Накануне 1 сентября новостные ленты буквально взорвались: в Госдуме всерьез задумались об отмене домашних заданий. Об этом заговорил не кто-нибудь, а сам председатель парламента Вячеслав Володин, предложив всесторонне обсудить сложную тему. Ранее полностью отменить домашние задания в школах предлагал вице-спикер Государственной думы от партии «Новые люди» Владислав Даванков. По его мнению, сложившаяся система домашних заданий не способствует получению качественных знаний, поскольку школьники прибегают к помощи искусственного интеллекта. В Минпросвещения также откликнулись на актуальный тренд: в преддверии начала учебного года там попытались домашку минимизировать.
Дискуссия тут развернулась нешуточная. Школьники, понятное дело, радуются, родители – в недоумении. С одной стороны, нагрузка на детей и правда огромная, многие делают уроки до глубокой ночи, не ходят гулять, вынуждены отказываться от кружков и секций. С другой – остается тревога, не станет ли хуже, не забросит ли молодое поколение, и так готовое уткнуться в экран смартфона, учебу совсем?
Вместе с экспертами мы попытались разобраться в том, почему возникла эта инициатива, какая на самом деле сейчас ситуация с домашним заданием для школьников, а также понять, действительно ли отмена классических примеров, задач и упражнений может принести неожиданные результаты?
Спойлер – да, этот подход может быть очень эффективным. Столь эффективным, что даже скептически настроенный редактор этого текста готова признать: в идее отменить (вернее, видоизменить) домашние задания определенно есть рациональное зерно! Впрочем, обо всем по порядку.
Первый шаг уже сделан: домашнее задание ограничили по времени

Буквально на днях Минпросвещения РФ установило нормы времени на выполнение домашних заданий. Глава ведомства Сергей Кравцов заявил об этом на XII Общероссийском родительском собрании в 2025 году.
Как явствует из ведомственного приказа № 704, с 1 сентября 2025 года в российских школах вводятся следующие нормативы:
- 1-й класс – не более 1 часа,
- 2–3-е классы – до 1,5 часа,
- 4–5-е классы – до 2 часов,
- 6–8-е классы – до 2,5 часа,
- 9–11-е классы – до 3,5 часа.
Взято под контроль и время работы за компьютером: от 20 минут в начальных классах до 35 минут для старшеклассников. Новые правила призваны решить проблему переутомления школьников.
По задумке создателей, новые правила меняют философию домашних заданий. Их объем отныне не должен превышать половину работы, выполненной на уроке. Это заставляет учителей тщательнее отбирать материал. На трудоемкие работы – сочинения, доклады, проекты – дается минимум неделя. Это позволяет детям качественно подготовиться, не жертвуя сном и отдыхом.
Кроме того, прозвучало предложение полностью отменить домашнее задание на выходные и праздничные дни. Сейчас нормы СанПиН и Минпросвещения лишь рекомендуют ограничивать объем домашек, но не запрещают их на выходные, финальное решение остается за учителем.
Реальная нагрузка – 4,5 часа в день. Это самый высокий показатель в мире
В течение учебного года у 40% первоклассников от понедельника к пятнице после уроков увеличивается концентрация кортизола, гормона стресса. Такие данные получили эксперты подведомственного Минпросвещения Института развития ребенка. А в лаборатории физиологии развития и физической культуры Института развития детства установили, что в самом начале учебы в школе у десятой части учеников первого класса отмечается низкая мотивация: ничего не хочется учить.
По данным РАНХиГС, которые приводит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, кандидат филологических наук Александра Назарова, 41% российских детей в обычных школах и 46,7% в лицеях и гимназиях тратят на выполнение домашних заданий более 2 часов в день, некоторые исследователи называют цифру 4,5 часа – это самый высокий показатель в мире.
ТАСС приводил статистику, что 66% школьников жалуются на объем домашнего задания. Эксперты говорят, что цифры, которые приводятся в различных исследованиях, довольно субъективные и зависят от региона, школы, конкретного учителя и программы. Сложно посчитать и дать какой-то однозначный ответ о нагрузке, которая сегодня выпадает на долю среднестатистического школьника.
