия дорогие». Ребята, развивающие параворкаут, хотят добиться, чтобы занятия спортом были доступны. И по цене – в данном случае они вообще бесплатны: вышел на площадку и тренируйся. И по доступности среды: опять же, не нужно никуда ехать, самое главное – чтобы такая площадка была в твоем дворе. Наконец, это сильная мотивация – есть для чего заставить себя выйти из квартиры, из подъезда. А когда у тебя прибавляется сил, то заниматься и улучшать свои достижения хочется еще больше, признают сами спортсмены.

Фото: Павел Смертин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?