Династия потомственных почетных граждан, богачей и благотворителей Ушаковых началась с государственного крестьянина Михайлы Ушакова из деревни Гусарниково Ростовского уезда Ярославской губернии. Мы не нашли информации, чем и как он зарабатывал на малой родине, но, очевидно, зарабатывал неплохо, поскольку в начале 1840-х годов смог купить участок земли у Нарвской заставы и перебраться в Санкт-Петербург.
На этом участке он основал дело, принесшее семье имя и большие деньги, – тепличное хозяйство по выращиванию цветов и фруктов.
Круглый год на участке Ушаковых подрастали цветы, украшавшие жизнь и дома петербуржцев, и даже императорские дворцы.
Сегодня, когда существует множество специальных сортов, быстро зацветающих, устойчивых к заболеваниям и вредителям, хорошо переносящих транспортировку, когда тепличные комплексы оснащены автоматическим освещением, контролем температуры и влажности, поливом и подкормками, а все работы как минимум механизированы, да к тому же когда круглый год цветы и фрукты везут самолетами из южных регионов, букетом не удивить никого.
200 лет назад букет цветов не в сезон был событием, роскошью. Вырастить цветы в условиях российской зимы – с печным отоплением, ручным трудом, без искусственного освещения, без современной химии и прочих благ, было по-настоящему сложно. Зато и стоили эти цветы больших денег. В художественной литературе XIX века неоднократно упоминаются букеты и корзины цветов для знаменитой актрисы или юбиляра, приобретаемые «по подписке» – то есть в складчину, многими людьми. Позволить себе преподнести цветы в разгар зимы мог далеко не каждый. Это было значимое подношение и признак статуса.
Не удивительно, что на этом бизнесе в столице, где собрались самые платежеспособные жители страны, Ушаковы быстро начали богатеть. Всего через несколько лет они уже открывали собственные магазины в самых бойких местах Петербурга – у Казанского собора и Каменного моста.
Дома
Главным помощником Михайлы был его сын – Абрам Михайлович. Родившись 200 лет назад, 11 октября 1825 года, он перебрался в столицу еще юношей и с младых лет участвовал в семейном деле.
Как и отец, Абрам Ушаков не торопился тратить заработанное на личные прихоти, предпочитая вкладывать их для получения дополнительного дохода. Одним из самых прибыльных вложений в самом дорогом городе империи было – как, впрочем, и сегодня – приобретение недвижимости.
И Ушаковы вкладывали заработанные средства в приобретение земельных участков и зданий, строительство и перестройку доходных домов для последующей сдачи внаем. Дома покупались в центральной, дорогой части города, в престижных кварталах, и сдавались платежеспособным гражданам. Так, в одном из ушаковских домов на Невском проспекте снимала жилье знаменитая французская певица Полина Виардо.
Абрам Михайлович

Встав после смерти отца у руля семейного дела, Абрам Михайлович постепенно его расширил и по мере того, как росли капиталы, часть доходов стал тратить на богоугодные дела. Для российского купечества тех лет благотворительность была не только способом спасения души, но и возможностью заслужить авторитет в обществе – да и просто знаком благодарности за успешно идущие дела и открывающиеся возможности.
В 1872 году Абрам Михайлович на собственные средства открыл за Нарвской заставой бесплатное земское училище, которое так и стали называть – Ушаковским. Там же он основал бесплатную больницу на 100 коек для тех, у кого не было средств на лечение. До конца своих дней он финансировал ее работу, и тысячи больных получили медицинскую помощь за счет «огородных дел мастера».
В 1881 году Ушаков основал Всесвятское благотворительное общество для помощи вдовам, сиротам, старикам, больным и многодетным. При обществе на средства Ушакова и в его здании был открыт сиротский приют для девочек. Несколько позже он передал и здание, и участок при нем во владение общества.
