В конце сентября в Москве прошел Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». Но наш рассказ не о фестивале, а о людях, играющих на сцене этих особых театров

В конце сентября в Москве прошел пятый Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». В этом году в конкурсе приняли участие 90 театральных коллективов, 17 из которых были приглашены на фестивальную неделю. Но наш рассказ не о фестивале, а о людях, играющих на сцене этих театров.

Обычно говорят, что театр начинается с вешалки. Протеатр начинался со ступенек — фестиваль особых театров проходил на четвертом этаже культурного центра ЗИЛ, в котором пока нет пандусов и лифтов. Но организаторы позаботились о людях с ограниченными возможностями передвижения — колясочников (артистов, режиссеров и зрителей) на руках поднимали волонтеры

На фестивальной неделе московскому зрителю были представлены лучшие спектакли российских и зарубежных особых театров. Особые театры – это театральные коллективы с участием людей с инвалидностью. Принято думать, что творчество опирается на природную одаренность. Однако, по мнению организаторов фестиваля «Протеатр», способности опираются не столько на природные задатки, сколько формируются в общении с другими людьми. Люди с инвалидностью часто не имеют возможности такого общения в силу социальных или физических ограничений. А участие в работе над театральными постановками, репетиции, гастроли, встречи помогают им открывать для себя других людей, другую культуру, дают новые возможности для восприятия действительности и ее творческого переосмысления. Интересна такая работа и для режиссеров, так как процесс создания условий для выявления и развития сценического обаяния особых актеров рождает новые выразительные средства, новые театральные формы.

Фестивально проходил в нескольких залах культурного центра. Постановки следовали друг за другом, поэтому зрители могли переходить из зала в зал, ничего не пропуская

«Актеры особых театров уникальны, — комментирует театральный и кинорежиссер Андрей Житинкин, — У них есть то, чего нет у других актеров, обычных. Однажды я был потрясен работой с глухонемыми актерами. Я даже приглашал своих актеров смотреть и учиться у них. Актер он сам и есть инструмент, как у художника холст, у музыканта скрипка. И чем актер тоньше организован, чем он более изыскан, чем глубже его внутренний мир, тем интереснее в зале и тем уникальнее сам спектакль».

Спектакль «Наш Маршак», в постановке театра «Радость моя» из города Сыктывкар

В труппе театра 13 человек, из которых 9 актеров с инвалидностью, 2 волонтера-помощника, звукорежиссер и режиссер. Марина Афонасенко, режиссер: «Театр существует 3 года и в нашем репертуаре 3 постановки. Все детские. Кроме своей сцены, мы ездим со спектаклями в детскую клиническую больницу и в большие села республики Коми. В Сыктывкаре не так много постановок делается для детей и нас везде принимают с радостью. Я опасалась, что к нашему особому театру будет какое-то неправильное отношение в деревнях, но нас принимают очень хорошо. Ни разу не было никаких неприятных инцидентов. Каждый актер в моем театре считает себя главным. Даже если актер может сказать только «А!», у нас будет место в постановке, где он выйдет в центр и скажет свое «А» и оно вольется в общее повествование так, что зритель даже не догадается, что это единственное «А», которое он может произнести. В этом сложность, но в этом и искусство»

Фестиваль «Протеатр» был создан в 2001 году в поддержку театрального творчества людей с инвалидностью. С тех пор, каждые три года проходят фестивальные недели – смотры лучших спектаклей особых театров со всей России. Сегодня фестиваль вышел уже на международный уровень и в 2013 году, кроме российских театров, в нем приняли участие еще 27 коллективов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме показа собственно спектаклей, на фестивале состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации», в рамках которой специалисты из Франции, Швеции, Испании, Греции, Чехии, Узбекистана и России поделились своим опытом в работе с особыми актерами.

