Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Осторожно, гололед! Памятка для тех, кто боится поскользнуться

Корреспондент портала «Милосердие.ru» протестировала средства защиты от гололеда и выбрала те, что действительно работают

Средство для антискольжения на льду на ботинке

По статистике, каждый пятый больничный зимой выписывается по причине падения на скользких улицах. Можно ли уберечься от гололеда? Корреспондент «Милосердия.ru» узнала, какую обувь лучше приобретать для скользких улиц, записала советы травматолога и лично протестировала средства, которые помогут не чувствовать себя на городских дорогах как на катке.

Лейкопластырь отклеивается, а наждачка – неплохо работает

Ледоход с наждачкой
Накладка на подошву в абразивной поверхностью. Хорошо тормозит на льду, но быстро стирается – за зиму придется сменить несколько штук

Народные средства от скольжения – лейкопластырь и наждачная бумага на подошве. Начать свои полевые испытания я решила именно с них.

И вот что я вам скажу: лейкопластырь, конечно, лучше, чем ничего, но все же на шкале «стопроцентная защита – нулевая защита» он ближе к нулю. Пластырь может помочь, если льда немного, и он быстро отклеивается из-за постоянного контакта с влагой. Мой совет: берите самый примитивный пластырь, разумеется, не бактерицидный. Лучше его клеить, прикрепляя к боку подошвы (если вас не смущает, что он будет кокетливо сообщать о своем присутствии всем, кто засмотрится на вашу обувь). И не забывайте проверять, на месте ли «помощник» и не волочится ли за вами лента телесного цвета.

Как выбирать обувь с нескользящей подошвой

Какая подошва не скользит? В первую очередь достаточно мягкая и эластичная. Чем она рельефнее, тем выше антискользящие свойства. Каблук – минимальной высоты и достаточно широкий.

Материал подошвы также имеет значение. На первом месте по эффективности – эластомер или термоэластопласт (ТЭП). Обувь на такой подошве хорошо держит тепло, пружинит. Единственный минус – это грубый материал, вы вряд ли найдете изящные ботильоны с термоэластопластом.

Обувной мастер Виктор Сидоров объясняет, как отличить подошву из ТЭП: если поднять стельку, в обуви можно нащупать своего рода «квадратики», или внутреннюю решетку, – так подошва выглядит изнутри. Вы также можете протестировать обувь на скользкой поверхности: подошвы из ТЭП сдвинуть с места будет значительно сложнее.

На втором месте – усовершенствованные варианты полиуретана: термополиуретан (ТПУ) и морозоустойчивый полиуретан. Они сделаны специально для зимы, сохраняют на холоде эластичность (в отличие от обычного полиуретана), не скользят. Но обувь с подошвой из ТПУ будет достаточно тяжелой, и потребуется сразу купить теплые стельки: ноги в таких ботинках ощутимо мерзнут.

На третьем месте обычная резина: да, она хороша на льду и достаточно эластична, но при низких температурах твердеет и начинает скользить. Самый плохой вариант – полиуретан, он трескается на морозе и скользит.

С наждачной бумагой сейчас попроще: существуют специальные фабричные накладки, которые можно приобрести на популярных маркетплейсах и носить, закрепляя с помощью резинки на носке и пятке у своей обычной обуви. Насадка с абразивным покрытием покрывает часть стопы и препятствует скольжению. Это довольно удобно: надев наждачку, я тут же о ней забыла и не ощущала никакого дискомфорта.

Но то ли слишком эластичная резинка, то ли мои неумелые руки тому виной, только в какой-то момент обе насадки сместились при ходьбе от носка в сторону пятки, поэтому сам носок оказался незащищенным, а в этом случае, как оказалось, ледоходы практически бесполезны: вы наступаете на носок, поскальзываетесь и дальше уходите, как сказали бы автолюбители, в неконтролируемый занос. Поэтому абразивные накладки крайне важно надеть так, чтобы они не смещались, и следить за этим.

Я думала, что на покрытие моментально налипнет снег и сделает это изделие бесполезным, благо снега навалило по колено, а тротуары почистить не успели, но нет – сами абразивные «покрышки» оставались чистыми.

Из плюсов наждачки – в таких накладках можно водить машину, заходить в помещения без боязни повредить пол, они бесшумные и достаточно удобны. Но есть и минус: абразивное покрытие достаточно быстро стирается от контакта с асфальтом, накладки на обувь придется часто менять.