Домашнее задание – это профанация?
«Давайте посмотрим правде в глаза: домашняя работа у ученика из советской школы и ученика из 2025 года кардинально отличается, – говорит преподаватель кафедры высшей математики РЭУ имени Г. В. Плеханова, учитель математики ГБОУ Школа 1384 Алексей Мирошин. – Ни в коем случае не хочу усомниться в значимости домашнего задания… Но действительно ли мы верим, что каждый ученик делает его сам? И здесь невозможно спорить, что определенная часть школьников самостоятельно ничего не делает: на помощь приходят нейросети и искусственный интеллект».
По мнению Митрошина, это факт, который необходимо принять, вне зависимости от того, согласны мы с таким форматом или не согласны. Здесь уже не работает самостоятельное составление домашней работы, спасавшее педагогов, когда были популярны ГДЗ (готовые домашние задания). Из учебника домашнее задание или педагог сам его составил, сейчас неважно. ИИ все решит! Так есть ли смысл в оценивании переписанного материала? Большинство педагогов уверены, что нет.
«На мой взгляд, ключевая проблема современного образования – поиск субъектности ученика, – говорит старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления Петр Тазов. – Ни родители, ни искусственный интеллект не заменят самостоятельного мышления. А вот сомнения в своих мыслях вызовут. Чем чаще обучающийся делегирует задачи другим, тем больше его нежелание думать и сомнения в правильности собственных выводов».
С каждого предмета по 15–20 минут, и набегает прилично

«Домашние задания часто вызывают конфликты в семье, – говорит главный врач сети центров детской неврологии и реабилитации «Нейроспектр» Евгений Гороховский. – Поэтому их отмена превращает родителей в поддерживающих наставников, а не надзирателей. Если дети обходятся без заданий на дом, значит, в этот момент их учителя занимаются профилактикой эмоционального выгорания. Все-таки время для отдыха, хобби и «ничегонеделания» восстанавливает психические ресурсы, снижая тревожность и апатию. Ну и наконец, можно говорить про развитие внутренней мотивации. Освобождение от рутины позволяет ребенку самостоятельно выбирать интересные занятия, пробуждая подлинный интерес к знаниям».
Сами школьники, а зачастую и их родители жалуются на бессмысленность домашних работ. Вот переписал ты два листа биографии композитора, а в голове, кроме его фамилии, ничего на следующий день не осталось. Что это было? Сизифов труд.
«Сокращение ДЗ, пожалуй, позволит изменить ситуацию к лучшему, – предполагает методист по русскому языку «Онлайн-школы № 1» Екатерина Мыцких. – Во всяком случае, новые темы будут изучать только в школе. А то ведь как у нас сейчас происходит? Школьные учителя не придерживаются установленных норм по количеству ДЗ, а иногда и стараются «задать на дом» то, что не успели пройти на уроке. Это очень плохая практика. Получается, освоение нового материала ложится на плечи самого ученика, его родителей и репетиторов».
«Жалобы родителей и детей на колоссальную нагрузку, особенно в средних и старших классах, – не без оснований, – подтверждает пресс-секретарь Независимого профсоюза «Новый труд» Ольга Иванова. – Проблема скорее в накопительном эффекте домашних заданий, ведь ученики изучают более 10 предметов. Если каждый учитель задаст на 15–20 минут, набегает немало. Причем часто задания требуют не столько понимания, сколько механической работы (переписать, нарисовать, выучить без осмысления). Это отнимает много времени и сил. И не забывайте про индивидуальные особенности: одному ребенку на решение задачи по математике нужно 15 минут, другому – час».
А еще силы отнимает дорога в школу, занятия с репетиторами (которые часто становятся необходимостью из-за высокой программы), кружки и секции. В итоге рабочий день старшеклассника может легко превышать рабочий день взрослого человека.