Спектакль «Живи и помни», по одноименному произведению Валентина Распутина в постановке народного домашнего театра-студии «Оптимисты», Ставропольский край, село Старомарьевка. На фото: режиссер театра Михаил Литвинов

Показанные в спектакле события относятся к военному времени. Главные герои — дезертир, самовольно ушедший с фронта и его жена, которая ждала мужа дома, но ждала фронтовика, а не преступника

Театр «Оптимисты» — уникальный театр, так как существует в селе, прямо на участке режиссера. Первые спектакли были поставлены в 16 метровой комнате его дома, потом рядом был построен небольшой сарай, где можно уместить уже не 20, а 60 табуреток для зрителей. Актеры репетируют каждый день, в их репертуаре 17 произведений. Односельчане могут приобщаться к искусству совершенно бесплатно. Об этом народном театре даже снято кино

Перед каждым спектаклем зрителей спрашивали есть ли среди них слабослышащие или глухие и в этом случае в зал приглашали сурдопереводчика

Спектакль «Шуточка», в постановке театра-студии «Паяц» из города Липецк

Спектакль поставлен по рассказам А.П.Чехова «Рыбья любовь» и «Шуточка»

Театр-студия был создан в 2004 году на базе школы-интерната 3-4 вида (для слабовидящих). В театральной студии занимаются 30 детей в возрасте от 7 до 20 лет с серьезными нарушениями зрения и незрячие

Мест в зрительном зале практически не было. На спектакли собирались сами участники, студенты актерских училищ и волонтеры. А в последние дни фестиваля пришлось даже организовывать дополнительные сидячие места, на полу перед первым рядом

Кроме собственно спектаклей, на фестивале было отведено время для мастер-классов, лекций, открытых репетиций и лабораторных показов

Открытая репетиция Интегрированной театральной студии «Круг II», в которой занимаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья

Спектакль «Кольцо желаний», в постановке народного театра «Внутреннее зрение»

Половина актеров в этом театре — инвалиды по зрению, другая половина — те кто хочет получить актерский опыт, научиться актерскому мастерству

Спектакль «Пушкин. Болдинские драмы», в постановке «Театра простодушных»

Весь основной состав этого театра — люди с синдромом Дауна

На фото слева: директор театра Игорь Неупокоев

На фото: вид из-за занавеса. По краям стоят суфлеры, которые подсказывают актерам их роль, если в этом случается необходимость

За сценой, в гримерке, актеры ждут своего выхода. Помощники — родители и близкие — помогают им переодеваться и вовремя выходить на сцену

Здесь же хранится реквизит, стоят термосы с горячим чаем и бутерброды

Следующий выход!

Спектакль «Присутствие», в постановке театра движения «Лик» из Ташкента

Особенность этой постановки в том, что работа актеров в ней — импровизация. Есть некоторая схема, по которой развивается сюжет, но в остальном каждый спектакль не похож на предыдущий

Александра Плотникова, студентка психфака МГУ, актриса театра «Лик»: «Вся наша работа строится на импровизации и в ней я могу высказать все то, что у меня внутри. Все то, что я может быть иначе никому бы и не сказала. Кроме того, я лучше узнала свое тело, я научилась им управлять. Врачи говорили мне, что лучше при моем заболевании мне не будет, можно только закрепить то что есть. Но в театре я опровергла это заявление, при систематических занятиях появился прогресс. Кроме физической нагрузки, позитивные эмоции, хорошая компания — все это вместе дает результат».

Рассказывает Лилия Севастьянова, режиссер театра «Лик»: «Очень часто особые театры открываются в интернатах или в обществах инвалидов, где собираны люди с одинаковыми заболеваниями. У нас этого нет. У нас все разные. Поэтому нам пришлось искать какой-то общий для всех язык. Так чтобы могли участвовать и глухие, и слепые, и опорники. Такой язык был найден — это язык движения. Ролей и слов, в привычном понимании, у нас нет. Есть только движения, жесты, мимика. Мы не берем готовые пьесы. Мы исходим из реальной жизни этих ребят, из их переживаний своей инвалидности, их мыслей, жизненных обстоятельств. Потому что с каждым из них происходят готовые драмы. Они мечтают о дружбе, о любви. Это и есть основа наших спектаклей».

Нежный и очень лиричный спектакль о взрослении и связанных с ним метаморфозах, о понимании инвалидности