Ушаков оказался и одним из ключевых жертвователей на строительство церкви Иоанна Златоуста при Алафузовской больнице и часто поддерживал Деревяницкий монастырь в Новгороде.
Занимаясь непростым, но прибыльным делом, Абрам Михайлович уделял время просветительской деятельности. Он был членом Российского Императорского общества садоводства и огородничества, действительным членом Русского общества акклиматизации животных и растений, распространяя знания о разведении непростых в агротехнике культур и ведении подсобного хозяйства. Он даже стал одним из авторов обучающей брошюры «Ростовский огородник, или Руководство к разведению огородных растений».
С годами Ушаков стал знаменит в Петербурге и окрестностях своими цветами, арбузами, дынями, виноградом и ананасами, своими добрыми делами. Его авторитет рос. Ушаков был избран гласным городской Думы, выборным Санкт-Петербургского купеческого общества, состоял в Невском, Петербургском и Ярославском благотворительных обществах.
Он получал награды, в том числе – медали и ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени. Был возведен в сословие потомственных почетных граждан и в чин действительного статского советника.
Со временем Ушаковы стали одними из крупнейших петербургских домовладельцев – им принадлежали 24 доходных дома. А за Нарвской заставой существовал целый Ушаковский квартал – там располагалась Ушаковская улица (ныне улица Зои Космодемьянской), работали Ушаковская больница, Ушаковская школа и Ушаковский приют.
Абрам Абрамович
У Абрама Михайловича и его супруги было девять детей. Как минимум один из них, Абрам Абрамович, унаследовал от отца и деда любовь к растениям и добрым делам.
Ушаков-младший окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, защитил диссертацию и получил личное дворянство. Служил в армии, выйдя в отставку в чине прапорщика, а затем поселился в Козловском уезде Тамбовской губернии, где его отец приобрел поместье Екатеринино.
Будучи выходцем из крестьянской семьи, Абрам Абрамович тем не менее родился и вырос в столице, вращался среди образованных людей и мало знал реальную жизнь русской деревни. Увиденное в Екатеринино, очевидно, неприятно его удивило: бедность, невежество, косность, грубость и суеверия, жизнь, протекавшая словно в параллельном мире, куда не было доступа ни новым технологиям конца XIX века, ни современным знаниям, ни представлениям о чистой, достойной, комфортной жизни.
В довершение всего это были десятилетия, когда русская деревня начала отчаянно пить, когда по ветру шли плоды тяжелых крестьянских трудов и целые семьи вымирали от пьянства и вызванных им голода, нищеты, болезней и насилия.
Молодой образованный землевладелец, остро чувствовавший к тому же собственное родство с крестьянством, захотел изменить жизнь если не во всей русской деревне, то хотя бы в одной конкретной – в Екатеринино. И сделал это.
Он открыл школу для деревенских ребятишек. Школа была на каменном фундаменте, под железной крышей, просторная – с двумя классными комнатами и учительскими квартирами. В первый же учебный год набралось 60 учеников, для которых на Рождество был устроен первый в их жизни праздник с нарядной елкой, играми, плясками, угощением и подарками. Елка имела такой успех, что с тех пор праздник в школе отмечали ежегодно.
Абрам Абрамович поддерживал жителей Екатеринино чем мог. Молодым парам, вступающим в брак, дарил на свадьбу корову. За самых бедных сельчан оплачивал недоимки. Просто поддерживал деньгами тех, кто не мог зарабатывать самостоятельно – больных, вдовых, многодетных.
В 1891 году в южных губерниях империи после сильной засухи случился колоссальный неурожай. Наступал голод, первыми жертвами которого должны были стать самые бедные и слабые. Ушаков лично обошел все избы села и составил список самых уязвимых, тех, кому нечем было прокормиться. Их набралось около 200 человек. Для них Ушаков открыл столовую и на собственные средства кормил крестьян до нового урожая.
А когда 10 лет спустя он был избран председателем Козловской уездной управы, пожертвовал половину необходимой суммы для переустройства сельской больницы и приобрел в больницу автоклав.
Екатеринино

Как-то в уезде не могли пристроить к месту агронома. Ему полагалось выделить жилье и участок для научных изысканий в 15 десятин. Ни один из местных помещиков не хотел отдавать на это собственные плодородные земли. Исключением оказался Абрам Ушаков-младший, и молодой агроном Моисей Исаакович Хомский, поселившись в Екатеринино, проработал там около 20 лет, проводя испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и методов их выращивания.
С Абрамом Абрамовичем их объединил профессиональный интерес к выращиванию сельхозкультур и общая мечта: создать в поместье образцово-показательное сельское хозяйство, опирающееся на последние достижения науки и техники, для распространения опыта и знаний среди местных землевладельцев.
Одним из важнейших видов деятельности в Екатеринино стало с детства знакомое Абраму Абрамовичу товарное садоводство. Но здешний климат позволял выращивать фрукты в открытом грунте, и на 80 десятинах были разбиты фруктовые сады, где в огромных количествах поспевали лучшие сорта яблок, груш, слив, винограда и орехов.
Вторым важным направлением стало племенное скотоводство и производство молочной продукции. Породистых швицких коров Ушаков выписал аж из Швейцарии, надеясь, что со временем высокопродуктивные стада швицев заполнят пастбища всех окрестных имений. Его ферма продавала телят на племя и обеспечивала сырьем целый небольшой молокозавод, продукция которого с успехом продавалась на местном рынке.
Хозяйство Ушакова было одним из первых, где появлялись современные сельскохозяйственные машины, приводимые в движение паром. На ушаковских полях работали новенькие заграничные сеялки, жатки-сноповязалки и молотилки. Одним из первых в губернии он завел у себя электричество, установив американский ветрогенератор, паровое отопление, канализацию. Стремясь ничего не упустить, Ушаков участвовал в сельхозвыставках, выписывал новинки инвентаря и образовательной литературы.
Его мечта реализовалась: он создал, возможно, лучшее хозяйство в Тамбовской губернии, в котором соседи черпали идеи, вдохновение и практический опыт, применяя на собственных землях передовые приемы агротехники. В парке действовал огромный резервуар для сбора воды и система трубопроводов, подающих воду во все уголки.
1917

Большинство наших историй о российских благотворителях обрываются, разбившись о четыре цифры: 1917. Так было и с историей династии Ушаковых.
Перед самым началом революции, в январе 1917 года, не стало Абрама Михайловича. Он был похоронен на Митрофаньевском кладбище.
У Абрама Абрамовича отобрали его Екатеринино, и ученый землевладелец с женой и тремя детьми перебрался в Москву, где зарабатывал на жизнь кочегаром.
А позже Абрам Ушаков вновь вернулся в деревню. Но уже в новом качестве: стал директором совхоза «Покровское» в Хлебниково по Савеловской железнодорожной ветке. Сделав головокружительную петлю через столицу, доходные дома и собственное образцовое имение, семья вернулась к своим крестьянским истокам. Семейное дело не подвело и в эти времена – Абрам Абрамович вновь выращивал растения и скот, создавал хозяйство, писал статьи по агротехнике.
Его не стало в 1933 году.
Новая власть закрыла Ушаковское училище и Ушаковский приют. Построенную Абрамом Михайловичем церковь разобрали на дрова. Даже Митрофаньевское кладбище, где был похоронен Ушаков-старший, сравняли с землей, а потом превратили в промзону.
Но Ушаковская больница работает и по сей день, в ней ведет прием детская поликлиника. Уцелел и дендропарк в Екатеринино. В 1958 году там был открыт опорный пункт, а в 1970 году – опытная станция Всероссийского института растениеводства имени Н.И. Вавилова. Спустя полтора века наследие Ушаковых все еще приносит пользу.