Простая отмена домашнего задания ведет к снижению знаний
«В нашей школе мы провели экспериментальный проект: разделили 90 учеников (возраст 12–15 лет) на три группы по 30 человек, – рассказывает основатель школы русского языка и сторителлинга «Нарриторика» Анна Волкова. – Каждая группа занималась по одной и той же программе, но с разным подходом к домашним заданиям. Группа А – классический формат: регулярные домашние задания. Группа B – без домашних заданий, традиционный урок. Группа C – без домашних заданий, но с применением нашей авторской методики «Интегрированная практика»: теория максимально сжимается, используются наши авторские материалы, адаптированные для учеников с СДВГ, а до 50% урока посвящается закреплению и практическим заданиям прямо на занятии».
Какие же результаты получили эксперты?
В группе А (с домашними заданиями) средний балл вырос на 18% (с 68 до 80). Ученики показали высокие результаты, но 47% жаловались на усталость и нехватку времени, мотивация снижалась.
Группа B (без домашних заданий) – вначале была высокая эмоциональная вовлеченность (+22% по анкетам), но к концу года средний балл вырос всего на 4%. 40% отмечали неуверенность в знаниях, пробелы.
В группе C к середине года результаты сравнялись с группой А, а к финалу средний балл вырос на 21% (с 67 до 81). Это лучший показатель. При этом уровень тревожности снизился на 35%, а 73% учеников отмечали рост уверенности и интерес к предмету. «Мы сделали вывод, что простая отмена домашнего задания (как в группе B) ведет к снижению качества. Классическая система (группа А) работает, но сопровождается усталостью и высоким уровнем стресса. Оптимальной оказалась перестройка самого урока (группа C): при той же программе специалисты получили и рост результатов, и психологический комфорт», – комментирует Анна Волкова.
Полная отмена домашнего задания не панацея

Происходящее сейчас – это борьба с симптомами, а не с причиной болезни, полагают многие эксперты.
«Сама по себе мера по отмене домашнего задания, без фундаментальных изменений в подходе, не только не решит проблему, но и может создать новые, – говорит академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская. – Главная беда современной домашней работы в ее архаичном, обезличенном формате. Одинаковые задания для всего класса не учитывают ни уровень подготовки, ни особенности восприятия, ни темп ученика. Вместо простого запрета нужна трансформация. Необходима персонализация: подбор заданий под уровень каждого ребенка и смещение акцента с механической работы на осмысленные и творческие задачи». Без этого, полагает эксперт, отмена приведет лишь к повышению нагрузки в будни. Идеальная цель – сделать домашнюю работу настолько эффективной и необременительной, что вопрос о ее запрете на выходные потеряет всякий смысл.
Сооснователь онлайн-школы «Зачетный курс», преподаватель обществознания Светлана Шмонина видит в идее отменить домашку как явные плюсы, так и существенные минусы. «Безусловно, есть достоинства этого нововведения. Во-первых, у школьников появится больше свободного времени для отдыха, а это критически важно в условиях загруженности современных детей. Во-вторых, данное решение приведет к равенству возможностей, так как не у всех дома есть тихое рабочее место, помощь репетитора или же родителей, готовых помочь с домашним заданием. И, безусловно, это может повысить мотивацию к учебе и качество образования: часто домашнее задание – это рутина, выполняемая «для галочки», и его отмена позволит перевести фокус ребенка на качественную работу именно на уроке», – говорит эксперт.
При этом, отмечает Светлана, решение об отмене домашнего задания не лишено недостатков. Так, эта инициатива может привести к потере самостоятельности у школьников. Домашнее задание – первый инструмент, который учит ребенка планировать время и нести ответственность за результат. Более того, будет сложнее закреплять материал, без самостоятельной практики предметов многие знания имеют риск просто исчезнуть со временем.
Главная же цель, несмотря на все нововведения, использование технологий, интернета и искусственного интеллекта – чтобы учеба не заканчивалась за школьным порогом, а становилась естественной частью жизни, основанной на любознательности и осознанной необходимости получения знаний.
«Полная отмена домашнего задания не панацея и не гарантия того, что школьники начнут проводить освободившееся время продуктивно, – уверена эксперт Финансового университета при правительстве РФ Александра Назарова. – Дисциплина, регулярность и ответственность – важные факторы для развития личности. По моему мнению, отменять домашнее задание полностью нецелесообразно. Однако его объемы абсолютно точно нужно уменьшать, делая акцент на качестве заданий, а не их количестве».