Ледоступы защищают, независимо от модели

Разные модели ледоходов
На фото – ледоходы на всю подошву и для пятки. У пяточных есть дополнительная фишка – светоотражающая полоса

Вдохновившись опытом с абразивными накладками, я закупила на маркетплейсе сразу несколько модификаций так называемых ледоступов (еще их называют ледоходами) с разными типами шипов и с разной локализацией – для пятки, носка и для всей подошвы.

Скажу сразу: оказалось, что это работает. Какую бы модель вы ни выбрали, она будет защищать вас от падений и травм. Однако, как и у любого изобретения такого рода, у ледоступов есть свои нюансы.

Если вы когда-нибудь ходили по твердому покрытию в шиповках или футбольных бутсах, то хорошо себе представляете это немного странное ощущение, когда вы как бы не касаетесь ногой земли. Иногда пользователи ледоступов с шипами отказываются от них именно по этой причине: «Лично мне ходить неудобно – как на воздушных подушках».

Как правильно надевать ледоступы

В тепле, чтобы вы не растягивали на морозе резину. Если это модель, которая с помощью двух резиновых петель фиксируется на всей стопе, сядьте удобно и сначала наденьте носочную часть, потом пяточную. Обычно у ледоступов на фиксирующих резинках есть язычки, за которые их удобно натягивать и стягивать. Обратите внимание: интуитивно хочется надеть на носок более широкую часть изделия, но это неправильно: спереди должна быть та часть, где больше шипов, на пятке их меньше! Меньшая петля надевается на носок, большая на каблук.

Кому-то удобнее это делать не на ноге. Пользователи рекомендуют в этом случае сесть, зажать ботинок между коленями и натянуть так же: сначала на носок, потом на пятку. Минус этого способа: можно деформировать обувь, которая не натянута по ноге, замять резиной складки.
Если это ледоходы, которые надеваются только на носочную часть обуви, удобно натянуть сначала пяточную петлю, а после зафиксировать носочную.

Проверьте, не перекрутились ли резинки – иначе это может создавать неудобство и способствовать тому, что лехододы будут смещаться.

Надевайте ледоступы непосредственно перед выходом на улицу и не заходите в них «на минутку» в комнату, чтобы взять забытую вещь: с высокой степенью вероятности вы испортите покрытие пола (если это не крепкая плитка и не камень, хотя и в этом случае есть риск царапин).

Второй момент, который может доставлять дискомфорт, – ощущение шипов через подошву. Чем ближе они расположены к носку, тем больше риска, что вы будете их чувствовать. Кроме того, поскольку ледоступы не зафиксированы намертво на обуви и в некоторой степени подвижны, это их перемещение под стопой тоже может ощущаться.

Совет: если планируете длительную прогулку, сначала испытайте ледоступы на короткой дистанции, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

Гвоздики и звездочки: какие шипы выбрать для максимальной устойчивости

Ледоход со звездочками
Ледоходы с шипами-звездочками. После нескольких прогулок шипы заржавели, а некоторые и вовсе потерялись. Выбирайте качественный товар и внимательно читайте отзывы!

Эффективность ледоступов не в последнюю очередь зависит от формы шипов.

Шипы-звездочки были первыми, которые я надела для тестирования и даже специально нашла замерзшую лужу, которая стала одним из этапов теста для всех проверяемых шипов. Так вот, даже на почти гладком льду звездочки хорошо удерживали от падения! Осмелев, я взялась в них штурмовать заледеневший гладкий пандус в магазине – из тех, которые сделаны под таким углом, что колясочник оттуда неминуемо свалится, – и к моему восторгу я легко поднялась и спустилась по нему. Звездочки оказались эффективны даже на скользком кафеле и лестницах.

Правда, есть и минусы, хотя они скорее касаются выбранной мною бюджетной модели: уже после первой же прогулки я вернулась домой с 14 из 16 шипов, два остались где-то на улице. В последующие два дня их стало еще меньше. Через три дня использования на шипах появилась ржавчина. Видимо, надо брать модели подороже.

Шипы-гвоздики оказались менее удобным и создавали некоторое ощущение неустойчивости. Я бы сказала, что со своей задачей они справляются на четыре с минусом. В гвоздиках я вновь отправилась на свою тестировочную замерзшую лужу и с неудовольствием поняла, что идти в них по чистому льду, например, нельзя – они все же скользят, в то время как звездочки притормаживали.

Для продолжения эксперимента я отправилась, цокая, в торговый центр. Оказалось, что звук от соприкосновения шипов с асфальтом не идет ни в какое сравнение с тем звонким клацаньем, которое разносится по всему магазину, как только вы туда заходите. А если вы зайдете в лифт или пройдетесь по любому металлическому покрытию, то будете просто звездой – внимание окружающих вам обеспечено.

На мокром мраморном полу метро в гвоздиках я чуть не упала. А еще сделала небольшое открытие: они не застревают в ступеньках эскалатора, хотя я была готова к этой проблеме.

После первой же прогулки шипы частично сточились. Вероятно, это проблема конкретно этой модели, потому что через три дня носки ледоходы вдруг начали на ходу сваливаться – возможно, растянулась резина.

Совет: носите с собой непромокаемый пакет – производители рекомендуют перед входом в помещение и метро ледоходы снимать.

Каблук или носок: не цокать, как лошадь

Ледоход на ботинке
Накладка на пятку в ходе полевых испытаний: автор, фотограф и редактор материала специально отправились на прогулку в окрестностях редакции

Кроме ледоходов, покрывающих всю стопу, есть модели, у которых шипы (как правило, гвоздики) расположены только на пятке или на мыске.

Пяточные накладки хороши в двух случаях: если вы не хотите цокать при ходьбе, как полковая лошадь на параде, и если вы регулярно планируете водить в них машину. К моему удивлению, пяточные накладки продемонстрировали неплохие противогололедные свойства. Во время теста на замерзшей луже при движении вперед стопа начинала ехать, но пятка ее быстро тормозила. Понравилось и то, что в них было гораздо удобнее ходить в метро и магазинах.

Кроме того, в отличие от предыдущих гвоздиков по всей стопе эти шипы были победитовыми, и после нескольких тестов и тщательного осмотра я не обнаружила никаких следов деформации и ржавчины, они выглядели как новые. У пяточных ледоступов принципиально другой и регулируемый способ крепления – эти ледоходы не сваливаются никогда, но могут смещаться. По безопасности они немного уступают ледоступам с шипами по всей стопе, но, безусловно, имеют право на существование.

Носочные ледоступы подойдут тем, кто даже зимой хочет носить обувь на каблуке. Но лично я долго собиралась с духом, чтобы их протестировать, потому что прогулка на каблуках и с шипами представлялась мне акробатическим этюдом. Убедившись, что у любимого травматолога сегодня приемный день, я надела сапоги и принялась натягивать на подошвы ледоходы. Сразу обнаружилась проблема: за счет того, что у кожаных сапог пятка практически вровень с каблуком и резине не за что зацепиться, мне показалось, что фиксируется она не очень надежно. Это ощущение меня не обмануло – домой я вернулась в одном ледоходе, куда делся второй – неизвестно.

Почти сразу обнаружилась вторая проблема: из-за плохой фиксации, возможно, из-за слишком эластичной передней резинки сама резиновая пластина с шипами ездит вдоль подошвы. Поэтому сам носок – та его часть, которая первой наступает на землю, – оказывается оголенным, нога уже немного скользит.

Но если это, возможно, проблема конкретной модели, то третья сложность, скорее всего, общая: да, передняя часть тормозит скользящее движение ноги, но потом вы опускаете ногу на каблук, а он проскальзывает, и ощущения надежности не возникает.

В общем, прогулка на каблуках не обманула моих ожиданий – в городе, где еще не начали активно чистить снег, это, конечно, цирковой номер без страховки. Шла с некоторым ужасом, вспоминая, как в 16 лет других зимних сапог, кроме как с каблуками, не признавала.

Советы травматолога: как вести себя на зимних улицах

Алексей Рыкунов, руководитель центра травматологии и ортопедии клиники GMS, травматолог-ортопед, советует соблюдать простые правила на скользких зимних улицах:

— Когда гуляете, не пользуйтесь телефоном: это может отвлечь и вы поскользнетесь.

— Постарайтесь выходить так, чтобы у вас не было необходимости торопиться и бежать.

— Не держите на улице руки в карманах и по возможности следите за тем, чтобы они были свободны.

— Ступайте всей подошвой, а не носком или пяткой.

— Если поскользнулись, постарайтесь сгруппироваться. По возможности не падайте на ягодицы, колени и локти, а также кисти рук.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен