Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

От сарафанов к революции: парадоксальная история купеческого кумача

Яркий кумач, который купец и благотворитель Асаф Баранов производил для нарядных сарафанов и праздничных платьев, со временем приобрел неожиданную судьбу: ткань добра и красоты превратилась в символ революции, закрывая небо красными знаменами и переписывая историю страны

Виктория БЕЛЯЕВА, редактор Егор ОТРОЩЕНКО
Портрет пожилого мужчины в профиль на фоне красного платка. Коллаж.
Асаф Баранов

Слова «красный» и «красивый» в России не напрасно долго оставались синонимами. Красный для нас и есть красивый – своей резкой яркостью, эффектностью, броскостью, своим жаром и внутренним свечением, противостоящим русским холодам, черно-белости долгой зимы.  

Конечно, не мы одни падки на красный цвет, его ценили и ценят в самых разных культурах – и в Китае, где это цвет счастья, удачи и нового года, и в Индии, где это цвет любви и свадебного сари, и – довольно долго – в Европе, где он был цветом могущества и власти.

Как появился кумач

Носить яркие нарядные одежды, поднимающие настроение и заметные издалека, всякому лестно, но долгое время настоящий насыщенный красный оставался недоступен большинству. Конечно, можно было использовать – и использовали – кошенильного червеца, которого прежде водилось на Руси немало. Это такое насекомое, из которого добывают сырье для получения кармина – впечатляющего багряно-красного красителя. Но на изготовление такого красителя требуется огромное количество насекомых, процесс окрашивания непростой, так что карминовая была по карману лишь настоящим богачам.

А нам сегодняшним, замечу в скобках, этот краситель близко знаком под именем Е120 – именно им придают аппетитный розовый цвет йогуртам, мороженому и прочим продуктам. И да, он все еще делается из насекомых.

В России красный любили и ценили всегда, но настоящий красный долго был доступен лишь элите. Народ же носил так называемую крашенину – льняное или конопляное домотканое полотно, крашенное подморенником, которое можно было назвать красным весьма условно – скорее, это был цвет кирпича или ржавчины. Да и он после нескольких стирок вымывался из волокон, оставляя лишь бурое воспоминание.

Где умели производить настоящие красные ткани, так это в Турции. Яркий, пылающий и неубиваемый оттенок хлопкового полотна делали в городе Эдирне, бывшем Адрианополе. В Европе его так и называли – адрианопольским красным. А еще – адским красным, поскольку процесс крашения был чрезвычайно трудоемок, занимал не один месяц, а в процессе использовались довольно жуткие ингредиенты, вроде овечьего навоза и бычьей крови.

Платок из Барановского ситца. Село Струнино Александровского уезда Владимирской губернии
Платок из Барановского ситца. Село Струнино Александровского уезда Владимирской губернии. Фото: https://rusmuseumvrm.ru/

Именно за этим полотном в России закрепилось название кумач (хотя само это тюркское слово означало в принципе любую ткань). Как же она горела на фоне русских снегов, как светилась, как мечтали о ней русские щеголихи! Но цена такому товару была слишком высока. И даже когда производство кумача освоили казанские татары, он все еще оставался слишком дорог для простого люда.

Но в 1874 году в Киржаче Владимирской губернии на предприятии Петра Соловьева наконец начали производить первый в России синтетический ализариновый краситель, дающий этот самый вожделенный ярко-красный цвет, но в разы быстрее и дешевле. А совсем неподалеку, в Александровском уезде, другой промышленник, Асаф Баранов, имевший инженерно-технологическое образование и владевший передовыми методами создания и обработки тканей, выстроил технологию крашения хлопкового полотна новым красителем.

И что это вышло за полотно! Живого, словно горящего оттенка, мягкое, гладкое, чрезвычайно приятное к телу с легким шелковистым блеском, появлявшимся благодаря обработке ткани маслом – и доступное! Доступное настолько, что деревенские красавицы, имевшие хоть какие-то амбиции, моментально стали раскупать его на сарафаны и платки, а парни – на щегольские косоворотки.

Оно, правда, слегка приванивало – ализариновое масло давало горклый синтетический запах. Но это было сущими пустяками по сравнению с достоинствами ткани.

Так, в последней четверти XIX века кумач стал неотъемлемой частью деревенского быта, традиций и даже пейзажа – особенно в праздник, когда любая деревенская толпа пламенела всполохами кумача.

А Асаф Баранов в короткое время стал одним из крупнейших производителей хлопковых тканей в стране и, вероятно, крупнейшим из тех, кто выпускал этот самый кумач. Выпускал, знать не зная, во что со временем превратится его продукция.

Социально ответственный город Струнино

Платки мануфактуры Асафа Баранова. Село Струнино Александровского уезда Владимирской губернии.
Платки мануфактуры Асафа Баранова. Село Струнино Александровского уезда Владимирской губернии. Фото: https://rusmuseumvrm.ru/

Асаф Баранов родился в 1834 году в древнем городе Александрове, в состоятельной семье купца первой гильдии, а редкое библейское имя (в полной версии – Иоасаф) получил в честь деда-фабриканта. Семья специализировалась на производстве тканей; по этому пути пошел и Асаф-младший. Выучился в Московской практической академии коммерческих наук, затем осваивал самый передовой опыт в странах Европы, где изучал новые технологии мануфактурного производства.

Унаследовав вместе с братом Троицко-Александровскую мануфактуру в селе Карабаново Александровского уезда, они основали совместное товарищество. А в 1875 году Асаф Иванович открыл уже собственное производство рядом с деревней Струнино. Первой появилась красильно-набивная фабрика, работавшая первоначально на покупных холстах – та самая, на которой он отладил технологию окрашивания кумача. Затем к красильням присовокупил и ткацкое производство, так что постепенно скомпоновался весь комплекс Соколовской мануфактуры (название было образовано от названия самой ближней деревни). Продукция мануфактуры была представлена в Москве, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, в Закавказье и Средней Азии.

Барановские ситцы стали известны по всей стране, спрос на них был огромен: яркие, качественные и недорогие, с нарядными рисунками, они сами просились в руки и неоднократно брали призы на престижных выставках в Париже, Антверпене, Бостоне и т.д.

Абрам Архипов. Слева – «Крестьянка», 1925. Справа – «Крестьянка в зеленом фартуке», 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Абрам Архипов. Слева – «Крестьянка», 1925. Справа – «Крестьянка в зеленом фартуке», 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Баранов искренне любил прогресс, состоял почетным членом Общества распространения технических знаний. И сам инициировал создание Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурного производства. Его собственные предприятия были чем-то вроде кузницы кадров – там внедрялись самые передовые технологии, и работавшие у него инженеры получали уникальный профессиональный опыт.

По его же инициативе было проведено масштабное исследование: он нанял лучших из местных экономистов и статистов, которые изучили работу кустарных производств близ Александрова и в соседних уездах. Сегодня это удивительный документ, один из немногих, рассказывающих, чем жили и как работали кустари Владимирской губернии. 

Практически с самого начала Баранов строил свой бизнес на принципах, как сказали бы сегодня, социальной ответственности. Он был уверен, что каждый человек независимо от происхождения должен иметь право на образование – и не жалел денег на организацию народных школ. Одна из таких школ была построена в Струнино. Она была рассчитана на 120 мест, но желающих набралось столько, что учиться стали в две смены – 250 учеников.

Со временем он построил в уезде более десятка школ для рабочих и крестьянских ребятишек, а при школах открыл ремесленные курсы, которые обеспечивали выпускников перспективными профессиями. Позже Баранов создал и собственные курсы подготовки учителей, и инициировал первый в России съезд учителей. Его задачей было дать образование как можно большему числу детей, с помощью знаний открыть для них новые возможности развития.

Мануфактура Барановых
Мануфактура Барановых. Фото: https://www.alexnews.info/

Фабрика Баранова стала градообразующим предприятием Струнина. В самом прямом смысле – город со временем образовался вокруг нее, и во многом – на деньги ее владельца. Баранов построил в Струнино больницу, открыл аптеку и богадельню для инвалидов. Во время очередной войны в Турции он, будучи членом Комитета общества Красного Креста, развернул госпиталь для раненых военных в собственном флигеле.

Мало того: в этом населенном пункте, который был еще чем-то вроде рабочего поселка, он построил собственный театр. Дело неслыханное! Правда, играла в нем самодеятельная труппа, но в этом еще один плюс: рабочие, как играющие на сцене, так и сидящие в зрительном зале, получали (нередко впервые!) опыт содержательного творческого досуга. Школы и театр многим давали интерес к дальнейшему самообразованию.

Во многом благодаря стараниям Баранова через Александровский уезд прошла ветка железной дороги, а станция, которая сегодня называется Струнино, долгое время именовалась Бараново.

Настало время кумача

«За власть Советов». Луппов Сергей Михайлович, 1930-е.
«За власть Советов». Луппов Сергей Михайлович, 1930-е. Фото: https://www.litfund.ru/ / Из коллекции Леонида Сорочана

Асаф Иванович не увидел подлинного триумфа своего знаменитого кумача. Он умер в 1905 году, когда только-только появилась мода на кумачовые банты, приколотые к груди, – так обозначали себя сторонники либеральных взглядов. Это был вызов обществу, знак принадлежности к несогласным.

Мода эта взялась не на пустом месте. Красные флаги стали символом пролетариата сначала во Франции, в период 1830–1848 годов. В России в этом же качестве красные флаги время от времени использовались во время локальных восстаний с 1861 года. Но только в 1905 году кумачовые искры стали вспыхивать на груди левых во всех больших городах страны. Нет, далеко не все, кто, оттопыря губы и скосив глаза, прикалывал перед зеркалом к лацкану пиджака или борту мундира красный бант, мечтали расстрелять семью императора. Тогда это был лишь знак принадлежности к либеральному, демократическому крылу, значительная часть которого и не помышляла о кровавых гражданский войнах. «Красные» еще не были теми красными, которые полностью перевернули жизнь страны 12 лет спустя.

Вот тогда-то, в 1917 году, оно и настало – настоящее время кумача. Время, когда красный бант носил даже великий князь, а красные флаги закрыли небо обеих столиц, И тут кумач оказался вне конкуренции: он не выгорал на солнце и не линял под дождем, он с готовностью разворачивался над головами, горя над февральскими снегами, над октябрьской слякотью, над серыми шинелями, над рабочими блузами, над крестьянскими армяками… Его оттенок был ярок и глубок, как цвет артериальной крови. И именно кровь он теперь символизировал.

«Наливалися знамена кумачом последних ран», – бодро орали революционные массы.

Кумач фигурировал в песнях и стихах тех лет уже не как цвет революционной борьбы за справедливость – это был символ жестокости, беспощадности, убийства. 

Марина Цветаева:

Блещут, плещут, хлещут раны – кумачом,
Целоваться я не стану – с палачом!

Премирование ударниц-текстильщиц фабрики «Красная роза». Луппов Сергей Михайлович
Премирование ударниц-текстильщиц фабрики «Красная роза». Луппов Сергей Михайлович, 1936. Тверская областная картинная галерея

Демьян Бедный:

Зашумев веселым роем,
Мы под солнечным лучом
Все дороженьки покроем
Ярко-алым кумачом.

Нет, здесь речь не о нарядных рубахах и сарафанах.

Николай Асеев:

У нас пирогами изба красна,
у нас над лугами горит весна.
И красный кумач на клиньях рубах,
и сходим с ума о красных губах.

Поэт Василий Лебедев даже взял себе слово «Кумач» в качестве второй фамилии. Якобы потому, что за рыжие волосы мама в детстве называла его Кумачонком. Подозреваю, что, скорее всего, фамилия «Лебедев-Кумач» просто лучше продавалась в советские годы.

Реки кумача текли по стихотворным страницам и по дорогам Гражданской войны.

А потом еще 70 лет кумач украшал города и портреты вождей, осенял марширующих солдат и гражданских, покрывал политические гробы. Булгаковское «взвейся да развейся» – это про него. Не берусь утверждать, но, возможно, кумача производили больше, чем какой бы то ни было другой окрашенной ткани. И среди тех, кто его производил, были в том числе предприятия Баранова. Владельцев давно не было в живых, их смыло потоками кумача. Деревенские модницы давно не зарились на горящую красную ткань. Но ее все производили и производили – главную ткань страны.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен